Во время первого итальянского похода Наполеон заявил: я буду Атиллой Венеции! И действительно, по историческим меркам мгновенно положил конец длившемуся более тысячи лет процветанию этого великого города. Непохожего ни на какой другой в человечестве где-либо и когда-либо.
Городу-государству, который счастливо пережил Средневековье. Столетнюю и тридцатилетнюю войны. Возрождение. Уничтожение Великого Шелкового Пути, проходившего от Тихоокеанского Побережья Китая через Византию с столицей в Константинополе в Венецию и далее по Европе. Религиозные войны предыдущего XVI века, начавшиеся с декларации Лютера о неприятии Ватикана. Однако завоевания Наполеоном не выдержал. А после свержения Наполеона возрожден его победившими Австрией, Англией и Россией не был. Почему? В чем причина ненависти к Венеции этого рационального императора, повсюду (кроме Венеции) вместе с своей армией приносившего просвещенный порядок? Для того, чтобы ответить на этот немаловажный вопрос, необходимо понять, а чем собственно, являлась Венеция, настолько отличаясь от всей остальной Европы, что Наполен решил положить происходящему в ней конец. Погрузиться (а может быть, воспарить?) в Венецию эпохи ее расцвета. В Венецию XVIII века (Наполеон начал завоевание Италии 1796 году, а закончил в 1800-ом). В которой в XVIII веке творили Тьеполо, Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги, Антонио Вивальди, Томмазо Альбинони, Бенедетто Марчелло, Карло Гольдони и Карло Гоцци, куролесничал Казанова… В котором было семь крупных театров, в то время как в Париже только один! Почему Наполеон возненавидел Венецию настолько, что пообещал насчитывавшую тысячу сто лет демократию уничтожить – и уничтожил?! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно погрузиться в Венецию. Или (что в данном случае то же самое) в Венецию воспарить.
Наполеону, уничтожившему демократию в Нидерландах (поставив вместо нее править своего брата Луи, правившего Голландией, кстати сказать, после падения Бонапарта до 1846 года) а в Париже в промежутке между первой и второй итальянскими кампаниями осуществившему государственный переворот 18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю), в результате которого была лишена власти Директория и разогнан Парламент (Совет пятисот и Совет старейшин), демократия была отвратительна. Омерзительна и враждебна. Демократия как таковая. Но все же не до такой степени, чтобы произнести Я БУДУ АТИЛЛОЙ ПАРИЖА или Я БУДУ ЧИНГИЗХАНОМ ДЛЯ АМСТЕРДАМА. Что-то в венецианской системе раздражило трезвого и холодного даже во время боя под артиллерийским огнем Наполеона до такой степени, что прорвало на эту откровенную фразу, достойную варвара. Но почему? В чем причина? Попробуем понять это.
КОНТРОЛЬ ЗА ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА. По венецианской легенде, первый дож был избран в 697 году. Таким образом, демократия в Венеции до ее уничтожения Наполеоном в 1797 году насчитывала 1797-697=тысячу сто лет! Что делало её самой долгоживущей демократией в истории человечества не только в XVIII веке, но также и по сей день!
Всего за 1100 лет в Венеции было 120 дожей. При этом
Дож обязан был отказаться от любого дохода за счёт государства кроме установленной Законом зарплаты.
Дож обязывался вносить требуемую Законом долю дохода в государственные займы, как и обыкновенные граждане.
Дож не имел права вступать в переговоры с папой или главами государств без разрешения Большого совета, которому также был обязан показывать всю корреспонденцию от папы и глав государств.
Дож не имел права принимать подарки сверх оговоренных Законом размеров.
Дож не имел права производить какие-либо назначения или подбирать себе преемника.
После смерти дожа его семья должна была в течение трех дней покинуть дворец, в котором жила.
После смерти Дожа к анализу им сделанного за всю его жизнь приступала инквизиция (обязанностью которой в Венеции было расследовать не только преступления против Веры, но и преступления против Общества). Если обнаруживалось, что дож проворовался или иным способом нарушил закон, его наследников заключали в тюрьму.
Венецианская система правления в каждом пункте была для Наполеона неприемлема. Позволить, чтоб кто-то в Его государстве
ограничивал права Императора (каковым Наполеон без сомнения уже во время Итальянских Кампаний задумал стать),
вести конфиденциальные (секретные) переговоры,
принимать подарки ценностью выше, чем смехотворная,
запрещал осуществлять назначения от министров и маршалов до королей,
заставлял жену и наследников покинуть дворцы, которые им им подарены Наполеоном
Бонапарт, конечно, не собирался. Ну а представить себе, что после смерти Наполеона его братья Джозеф, Джером и Луи, поставленные им королями Испании, Вестфалии и Голландии соответственно, будут посажены в тюрьмы, если расследование даже не их, а Его, Наполеоновской деятельности докажет его, Наполеона, злоупотребления с инквизиторской точки зрения, которая мракобесна – такого Повелитель Франции представить не мог даже в кошмарном сне.
