Иран не устает удивлять и выдает перлы, которые ставят в неудобную позицию геополитику, воспетую одним из идеологов германского нацизма Карлом Хаусхофером и таким же идеологом российского нео-социализма – Александром Дугиным.
На протяжении последнего десятка лет Иран выглядел как серьезный партнер и временами – союзник России. По крайней мере, Тегеран получал различные технологии чисто военного характера и уж тем более – двойного назначения. Партнерство выглядело вполне логичным. Совок, а потом и Россия имеют репутацию поставщиков оружия для различных маргинальных режимов. Иран, будучи под санкциями, четко попадал в перечень маргиналов. РФ решила снабдить изгоя ядерным оружием, причем не просто ядерными устройствами, а поставив туда технологию полного цикла обогащения урана. Собственно говоря, имея работающий ядерный реактор и мощную обогатительную фабрику а также запасы урановой руды, любое государство может наработать некоторое количество оружейного плутония, достаточное для производства ядерного заряда. Именно это Путин и РФ делали на протяжении полутора десятков лет. АЭС в Бушере запущена, сырья у Ирана достаточно, вопрос уперся в мощности обогатительной фабрики, но и с этим Москва помогла. До завершения полного цикла производства ЯО осталось всего пару шагов и только жесткая позиция Израиля, пообещавшего решить этот вопрос самостоятельно, а также обещание снятия части санкций в обмен на отказ от производства ЯО, заморозили эту тему.
С-400 в Хмеймим
Тем не менее, программа передачи Ирану ядерных технологий демонстрирует уровень взаимодействия Москвы и Тегерана, что де-факто выводит их в союзники. Сирийская война только подтвердила такие выводы, ибо российские и иранские войска выступили в одной про-асадовской коалиции. Все это было бы понятно и логично, если бы не несколько «но».
Первое и самое важное «но» заключается в том, что Иран открыто нацелился на рынки сбыта нефти, которые всегда были вотчиной России. Послабленное эмбарго дало возможность Ирану продавать нефть в страны Восточной Европы и другие регионы, где РФ традиционно доминировала. Буквально несколько дней назад из Польши поступили сообщения о том, что местные НПЗ полностью переходят на иранскую нефть. Это совершенно не союзническое поведение Ирана имеет далеко идущие последствия. Дело в том, что технология переработки нефти затачивается на определенный вид сырья. От этого зависит перечень химикатов или технологических процессов, которые дают максимально глубокую степень переработки нефти. Переход на новый тип сырья ломает прежнюю логистику и является довольно затратным мероприятиям. Как стало известно, модернизация польских НПЗ не стала единоличной ношей Варшавы. В этом мероприятии приняли участие и сами иранцы, а кроме того, американские производители химикатов для нефтепереработки дали собственные бонусы на переходный период. Как результат, Россия потеряла рынок сбыта для своей нефти марки Юралс и возврата к ней уже не будет.
Это показывает основную болезнь России. Там давно экономика стала элементом политики, а раз так, то и орудием давления. Мы наблюдали нечто подобное в исполнении российского концерна Газпром. Но фокус в том, что торговать и угрожать, а тем более – воевать с потребителем своей продукции – верх безумия. Покупатель просто уйдет от тебя к другому, более вменяемому продавцу.
Не так давно в России громко смеялись над тем, что Молдова, а затем и Литва отказались от закупки другого российского сырья – газа. Но смех был совершенно напрасным, следовало тогда бить набат и что-то менять Но в Москве не сделали выводов и экономику легко принесли в жертву политике. Москва решила, что держать оккупационные войска в Приднестровье важнее нормальных отношений с естественным потребителем их сырья. Это же касается и Литвы, у морских границ которой постоянно бряцают железом российские корабли, а из Калининградской области хохочут «Искандеры». Дохохотались. Литва тоже утеряна, на очереди – Польша, а тем временем и Украина перестала закупать российский газ. На 2017-20 годы намечен ввод сразу нескольких терминалов по приему газа. Между прочим, Иран и здесь высказал свое непреклонное желание выйти на европейский рынок СПГ. То есть, кроме удара под дых Роснефти готовится такой же удар и Газпрому. Это – тоже не очень соотносится с совместным бряцанием оружия в Сирии, а также – напряжение в отношении Израиля.
Но сегодня Иран продемонстрировал совершенно неожиданный маневр, который наносит сокрушительный удар по последнему экспортному сектору экономики РФ – оборонке. Помнится, стояла дикая эпопея по поводу поставок в Иран комплексов ПВО С-300. Тогда иранцы сделали предоплату, но россияне тянули с поставками из-за санкций. В конце концов, комплексы доехали до Ирана, но не тогда, когда они были нужны позарез. Им отводилась роль воздушного щита, прикрывающего АЭС в Бушере и нескольких заводов по обогащению урана. Теперь это стало не актуально, ибо программа заморожена. Только после этого россияне с помпой поставили свое вооружение.
Иран остался одним из немногих мест, куда Россия может поставить свое оружие и получить за него деньги. Еще недавно очень перспективным рынком сбыта была Индия, но там последовательно свернулись все крупные программы. Сначала под нож пошли танки, потом – самолеты, а теперь и флот. Россия поставили Индии многострадальный авианосец, известный под именем «Викрамадитья», у которого практически нет силовой установки. Тот хлам, который поставили россияне, представляет собой убитые неумелыми руками котлотурбинные установки, которые россияне не умеют ни ремонтировать, ни обслуживать. А недавно индусы скупили оптом и дешево несколько российских фрегатов, которые так и не получили силовые агрегаты, производящиеся в Украине. Таким образом, Индия – тоже отваливается как платежеспособный клиент. Можно поставлять оружие Сирии, Вьетнаму, Кубе или другим «солидным» клиентам, но только они за оружие не платят, а Путин регулярно списывает десятки миллиардов долларов за поставленное железо.
Россиянам надо понимать, что статус второй в мире страны по экспорту оружия сродни оглушительной победе на сочинской олимпиаде. Все оружие, отправленное тому же Асаду, оплачивают российские налогоплательщики и никто более. Фактически Путин дарит оружие направо и налево. Есть и более простые схемы – поставки оружия в Лугандон. Это вообще никогда и никто оплачивать даже не собирался. Это все оплачено социалкой, образованием, сбережениями простых россиян, которые бьются в экстазе у телика с Киселевым или Соловьевым. Никто российское оружие не оплачивает! И второе место – виртуально. Если в поставках учесть только оплаченную продукцию, Россия вряд ли попадет даже в десятку крупнейших экспортеров.
И чтобы внести полную ясность, некоторые упомянутые выше страны, не такие уж и бедные, чтобы не платить за оружие. Они платят, но не по контракту, а по договоренности с руководством РФ. Перечислив 10-20% от суммы задолженности, покупатель получает списание долга, а гражданин Путин и его ребята, становятся богаче на $1-2 млрд американских рублей.