Государство Израиль – одно из самых молодых в мире. Его территория вдвое
меньше, чем Швейцария, а населения меньше, чем в Берлине. Израиль не имеет
природных богатств, ощущается большая нехватка воды (в иврите существует
11 слов для определения разных видов дождя и 4 – росы
После нацистского геноцида евреи открыли ворота своего государства немецким гражданам,
паломникам, дипломатам и изучающим Библию, что свидетельствует о том, что они не собираются мстить.
Евреи – оптимисты. Они живут среди враждебнонастроенных к ним народов, однако не теряют надежды на
мирную жизнь. Впечатляют статистические данные о четверти века независимого
существования третьего (современного) израильского государства.
Итак, П.Э. Лапиде определил тему своего выступления двумя словами: <<четыре чуда>>.
Первое чудо – это воскрешение <<мертвого>> древнееврейского языка.
В начале XX века ни один еврейский ребенок не считал иврит родным языком. Еврейские иммигранты
из 121 страны разговаривали на более чем 70 языках.Филологи утверждали, что мертвый язык нельзя воскресить и приспособить к современным условиям.
Сегодня на иврите пишутся труды по разным отраслям современной науки. Израильские школьники,
осматривая в музее библейские рукописи, найденные Мертвого моря, которые были
написаны около двух тысячелетий назад, читают их с такой же легкостью, как в других странах газеты.
В израильском парламенте на этом языке обсуждаются политические и
экономические вопросы, связанные с современностью. Так вопреки мнению
филологов возродился <<мертвый>> древнееврейский язык, что следует признать одним из чудес современности.
Второе чудо – создание класса земледельцев.
В диаспоре евреи овладевали всеми профессиями, однако не
существовало (за редким исключением) класса евреев-крестьян.
Первые сионисты, понимая, что народ не может выжить на собственной земле без
земледельцев, решили призвать евреев Центральной и Восточной Европы (где
проживало 80 % от общего числа евреев), к занятию земледелием. Социологи и
историки утверждали, что подобные попытки никогда не удавались.
Известен процесс урбанизации, когда люди массами переселяются из деревни в город,
но в истории не было отмечено обратного процесса – переселения из города в
деревню. <<Не советуем вам делать попытки, которые обречены>>, – говорили они.
Сейчас в Израиле – миллион земледельцев, чьи родители или деды были
горожанами, не знакомыми с земледелием и животноводством.
Израильские земледельцы отличаются от крестьян других стран тем, что обычно имеют высшее образование.
В киббуцах есть хорошо укомплектованные библиотеки,
даже музеи, налажен культурный отдых, развивается художественная самодеятельность.
Из этого класса выходят выдающиеся писатели и художники.
Израильское сельское хозяйство, передовое по мировым стандартам, не только
полностью обеспечивает страну продуктами питания, но и экспортирует их.
Как в незапамятные библейские времена, израильтяне стали земледельцами и пастырями (скотоводами).
Третье чудо – воскрешение нации.
1949 г., через год после получения независимости, когда в Израиль прибывали евреи из 121
страны, в стране восемь месяцев работали американские и скандинавские антропологи. Они пытались
понять, на каком основании пришельцы со всего света хотят объединиться и создать единый народ.
Свои наблюдения они резюмировали так:
<<Новое израильское государство произвело на нас большое впечатление, однако вам не хватает одной вещи – у вас нет нации.
Ваши граждане – представители 90 национальностей, и, чтобы из этой смеси
возникла единая нация, понадобятся процессы продолжительностью не менее чем в 200 лет>>.
Ссылаясь на пример американских этнических групп, они добавили: <<Если к концу XXI века
вы приспособитесь друг к другу и станете действительно израильтянами, то сможете считать, что вам повезло>>.
Спустя 23 года те же ученые снова проводили в Израиле в течение двух месяцев подобные исследования
и пришли к выводу, что вопреки их прогнозу произошла социальная, экономическая, культурная
и психологическая интеграция в единый народ представителей различных культур, языков и
цивилизаций, прибывших с пяти континентов.
Сплочению нации способствовала и внешняя опасность.Так зло, которое замышляли и замышляют против Израиля
его враги, чудесным образом оборачивается для этого народа благом.
<<И разве не назовешь это чудом?>> – сказал профессор Лапиде.
Четвертое чудо – оборона Израиля.
С момента провозглашения государства Израиль военныеэксперты предсказывали ему скорый конец.
В их числе был фельдмаршал лорд Б. Л. Монтгомери, один из руководителей британской армии во время Второй мировой войны, прекрасный знаток расстановки сил на Ближнем Востоке.
На международной конференции в Лондоне 14 мая 1948 г. он сказал: <<Евреям пришел конец>>.
И никто ему не возразил.
На Ближнем Востоке евреи составляли всего 2,5% населения, а вооруженные силы Израиля были в 40 раз меньшими, чем арабские.
Военные стратеги предсказывали конец Израиля также и в последующих
войнах – в 1956, 1967 и 1973 гг., однако каждый раз ихпрогнозы не осуществлялись.
Самой зловещей оказалась последняя из войн, в начале которой объединенные
арабские армии атаковали израильтян неожиданно, когда те в Йом-Кипур –
священный день года – были погружены в пост и покаяние.
У неприятеля было больше танков и самолетов, чем уГитлера, когда тот в июне 1941 г. напал на СССР.
Израиль отбился, причем только на Синайском полуострове израильтяне захватили военную технику
стоимостью в два миллиарда долларов.
Если бы арабы использовали средства, брошенные в горнило войны,
на улучшение жизни палестинцев, то каждый палестинец мог бы иметь собственный дом.
Евреи не вели войн со 160 г. до н. э., когда они под руководством Маккавеев боролись с Сирией.
Около двух тысяч лет у них не было национального флага, военачальников, армии, даже
клочка собственной земли, которую они должны были бы защищать. Похожее соотношение сил
было в то время, когда маленькая Иудея под руководствомДавида боролась с филистимлянами.
Тогда иудеи победили и сделали своей столицей Иерусалим, где, как и сегодня, начали говорить на еврейском языке.
За все свои победы Израиль может благодарить того же своего
Защитника, на Которого в Псалмах указывал Давид. Надежда на Него
безошибочна. Когда евреи начали возвращаться в Палестину, она была опустевшей.
В Галилее были болота, а на юге страны – пустыня.
После Второй мировой войны в Святую Землю возвращались жертвы этой войны, люди, многие
из которых, пройдя лагеря, нуждались в лечении и, казалось, не годились на роль строителей государства.
Сегодня, знакомясь с данными статистики, каждый может убедиться в переменах, произошедших в Израиле, и в том, что цель существования Израиля, которая была предначертана в ТАНАХЕ, рано или поздно будет достигнута.