17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на костре инквизиции. С тех пор миновало четыре столетия. На современников его смерть произвела не меньшее впечатление, чем выдвинутые им идеи. Поныне его имя знают буквально все – но помнят не более как жертву инквизиции.
С тех пор, как 17 февраля 1600 года Джордано Бруно взошел на костер, принято считать, что он пострадал за научные открытия. Но понять сегодня, в чем же заключалась научная новизна его воззрений, теперь мало кто сможет. Бесконечные повторы в энциклопедиях и учебниках, что Бруно «развивал космогонию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной» и был «обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме», породили устойчивое мнение, будто ученого казнили именно за высказывание им научных идей. Между тем церковь тогда не была такой уж гонительницей науки; ученому никто не запрещал размышлять, пусть даже развивая идеи Коперника!
Солнце Коперника
Книга Николая Коперника «О вращении небесной сферы», опубликованная в год смерти астронома (в 1543 г.), вовсе не была запретной. Коперник не считал ее противоречащей основам веры и не скрывал своей работы над ней. Более того, в 1542-м в письме папе Павлу III он сообщал, что публикует книгу по просьбе своих друзей: кардинала Николая Шонберга и епископа Тидемана Гизе; просили о публикации и «многие другие выдающиеся и ученейшие люди».
Правда, в предисловии к книге богослов Андреас Осиандер преподносил гелиоцентрическую систему мира лишь как некий способ расчета видимых движений небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея – но есть факты, что сам Коперник с Осиандером не был вполне согласен… Тот, кого мы знаем под именем Джордано Бруно, родился через пять лет после смерти Коперника, в 1548 году в Ноле близ Неаполя. В11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику, диалектику. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доминика, где продолжил обучение.
Здесь он принял сан священника, однако же усердные занятия науками выработали в нем критическое отношение к догматам церкви. Он увлекся идеями Коперника и стал пропагандировать их. И ему никто не мешал! Даже после сожжения Бруно основные космогонические идеи Коперника и самого Бруно не были запрещены. А вот, когда он стал говорить о бесконечности Вселенной и о множестве обитаемых миров, это, конечно, могло быть расценено как сомнение в вере, поскольку речь уже шла не о строении физической Вселенной, и средневековые схоласты опровергали его: не может быть бесконечного множества миров, если Бог один, и сын Его один. А Бруно высмеивал этот аргумент.
Аристотель и научный мир
Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал из Неаполя в Рим, а затем, посчитав Рим недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, нигде не задерживаясь надолго. В Женеве за резкую критику кальвинистов (он конфликтовал не только с католиками) он попал в тюрьму.
По освобождении (в 1579 году) перебрался во Францию. Здесь одну из его публичных лекций посетил король Генрих III и был так очарован блестящим докладом, что пригласил ученого в Англию. Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде; поссорился с местными профессорами и опять перебрался в Лондон. Тут он издал ряд трудов, среди которых один из главных: «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), а через два года, несмотря на покровительство высшей власти Англии, вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.
Талант наживать врагов
Бруно не считал нужным скрывать свое мнение о тех, кого считал дураками, а также и не стеснялся воспевать свои особые способности. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию.
Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые». Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум. Любил спорить с религиозными деятелями по поводу религии, а поскольку он отличался прекрасной памятью и знал всю Библию наизусть, то мог успешно и ярко побивать оппонентов в религиозных спорах, не стесняясь переходить на личности, прямо заявляя спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. В своей космологии опровергал противоположность между Землей и Небом. Говорил, что одни и те же законы действуют во всех уголках Вселенной. Высказал идею об обитаемости других миров.
Суд Святой инквизиции
В 1591 году Бруно принял приглашение на работу от венецианского магната Джованни Мочениго, но очень скоро они рассорились, причем настолько, что бывший благодетель собственноручно передал Джордано венецианской инквизиции, сопроводив свое действие соответствующим доносом. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 году передали римским коллегам. В Риме его долго пытались склонить к раскаянию и затем судили. Причем, по показаниям очевидцев, судьи были поражены и удручены своим собственным приговором сильнее, чем обвиняемый, воспринявший его с полным равнодушием. Возможно, каждый из судей думал, что весь конклав проявит снисхождение к великому мыслителю, и лишь он один покажет свою принципиальность.
Приговор начинался словами: «Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, уже восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело». Попутно запретили все его книги и писания, повелев: «Отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в ее руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг». Самого Джордано Бруно как не раскаявшегося еретика 17 февраля 1600 года сожгли на Камподеи Фьори (Площади Цветов) в Риме.
И только через 16 лет после сожжения Бруно католической церковью были отвергнуты научные идеи Коперника! Да и то, пошли на это в результате политических интриг между французской и испанской партиями за влияние на папский престол. Святая инквизиция рассмотрела два вопроса: находится ли в центре мира неподвижное Солнце, и вращается ли вокруг него Земля. Положительный ответ на первый вопрос был признан еретическим, а на второй – ошибочным…