Дворец Дожей
Дворец Дожей в восемнадцатом веке. Рисунок Каналетто
РАЗДРАЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИЕЙ
СОВЕТ ДЕСЯТИ (Consiglio dei Dieci) был создан в Венеции указом Большого совета в июне 1310 году первоначально для предотвращения заговоров против дожа и надзора за сосланными заговорщиками. Впоследствии его функции были расширены на контроль за деятельностью дожа и принятия коллективных решений, важных для Венецианской Республики.
Совет Десяти состоял из десяти избираемых ежегодно членов, которые не могли принимать самостоятельные решения, а только вместе с дожем и шестью главами шести районов Венеции. Таким образом Совет Десяти фактически состоял из семнадцати граждан.
На заседания “Совета Десяти” всегда присутствовал прокурор (Avvogatori di comun), имевший совещательный голос, но следивший за происходящим в Совете. При необходимости на заседаниях Совета могли присутствовать и другие юристы.
Десять Членов Совета Большой Совет Венеции выбирал на год.
Членам Совета Десяти запрещалось баллотироватся в Совет на следующий год.
По истечении годового служения Городу в Совете Десяти, в течение следующего года инквизиция и прокуроры проверяли деятельность членов совета предыщущего года для обнаружения нарушения ими закона. Взятки и подкуп, в которые были вовлечены Члена Совета, если таковые оказывались обнаруженными, карались смертью.
Наличие в Совете двух представителей одной семьи категорически запрещалось.
С 1539 годаСовет Десяти управлялся не единолично, а тремя главами — capi dei dieci (это единственный из всей венецианской системы правления институт, похожий на консулат Франции, в котором первым из трех консулов являлся Наполеон, был для Бонапарта приемлем). Триумвиры Совета назначались на месяц, во время которого им запрещалось принимать участие в каких-либо общественных и частных мероприятиях для того, чтобы Слуги Народа не могли услышать слухов и сплетен, которые повлияли бы на их действия и решения. (а это для Наполеона, конечно, была совершенная и вредная чепуха).
Совет Десяти собирался ежедневно. Работа в совете не оплачивалась. Взятки и подкуп в Совете карались смертью.
В 1334 годуСовет десяти получил право организовывать и курировать шпионаж, допросы и тюрьмы. В последующие века шпионы Венеции были эффективно работали по всему средиземноморью, способствуя экономическому процветанию Города-Государства.
Совет десяти также рассматривал поступающую от анонимных осведомителей информацию, которая опускалась в специальные урны, называемые Львиными пастями. Таким образом, в Венеции бдительные граждане предотвращали заговоры и выявляли нарушения законодательства.
В случае возникновения опасности, угрожавшей Венеции, Совет Десяти имел право принимать решения, равносильные решениям Большого Совета, что позволяло Венеции оперативно реагировать на возникающие проблемы.
Полиция, армия и руководители финансового управления, то есть те сферы деятельности, которые требовали быстрого принятия решений при возникновении критических ситуаций, также подчинялись Совету.
Совет десяти представлял собой совершенно закрытый и самостоятельный орган, не отчитывался даже перед специальными прокурорами, и приобрёл славу неумолимого судьи над всеми жителями Венеции – члены которого тем не менее сами находились под постоянным контролем. Членами Совета десяти становились обычно представители самых богатых и знатных венецианских родов.
В 1355 году Совет десяти осудил на казнь дожа Марино Фальера.
В 1457 году Совет десяти заставил отречься героя войны с Миланом, дожа Франческо Фоскари, когда его сын был признан виновным в сношениях с турецким султаном и Франческо Сфорца.
Перечитывая указанный перечень, ясно, что Совет Десяти, как и любой другой совет, ограничивавший Верховную Власть, был для создаваемой Наполеоном европейской системы правления чужд, отвратителен и неприемлем.
БОЛЬШОЙ СОВЕТ (итал. Maggior Consiglio) — орган управления Венецианской республикой, существовавший с 1172 по 1797 год.
Большой совет был создан в 1172 году и стал избирать дожа, главных чиновников и представителей сестьере (районов Венеции). Большой совет избирал также советников дожа, членов Сената и Совета Десяти. Отметим, что советников дожа назначал не дож, а Большой Совет.
Читать далее
http://newconcepts.club/website/articles/3917.html