22.11.2024

Очерки. Зажигая свечи

Пока мы не возвысим нашу цель над материальной жизнью, нам не достичь материального возрождения. Ведь мы потомки идеи" (Бааль Сулам)

167 год до нашей эры. Черные тучи с пугающей быстротой заволакивают небо Иудеи. Длинный список селевкидских указов сотрясает страну. Земля Израиля переживает разгар эллинизации. 

Каббалисты объясняют внутреннюю суть этого процесса: человеческий эгоизм вспыхивает с небывалой силой и разрушает привычную пастораль. Стремление к единству и любви уступает место холодному прагматическому расчету – символу греческой культуры. Народ раздроблен классовыми противоречиями, а в Иерусалиме формируется проэллинистическое общество – знать, отделившаяся от собратьев и презревшая те основы, которые сплачивали иудеев в единое целое. Дело доходит до абсурда: даже место Великого Первосвященника продается. Разваливаются устои. И когда конформизм грозит затопить умы и сердца, Матитьягу с сыновьями выходит на борьбу за будущее народа – не за материальные блага, а за его дух.

 

Чего требовали Хасмонеи? Территорий? Религиозной автономии? Культурной независимости? Не только. На самом деле, потеря всего вышеперечисленного стала лишь внешним проявлением потери куда более серьезной. Мы лишились былого единства, и глубокая пропасть пролегла между нами.

 

Над нашим "миром следствий" существует "мир причин". Это так же, как с изнанки вышивки кроется переплетение составляющих ее нитей. "Нити" высшего мира генерируют все картины, предстающие перед нашими глазами, они определяют события и обстоятельства нашей жизни. Мы видим лишь одну грань реальности, но есть люди, познавшие ее в полном объеме. Для них наш мир "прозрачен" и не заслоняет высшие уровни мироздания. Такие люди называются каббалистами. 

 

С высоты духовного постижения они видели, как народ погружается во власть эгоизма. Когда мы внутренне сплочены, никакая сила в мире не может нас одолеть. Но когда отчуждение подтачивает нашу близость по духу, мы сбиваемся с курса и падаем. Маккавеи сражались не с греческим господством, а с засильем эгоизма и бездуховности.

 

"Национальные победы и завоевания, – пишет рав Кук, – стали не только спасением нашей земли и наших тел, но спасением нашего духа и наших душ". Именно поэтому основная борьба велась против эллинистов – той части народа, которая поддалась влиянию греческой культуры, ее "неоспоримой" логики защиты собственных интересов. Люди перестали думать о том, что хорошо для народа, теперь их интересовало только "что хорошо для меня?"

 

И Хасмонеи пошли в бой, противопоставив дух единства узаконенному разобщению, за объединение народа Израиля.

 

2000 лет спустя в нашем обществе нет числа различным объединениям: объединение студентов, общество ветеранов, организация инвалидов, объединение резервистов, учителей, родителей, родителей-одиночек – ассоциации, союзы, амутот. У всех свои проблемы и интересы. Все борются за свои права. Но против кого?

 

В мире следствий, говорят каббалисты, изменить ситуацию невозможно. Коренные, качественные перемены наступят лишь тогда, когда мы изменим свое отношение друг к другу. Во взаимосвязи между нами кроется духовная основа и наше благополучие.

 

Если уж и выходить на борьбу, то не против той или иной государственной структуры, а против истинной причины наших бед – эгоизма каждого из нас, нашего внутреннего соглашательства, которое толкает нас к пропасти под торжественный звон "греческих" литавр и убаюкивающие звуки "греческих" арф. Непоколебимая уверенность в том, что все устроится само собой – это и есть логика эгоизма, когда он не знает, как справиться с проблемами. Как раз такими и были те самые эллинисты, которые беспокоились только о своем и сиюминутном.

 

Мы не столь уж далеки от памятных событий в древней Иудее: живя на своей земле, мы по-прежнему остаемся в духовном изгнании. В каббале понятия "изгнание" и "избавление" указывают на внутреннюю связь между различными частями народа. Единство – это и есть духовность. 

 

Я стою перед восьмисвечником. Слушаю, как дождь играет на подоконнике, и медленно погружаюсь в пламя, мерцающее у меня перед глазами. В бешеном ритме наших дней многое утрачивает свой колорит, но краски Хануки, ее огонь, аромат пончиков и хор детских голосов все еще пробуждают во мне чувства, которые жизнь дарит лишь на краткие мгновения. Я смотрю на их одухотворенные лица и думаю о будущем. Об их будущем. 

 

Вглядываясь в общество, раздираемое противоречиями, я вспоминаю лучшие времена, когда еще были люди, способные подняться на духовную войну. Они вели бой за единство всех, за твердыни нашего народа. Сегодня мы снова стоим перед необходимостью духовного сражения, и войну эту поведет не Цахал. Наш подлинный враг находится внутри нас, и его не победишь силой. Здесь нужно что-то еще.

 

Возрождение духа народа Израиля!

 

Олег Ицексон 27.11.2013

Источник: 66 канал ТВ

—————————-

 Дорогие друзья, с праздником Света!  Ханука Самеах.

 

Григорий Ноткин

 

Автор: Олег Ицексон источник


66 элементов 1,260 сек.