22.11.2024

Еще один нож в спину?


О Турции Эрдогана мы стараемся писать аккуратно и без крайностей. На самом деле, то, что и как он сейчас делает, вызывает больше вопросов, чем ответов, но одно можно утверждать уверенно: Турция начала собственную большую игру, лишь частично используя возможности НАТО, взаимодействие с Европой и Штатами.

Вот прямо сейчас происходит какое-то лихое взаимодействие и Анкары с Москвой и многие очень подозрительно относятся к этим маневрам. Тем не менее, сухой остаток таков, что надо очень внимательно всматриваться в него, чтобы понять, кто кого там использует.

 

За Путиным совершенно незаслуженно закрепилось реноме сильного стратега, который играет крупные, многоходовые партии. На самом деле, единственное, в чем он действительно преуспел, это в использовании пропаганды. Мы уже не раз писали о его «подвигах» в роли президента и особенно, о его «победе» над Чечней. Это – один из самых показательных примеров, как с помощью пропаганды поражение подается как победа. В самом деле, Чечня уже давно вышла из правового поля РФ. Там не работает Конституция России, там почти моноэтническое население, своя армия и полиция. Нет ни одной структуры, которая может принять решение, вопреки воле Кадырова. То есть, внутри тела РФ живет некий султанат, но свою жизнедеятельность он поддерживает лишь за счет контрибуций, выплачиваемых «победителем». По всем фактическим признакам, Россия и Путин – проиграли войну в Чечне, но это преподано как победа, и публика это легко сглотнула.

То же самое и с Эрдоганом. В самый острый момент отношений между странами, Путин ввел санкции против Турции, а та – начала отрабатывать новые рынки и направления экономики, в обход возможностей, которые давали контакты с Россией. Прошло немного времени, и ситуация стала обретать явные очертания. По большому счету, именно России нужно было налаживать отношения с Анкарой, ибо та является одним из крупнейших потребителей российского газа. Мало того, география Турции позволяет легко диверсифицировать поставки газа. Мало кто заметил, но Эрдоган погасил конфликт с Израилем, который почти прервал все экономические отношения. Теперь идет быстрое восстановление отношений по всем направлениям. И все это случилось сразу после обнаружения гигантских запасов газа на шельфе Средиземного моря, вблизи Израиля. Сейчас там ведутся интенсивные работы по обустройству инфраструктуры месторождения. Не исключено, что при определенных условиях, Израиль быстро проложит подводный газопровод к берегам Турции и та уже будет выбирать, чей газ ей покупать, израильский или российский. И не стоит забывать Катар, который при стабилизации обстановки в Восточной Сирии и Западном Ираке, мгновенно протянет трубу до Турции.

Эрдоган смело играет на этом направлении, когда заявляет о том, что может дать согласие Газпрому тянуть свою трубу до Турции, но лишь такой мощностью, чтобы той хватало для внутреннего потребления и не более. А ведь Москва бредила «Южным потоком»! Ради этого потрачено огромное количество средств и усилий. На этом строился путинский стратегический замысел привязки к трубе Южной Европы. И тут – такой облом.

Причем, тема трубы – лишь фрагмент более крупной картины. Турция стягивает к себе коммуникации, о которых мечтал «стратег». Так, через 2 месяца будет закончено строительство сквозной железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. В первую очередь, речь идет не об организации пассажирского сообщения, а о грузовом коридоре, мощностью около 26,5 млн тонн грузов в год.

И это не только свяжет Азербайджан с Турцией современной и скоростной железнодорожной магистралью, но обеспечит западное плечо огромного трансконтинентального проекта, который продолжается по территории Туркменистана и Казахстана до Китая. Этот мощный логистический проект призван сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу на 12-15 суток, в сравнении с морским транспортом.

Но самое главное, новая железная дорога отнимает у России единственный сухопутный транзитный коридор, который долгое время считался одним из основных транспортных активов Москвы. Как только новая ЖД заработает, эксклюзивность российского Транссиба испарится и его наличие или отсутствие уже мало кого будет заботить. А посему, Сибирская магистраль станет менее загруженной и рентабельной. Таежная тишина все более глухо нависнет над российской железякой. Тем более, что Китай имеет мощные позиции как в Казахстане, так и в Туркменистане и этот маршрут для него куда более выгоден.

Вот так, с улыбкой, Эрдоган втыкает в спину другу Владимиру еще один турецкий ятаган. Так что Восток – дело тонкое и там нельзя увидеть все и сразу. Надо внимательно всматриваться и оценивать, без спешки.


67 элементов 1,400 сек.