22.11.2024

Мусульманские царицы: пять великих женщин, покоривших исламский мир


 Настоящие мусульманки порой умеют очень громко разговаривать, отстаивать своё мнение и выносить судьбоносные решения.

Неудивительно, что в истории было несколько десятков правительниц мусульманских стран. Некоторые из них стоят того, чтобы их вспомнили поимённо.

Царицы Бхопала

До обретения Индией независимости и общности вторым по величине княжеством Индостанского полуострова было мусульманское государство Бхопал. Известно оно не только этим, но и своими правительницами: женщины правили в Бхопале в начале девятнадцатого века и с конца его до 1926 года. В Бхопале впервые в Индии официально приняли закон, включающий девочек в порядок престолонаследия — правда, приоритет оставался за мальчиками.

 Индийская миниатюра.

В 1819, после смерти князя Бхопала, наследницей была в особом порядке признана его единственная маленькая дочь. Но, поскольку возраст не позволял принцессе Сикандар (мусульманская форма имени «Александр / Александра») править, то фактически княжеством управляла её мать, Кудсийя. Чтобы дольше оставаться при власти, она оттягивала замужество выросшей дочери сколько могла, да и после замужества Сикандар зятю пришлось привлечь англичан, чтобы надавить на Кудсийю и получить престол.

В конце девятнадцатого века ситуация повторилась, но власть в итоге досталась княжне без постороннего вмешательства — мать-регентша, чьё имя трудно узнать сейчас, умерла, и на престол взошла дочь, от имени которой правили. Эту новую княгиню звали Султан Джахан. Она занимала трон до 1901 года, и её наследницей стала также дочь, Шах Джахан.

 Фотография Шах Джахан Бегум.

Шах Джахан построила самую крупную тогда в Индии мечеть, завоевав тем самым уважение духовенства. Доброта ей подарила признание народа, а искусная дипломатия — уважение местной знати. Шах Джахан не раз посещала Европу, встречаясь с правителями разных стран, а в 1926 году передала престол сыну. Именно в знак уважения к матери сын принял закон о включении девочек в очередь престолонаследия. Получается, до того все женщины правили в Бхопале незаконно.

Последняя татарская царица

Касимовское ханство, располагавшееся на территории современной Рязанской области, было последним отдельным татарским государством. В нём жили татары, происходящие от булгар и соседних с ними народов; основу войска ханства составляли татарские и эрзянские казаки. С самого основания Касимовское ханство было вассальным по отношению к Москве, но этого в какой-то момент оказалось мало, и при регентском правлении царевны Софьи его упразднили.

 Картина Рамзи Таскирана.

Последней правительницей ханства была Фатыйма-Солтан из рода Шакуловых, так же, как и Софья, регентша — но при сыне, царевиче Сеид-Бурхане. Известно, что мальчика охраняли силами не только силами касимовских казаков, но и специально приставленных царём Алексеем Михайловичем людей: московский сюзерен опасался, что мусульмане завоёванных ранее земель используют Сеид-Бурхана как знамя для восстания. Запрещалось царевичу также общаться с любыми иностранцами. Был случай, когда к причалам столицы подошли корабли с немецкими послами, послам прислали от царевича разной снеди, включая масло, взбитое руками ханши, с извинениями, что сам царевич видеться с ними не может.

В середине пятидесятых годов семнадцатого века Сеид-Бурхан крестился в православие и взял русскую жену. Москву это несколько успокоило. Фатыйма-Солтан пережила сына на два года, и после её смерти в 1681 году было объявлено, что наследовать некому: по закону ханства правители могли быть только мусульманами, а внуки Фатыймы-Солтан были православными. После смерти ханши поползли упорные слухи, что её задушили во сне, но, скорее всего, умерла она от старости.

 Картина Инвара Сайфутдинова.

Баху-Бике

После смерти аварского хана Умахана на престол взошёл муж его дочери, Султан-Ахмед. Но и он скончался через шесть лет, и власть оказалась в руках царицы Баху-Бике. Дело было в 1826 году, русские завоёвывали Северный Кавказ. Авары были вассалами и союзниками русских царей и считались заслоном против чеченских и других кавказских джихадистов. Старший сын Баху-Бике, Абу-Нуцал, славился чрезмерным простодушием, так что никто не возражал против власти дочери Умахана.

«Ханша Паху, средних лет, управляет всем ханством, уважаема народом… — писал один из современников. — Она весьма деятельна, и если надобность потребует, то она выезжает верхом, в сопровождении шести и семи женщин и прислужников…» Кроме того, Баху-Бике сумела сгладить досаду многих авар на правление женщины, не оглашая своего решения без того, чтобы не устроить совещание, на котором ловко давала высказаться всем представителям сильных родов. Любое своё решение она начинала со слов: «Как говорит уважаемый такой-то и уважаемый такой-то…», и выходило, что за её решением стоят мужские слова.

