22.11.2024

Евреи. Евреи в Болгарии


 

Царь Борис

САЙ ФРУМКИН (Студио-Сити, Калифорния) 

На месте болгар я бы обиделся на датчан. Все знают о том, как датчане спасали евреев. Об этом ходят легенды, причем многие из них – правда, хотя, вопреки этим легендам, король Христиан на самом деле никогда не носил желтой звезды, а более 2000 евреев – около тoрети всего иудейского населения Дании – все-таки угодили в восточно-европейские лагеря. 

А вот о Болгарии никаких легенд нет, и я не знаю, почему. То, что там происходило, впечатляет даже больше, чем рассказы о датских праведниках. Может, о болгарах молчат, потому что их страна была союзником фашистской Германии и неплохо нажилась на этом союзе: ею были аннексированы земли, принадлежащие до войны Румынии, Югославии и Греции. А может, молчат потому, что датчане кажутся нам более симпатичными, чем болгары. 

Болгария вступила в союз с Гитлером в марте 1941 года. К 1940 году там проживало около 50 000 евреев, из которых половина жила в столице – Софии. На аннексированных территориях проживало еще 20 000. В 1941 году начались преследования евреев. Им не разрешалось вкладывать капитал или владеть культурными учреждениями, театрами, кинотеатрами, издательствами, аптеками, фермами, компаниями, производящими звукозаписи и фильмы. Евреев убирали практически из всех учреждений и со всех постов, им не дозволялось работать даже клерками и бухгалтерами. Все банковские счета евреев были заморожены. Всем евреям надлежало носить желтую звезду. К весне 1943 года около 10 000 евреев были посланы на принудительные работы: строить шоссе и железные дороги. Но не было ни лагерей смерти, ни погромов, ни переселения евреев в гетто. 

Крон-принц Борис (1894-1943), ставший королём Болгарии Борисом III.

 

В 1942 году в Берлине было принято решение депортировать всех болгарских евреев в концентрационные лагеря на территории Польши. Немцы, естественно, ожидали всяческого содействия со стороны болгар, но в действительности столкнулись с общественной оппозицией и намеренным затягиванием выполнения приказов фашистского командования со стороны болгарских правительственных учреждений. Министр внутренних дел Болгарии Петр Габровски дал указание прессе прекратить обсуждение "еврейского вопроса", т.е. практически остановил антисемитскую пропаганду. Специально назначенному немцами комиссару по еврейским проблемам было объявлено, что король Борис и его кабинет не желают давать ход "антиеврейским мероприятиям". Желтые звезды, которые евреи должны были носить в соответствии с приказом немецких властей, были небольшого размера, причем носили их далеко не все, а те, кто все-таки носил, рядом прикалывали значок с портретом царя Бориса. В октябре 1942 года болгарское правительство остановило подачу электроэнергии на завод, где изготовлялись желтые звезды, прекратив тем самым их производство. 

Главное духовное лицо Болгарии, митрополит Стефан Софийский, в одной из своих проповедей во всеуслышание заявил, что судьба евреев предопределена Богом и что люди не имеют права их преследовать. Он самолично настоял на освобождении от ношения желтой звезды всех евреев, перешедших в христианскую веру, и прятал главного раввина Софии в своем доме. Церковные служители охотно крестили евреев, причем соглашались ставить в документах более ранние даты крещения, предшествовавшие введению антиеврейских законов. Более того, существовало негласное соглашение, что все выкресты могли вернуться в свою веру после войны. 

В то время как немцы успешно депортировали всех евреев с "новых", аннексированных территорий, Болгария наотрез отказалась выдать евреев, проживавших на ее "старых" землях. Единственное, что удалось нацистам – это добиться выполнения приказа о переселении всех евреев (за исключением 2000) из Софии в сельские районы. Этот приказ был встречен общенародным негодованием. Толпы болгар пытались остановить эвакуацию евреев на софийском вокзале. Полиция разогнала демонстрацию протеста у королевского дворца, 400 человек были арестованы. Болгарские подпольщики распространяли листовки, призывающие партизан врываться в трудовые лагеря и наказывать охранников, издевавшихся над евреями. Объединенные организации болгарских рабочих, городские советы, юристы, многие армейские офицеры передавали свои протесты против антиеврейских мероприятий парламенту, кабинету министров и королю. 

В ноябре 1943 года софийским евреям было разрешено вернуться домой – сначала временно, потом навсегда. К январю 1944 года все проекты депортации евреев были отправлены на полку, а иммиграция в Палестину была официально разрешена. В августе 1944 года Болгария вышла из войны, немедленно отменив все антиеврейские законы. 

В то время как немцам удалось уничтожить 11 353 еврея из "новой" Болгарии, ни один еврей из "старой" Болгарии не был депортирован в лагеря смерти. Сопротивление болгар немецкому давлению не имеет себе равных ни в одной из стран – союзников Гитлера и ни в одной из оккупированных им стран. 

Краткое послесловие. В марте 1943 года министр иностранных дел Великобритании Антони Иден прибыл в Вашингтон на встречу с американским правительством. Государственный секретарь США Корделл Халл вынес на обсуждение проблему спасения европейских евреев. Советник Рузвельта Гарри Гопкинс так описывает эту дискуссию: "Халл поднял вопрос о 60 или 70 тысяч евреев в Болгарии, которым угрожало истребление, если мы не поможем им спастись. Халл настаивал на том, чтобы Иден немедленно ответил, как решить эту проблему. Иден заявил, что вообще ситуация с евреями в Европе очень сложная и что мы должны быть очень осторожными, потому что, как только мы предложим забрать всех евреев из Болгарии, мировое еврейство потребует, чтобы мы предложили тоже самое Польше и Германии. Гитлер не преминет этим воспользоваться, а во всем мире не хватит кораблей и транспортных средств, чтобы справиться с этой задачей". 

И, наконец, последнее. Во время второй мировой войны США умудрились найти и корабли, и транспорт, и место на своей территории для более 250 000 немецких военнопленных. Почему же для евреев не нашлось ни того, ни другого?

 

 


67 элементов 1,124 сек.