22.11.2024

Истории. Неистовый еретик


17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на костре инквизиции. С тех пор миновало четыре столетия. На современ­ников его смерть произвела не меньшее впечат­ление, чем выдвинутые им идеи. Поныне его имя знают буквально все – но помнят не более как жертву инквизиции.

НЕИСТОВЫЙ ЕРЕТИК.

С тех пор, как 17 февраля 1600 года Джордано Бру­но взошел на костер, принято считать, что он пострадал за научные открытия. Но понять сегодня, в чем же заключа­лась научная новизна его воз­зрений, теперь мало кто смо­жет. Бесконечные повторы в энциклопедиях и учебниках, что Бруно «развивал космо­гонию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной» и был «обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме», породили устойчи­вое мнение, будто ученого казнили именно за высказы­вание им научных идей. Меж­ду тем церковь тогда не была такой уж гонительницей нау­ки; ученому никто не запре­щал размышлять, пусть даже развивая идеи Коперника!

 

Солнце Коперника

НЕИСТОВЫЙ ЕРЕТИК.

Книга Николая Коперника «О вращении небесной сфе­ры», опубликованная в год смерти астронома (в 1543 г.), вовсе не была запретной. Коперник не считал ее противоречащей осно­вам веры и не скрывал своей работы над ней. Более того, в 1542-м в письме папе Павлу III он сообщал, что публикует книгу по просьбе своих друзей: кардинала Ни­колая Шонберга и епископа Тидемана Гизе; просили о пу­бликации и «многие другие выдающиеся и ученейшие люди».

 

Правда, в предисло­вии к книге богослов Андреас Осиандер преподносил гелиоцентрическую систему мира лишь как некий способ расчета видимых движений небесных светил, имеющий такое же право на существо­вание, как и геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея – но есть факты, что сам Коперник с Осиандером не был вполне согласен… Тот, кого мы знаем под име­нем Джордано Бруно, родился через пять лет после смерти Коперника, в 1548 году в Ноле близ Неаполя. В11 лет его при­везли в Неаполь изучать лите­ратуру, логику, диалектику. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доминика, где продолжил обучение.

 

 

Здесь он принял сан священника, однако же усердные занятия науками выработали в нем критическое отношение к дог­матам церкви. Он увлекся идеями Копер­ника и стал пропагандиро­вать их. И ему никто не мешал! Даже после сожжения Бруно основные космогонические идеи Коперника и самого Бруно не были запрещены. А вот, когда он стал говорить о бесконечности Вселенной и о множестве обитаемых миров, это, конечно, могло быть рас­ценено как сомнение в вере, поскольку речь уже шла не о строении физической Все­ленной, и средневековые схоласты опровергали его: не может быть бесконечного множества миров, если Бог один, и сын Его один. А Бруно высмеивал этот аргумент.

 

Аристотель и научный мир

НЕИСТОВЫЙ ЕРЕТИК.

Своими высказываниями он смущал собратьев-мона­хов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал из Неаполя в Рим, а затем, по­считав Рим недостаточно без­опасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподава­нием, нигде не задерживаясь надолго. В Женеве за резкую крити­ку кальвинистов (он конфлик­товал не только с католика­ми) он попал в тюрьму.

 

 

По освобождении (в 1579 году) перебрался во Францию. Здесь одну из его публичных лекций посетил король Генрих III и был так очарован блестящим докла­дом, что пригласил ученого в Англию. Сначала 35-летний фило­соф жил в Лондоне, затем в Оксфорде; поссорился с мест­ными профессорами и опять перебрался в Лондон. Тут он издал ряд трудов, среди ко­торых один из главных: «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), а через два года, несмотря на покро­вительство высшей власти Англии, вынужден был фак­тически сбежать во Фран­цию, затем в Германию.

 

Талант наживать врагов

НЕИСТОВЫЙ ЕРЕТИК.

Бруно не считал нужным скрывать свое мнение о тех, кого считал дураками, а так­же и не стеснялся воспевать свои особые способности. Вот как, например, он отрекомен­довался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глу­бокой теологии, профессор чистейшей и безвредной му­дрости, известный в главных академиях Европы, признан­ный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию.

 

Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые». Он отказывался от любой традиции, которую не вос­принимал его разум. Любил спорить с религиозными де­ятелями по поводу религии, а поскольку он отличался прекрасной памятью и знал всю Библию наизусть, то мог успешно и ярко побивать оп­понентов в религиозных спо­рах, не стесняясь переходить на личности, прямо заявляя спорящим с ним, что они глуп­цы и недоумки. В своей космологии опро­вергал противоположность между Землей и Небом. Гово­рил, что одни и те же законы действуют во всех уголках Вселенной. Высказал идею об обитаемости других миров.

 

Суд Святой инквизиции

НЕИСТОВЫЙ ЕРЕТИК.

В 1591 году Бруно принял приглашение на работу от ве­нецианского магната Джованни Мочениго, но очень скоро они рассорились, причем настолько, что бывший благоде­тель собственноручно пере­дал Джордано венецианской инквизиции, сопроводив свое действие соответствующим доносом. Местные инквизи­торы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 году передали римским коллегам. В Риме его долго пытались склонить к раскаянию и затем судили. Причем, по показа­ниям очевидцев, судьи были поражены и удручены своим собственным приговором сильнее, чем обвиняемый, воспринявший его с полным равнодушием. Возможно, каждый из судей думал, что весь конклав проявит снисхождение к велико­му мыслителю, и лишь он один покажет свою прин­ципиальность.

 

 

Приговор начинался словами: «Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, уже восемь лет на­зад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величай­шее кощунство говорить, буд­то хлеб пресуществлялся в тело». Попутно запретили все его книги и писания, повелев: «Отныне все твои книги, ка­кие находятся в святой служ­бе и в будущем попадут в ее руки, были публично разры­ваемы и сжигаемы на площа­ди св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг». Самого Джордано Бруно как не раскаявшегося еретика 17 февраля 1600 года сожгли на Камподеи Фьори (Площади Цветов) в Риме.

 

И только через 16 лет по­сле сожжения Бруно като­лической церковью были отвергнуты научные идеи Ко­перника! Да и то, пошли на это в результате политических интриг между французской и испанской партиями за влия­ние на папский престол. Свя­тая инквизиция рассмотрела два вопроса: находится ли в центре мира неподвижное Солнце, и вращается ли во­круг него Земля. Положитель­ный ответ на первый вопрос был признан еретическим, а на второй – ошибочным…


66 элементов 2,273 сек.