 Фотография аварки, 1870-ые.

Баху-Бике довольно долго вела успешную войну с джихадистами и дипломатией добилась улучшения отношения к её ханству Москвы. Однако под предлогом перемирия джихадистами выманили у неё в заложники двух младших сыновей и стали угрожать им смертью, если Баху-Бике не присоединится к джихаду. Посланный на переговоры старший сын Абу-Нуцал, официальный соправитель матери, из-за горячего нрава не смог их провести — замахнулся саблей на имама, и всех троих сыновей Баху убили на месте.

Когда джихадисты подъехали к крепости Баху, она вышла им навстречу с ласковыми словами, явно решив, что Абу-Нуцал тоже теперь в плену. Выслушав приветствие, один из имамов отрубил ей голову. Хоронить с какими-либо почестями ханшу завоеватели запретили. Само её ханство пало.

 Фотография горянки.

Амазонка

Правительница Делийского султаната — единственная мусульманка, которую определить в наследницы отец при нескольких живых сыновьях. Дело в том, что тот брат Разии, которого изначально их отец определял в наследники, умер, а об умственном развитии остальных её братьев он был невысокого уровня. Разия из оставшихся детей его устраивала больше всех, тем более, что воспитывали её как мальчика и выросла она настоящей амазонкой

К сожалению, Разия не устраивала знать султаната. В результате её дважды лишали престола, и очередная битва за законное наследство закончилась смертью молодой султанши. После смерти Разии Делийский султанат погряз в междоусобицах и в результате пал перед натиском монголов. В наше время Разия — один из культовых в Индии исторических персонажей, в основном за счёт историй о том, как она умудрялась резко поворачивать ситуацию в свою сторону за счёт искусной дипломатии и умения воздействовать на толпу.

 История Разии до сих пор волнует индийцев

Неудавшаяся Клеопатра ислама

Один из сыновей египетского султана по имени ас-Салих Айюб купил красивую рабыню по имени Шаджар (или Шаггарат). Позже родной брат заключил ас-Салиха в замок Эль-Карак вместе с несколькими мамлюками и наложницей. Там, в замке, Шаджар родила своему господину сына и стала за это его женой.

В 1240 году ас-Салих сам стал султаном и взял Шаджар с собой во дворец. В 1249 году султан посетил Сирию; там его стала одолевать болезнь. Думая, что ас-Салих умер, на Египет пошли крестоносцы. Султан спешно вернулся во дворец, чтобы возглавить оборону страны, но умер от болезни в своих покоях.

 Картина Фердинанда Берда

Шаджар призвала к себе главнокомандующего, эмира Фахреддина Юсуфа, и главного евнуха (который исполнял обязанности начальника канцелярии) Таваши Джамала, сообщила им о смерти султана и приказала скрывать его кончину, чтобы она не уронила дух арабов и не воодушевила крестоносцев. Тело султана тайно вывезли в гробу и положили в крепости на берегу Нила. Командование взяли на себя Шаджар, Фахреддин Юсуф и Таваши Джамал.

По видимости, покойный предусмотрел такой поворот и оставил несколько тысяч чистых листов со своими подписями, так что Шаджар спокойно издавала указы от его имени. Тем временем она готовила к возведению на престол своего пасынка по мужу Тураншаха. Он был, собственно говоря, не единственным претендентом, но Шаджар его предпочла другим и послала за ним в город, где отец оставил его наместником.

Собственно говоря, именно поэтому оба лагеря поняли, что султан мёртв, и крестоносцы немедленно атаковали. Во время атаки командующий египтян был убит, но Каир Шаджар отбить удалось. Вскоре прибыл Тураншах, и о смерти султана объявили официально. Однако после того, как Тураншах смог разгромить европейцев, он немедленно принял все усилия для уменьшения авторитета мачехи и старых соратников отца. Всё это привело к перевороту, который сделал Шаджар правительницей.

 Картина Леона Эрбо.

Султаншей Шаджар пробыла только три месяца. Подвластные Египту земли наотрез отказались признавать правительницей женщину, и мамлюки срочно поженили её с одним из своих лидеров, Айбеком. Вскоре отношения между Шаджар и Айбеком превратились в классическую борьбу за власть, в которой проиграл Айбек — его убили слуги, когда он мылся после игры в поло.

После этого Шаджар предложила нескольким мамлюкским лидерам стать её мужем, но они предпочли схватить её и казнить. Перед казнью Шаджар перемолола в ступке все свои драгоценные камни, чтобы они никому не достались. Казнили её, скорее всего, удавив, но много позже сложили легенду, будто рабыням приказали забить султанши деревянными туфлями до смерти.

/КР:/
Борьбе за власть подвержены не только мужчины, но и даже мусульманские женщины…/


67 элементов 1,946 сек.