22.11.2024

Любой ценой (Часть 1)


На третью неделю войны Германии против совка на стол начальника генерального штаба сухопутных войск Франца Гальдера легла аналитическая записка с прогнозами дальнейших действий противника. Выкладки были сгруппированы относительно сил и средств противника (совка), находящихся перед фронтом трех групп армий Вермахта.

С небольшими вариациями данные повторялись: около 80% дивизий противника были либо полностью разгромлены, либо утратили боеспособность. Основной поток подкреплений, шедший в район Смоленска и Орши, уже представлял собой смесь добровольцев, резервистов, заметно уступая качеством подготовки, вооружением и другим обеспечением войскам, которые были разгромлены у границы.

Именно тогда и было сделано знаменитое заключение о том, что РККА разгромлена за три недели боев. Это вписывалось во временные рамки боевых операций, который Германия проводила против Польши, а потом и Франции. Такого времени хватало для того, чтобы нанести решительное поражение противнику. Здесь все выглядело примерно таким же образом, а кроме того, за это время войска продвинулись на куда большее расстояние от границ и показали абсолютный рекорд суточного продвижения вглубь территории противника. На тот момент все имеющиеся критерии просчета ситуации говорили в пользу прогноза о быстрой и окончательной победе над совком.

Но нам интересен очень показательный аргумент, который мы не встречали у самых известных исследователей начального периода германо-совковой войны. Так, разведка утверждала, что РККА понесла невосполнимые потери в офицерском составе танковых войск. Это на фоне того, что и в довоенный период ощущался недостаток в офицерах младшего и среднего звена.

Германские аналитики полагали, что подготовка таких кадров – длительный и кропотливый процесс, а потому, в сложившихся обстоятельствах., этого сделать будет невозможно, а раз так, то механизированные части РККА остаются не только без техники, но и критически важной части личного состава. Это ведет к утере РККА танковых войск как таковых.

Тут германский генштаб уперся в цивилизационный барьер, что сыграло с ним злую шутку. Немецкие аналитики исходили из того, что качественно подготовленный офицерский состав является неотъемлемой частью всей стратегии. Конечно, можно прогнать курсантов через ускоренную подготовку, но это приведет к огромным потерям как личного состава, так и материальной части. В свою очередь, это уперлось в понятие «приемлемые потери».

Автору довелось читать множество мемуаров и дневников военачальников тех времен, но только у Гальдера присутствуют регулярные выкладки о потерях. То есть, о потерях идет речь не по итогам операции, а просто регулярные сводки, с указанием характера потерь и разделением на рядовой, и офицерский состав. Мало того, Гальдер приводит пропорциональные данные состава потерь и сравнивает с тем, что было во Франции и Польше. Ясно, что этому вопросу германский генштаб уделял важное значение.

В любом случае, превышение среднего статистического показателя среди офицерского состава заставляло принимать какие-то меры. Да и вообще с потерями дело обстояло не так, как в РККА. Командир низового звена мог получить «черную метку» от личного состава за то, что он бросил убитых на поле боя и не организовал надлежащую эвакуацию раненных. Достаточно было устойчивых слухов о том, что с поля боя не извлечены трупы собственных бойцов, и почти со стопроцентной гарантией это могло поставить крест на карьере, и (на минуточку!) привести к увольнению офицера.

При достаточно хорошем представлении о состоянии вооруженных сил совка, именно этот аспект изучить было довольно сложно. Немцам было просто невозможно представить, что понятия «приемлемые потери» в РККА нет, а вместо этого есть формула «любой ценой». То есть, речь идет о цене любых потерь. Документально зафиксированы случаи, когда германским военным подо Ржевом, приходилось оказывать психологическую помощь или отправлять в тыл на отдых, после участия в оборонительных боях, когда под командованием Жукова войска шли на штурм немецких позиций.

В общей сложности, за несколько заходов, там было убито около миллиона бойцов РККА. То есть, в болота ушли десять общевойсковых армий. Так вот, немецкие пулеметчики были в ужасе, когда они выкашивали цепь атакующих в полный рост красноармейцев, а за ними шли все новые цепи и также ложились в землю. Без конца и края шли лавины совковых войск и ложились в землю. Пулеметчики просто потихоньку сходили с ума от этого адского зрелища. У них в голове не укладывалась тактика заваливания трупами.

(окончание следует)


66 элементов 1,059 сек.