22.11.2024

Видео. Памяти Леонида Быкова «…которого любили все » Видео


87 лет назад, родился знаменитый советский актёр, режиссёр и сценарист Леонид Быков…

 

Детство артиста прошло в городе Краматорске, где он окончил среднюю школу №6. Там же Быков впервые вышел на сцену местного ДК. Во время Великой Отечественной войны Леонид вместе с семьёй находился в эвакуации в Барнауле. 

В 1943 году мечтающий об авиации юноша пытался поступить в эвакуированную в Ойрот-Туру (ныне Горно-Алтайск) 2-ю Ленинградскую школу военных лётчиков, но его не взяли из-за приписанного возраста и маленького роста. Позже в Ленинграде он подал документы в спецшколу для лётчиков, но проучился недолго — в 1945 году она была расформирована.

В 1951 году Быков окончил актёрский факультет Харьковского театрального института и устроился на работу в Харьковский государственный академический театр имени Тараса Шевченко. Свою первую роль в кино он исполнил в 1952 году в фильме "Судьба Марины", однако настоящий успех ждал артиста после выхода на экраны комедии "Укротительница тигров" (1954). Год спустя Быков сыграл одну из своих самых известных ролей в фильме "Максим Перепелица". Впоследствии он снимался в таких картинах, как "Чужая родня" (1955), "Рядом с нами" (1957), "Ссора в Лукашах" (1958), "Дорогой мой человек" (1958), "Добровольцы" (1958), "Алёшкина любовь" (1960), "На семи ветрах" (1962) и других.

В конце 1960-х годов Быков начал работу над сценарием фильма о лётчиках, но цензура долго не пропускала его по причине "негероичности". Постепенно за текст стали вступаться участники Великой Отечественной. 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко пришло письмо от начальника штаба войсковой части № 55127 полковника Лезжова, в котором он отмечал, что это "честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу". В 1973 году, после нескольких лет ожидания, Леонид Фёдорович приступил к подготовительному периоду съёмок фильма, ставшего чуть ли не главной работой его жизни — "В бой идут одни старики". В 1977 году он снял ещё один "военный" фильм — "Аты-баты, шли солдаты", которому суждено было стать последним — 11 апреля 1979 года Леонид Быков погиб в автокатастрофе на трассе "Минск-Киев". Ему было всего 50 лет.

 

 

В своём завещании актёр просил: "Пусть кто-то один скажет слово "прощай", и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого "дерболызните" кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет "Смуглянку" от начала и до конца…».

 

В 1982 году на киностудии имени Довженко был снят документальный фильм, название которого было кратким и максимально точным — "…Которого любили все".

 

Предлагаю подборку известных ролей легендарного артиста.

 

"Укротительница тигров" (режиссёры: Надежда Кошеверова и Александр Ивановский, 1954)

 

В этой яркой комедии, снятой в лучших традициях соцреализма, Быков исполнил первую заметную роль в своей карьере — друга и фронтового товарища главного героя, безнадёжно влюблённого в Лену Воронцову. Талантливые актёрские работы Кадочникова, Касаткиной и Быкова стали главной причиной успеха картины – в 1954 году её посмотрели более 36 миллионов человек.

 

 

 

"Максим Перепелица" (режиссёр — Анатолий Граник, 1955)

 

Весёлого, озорного и находчивого Максима Перепелицу призывают в армию, но и там он не оставляет своих мальчишеских проделок. Пытаясь избежать трудностей службы, парень по-прежнему хитрит, получая то наряд вне очереди, то арест на гауптвахте. Мало кто верит в то, что он сможет чего-то добиться и стать серьёзным человеком, однако, проявив смекалку и инициативу во время учений, Максим получает звание младшего сержанта и становится настоящим героем.

 

Настоящий Бенефис молодого Быкова, реплики которого ушли в народ сразу же после выхода фильм на экраны. Чего стоят одни только "А ты, малый, не дурак. И дурак немалый" и "Бросил курить и умер. Не, постой, только он, кажется, сначала умер, а потом бросил курить".

 

 

 

"Добровольцы" (режиссёр — Юрий Егоров, 1958)

 

Романтическое повествование о комсомольцах 1930-х годов — от начала индустриализации страны до послевоенной "оттепели" 1950-х годов. Неразлучные друзья Кайтанов (Михаил Ульянов), Уфимцев (Пётр Щербаков) и Акишин добровольно становятся первыми метростроевцами. Проходя через трудовой фронт, испанские добровольные бригады и Вторую мировую, друзья сохраняют единство и преданность своим идеалам. 

 

Встретится через долгие годы суждено не всем — во время войны Алёша отдаёт товарищу свой кислородный прибор, а сам остаётся один в тонущей подводной лодке.

Потрясающая игра актёров и мощный энергетический посыл не оставляют зрителей равнодушными на протяжении вот уже 55 лет.

 

 

 

 

"Майские звёзды" (режиссёр – Станислав Ростоцкий, 1959)

 

Май 1945 года. В предместьях Праги простые люди встречают советских солдат-освободителей со слезами радости на глазах. В эти дни все, кто выжил в пожаре Великой Войны, дают клятву вечно хранить мир на Земле, чтя память тех, кто отдал свою жизнь за простое человеческое счастье. Генерал (Александр Ханов) вспоминает о довоенной жизни и каждую ночь просыпается от воя бомбы, разрушившей его прошлое, юный лейтенант (Вячеслав Тихонов) ждёт весточки от своей возлюбленной, прошедший через всю Европу сержант (Николай Крючков) вспоминает, каково брать в руки что-то ещё, кроме оружия, а танкист Алёша вступает в бой "местного значения" и спасает несколько жизней ценой своей собственной. Все эти истории объединяет удивительное свойство – ни в одном из героев нет ожесточения, ненависти или равнодушия.

 

"Алёшкина любовь" (режиссёры: Семён Туманов и Георгий Щукин, 1960)

 

В одном из степных районов работает небольшая группа геологов-буровиков. Стеснительный Алёшка, так не похожий на своих товарищей, становится объектам для многочисленных шуток с их стороны. Даже стрелочницу Зину (Александра Завьялова) он любит как-то необычно: не объяснится, не поцелует, не пригласит никуда. Только ходит к переезду с букетами цветов, стоит в стороне и вздыхает. Влюблённого не пугают ни насмешки ребят, ни острые слова Зины, ни то, что буровая вышка переезжает на 25 километров дальше от переезда. И в бурю, и в дождь Алёшка шагает по безлюдной степи навстречу своей любви, наглядно демонстрируя лучшие человеческие качества – мужественность, верность и преданность. На главную роль в этом фильме пробовались Леонид Куравлёв, Анатолий Кузнецов и Леонид Харитонов, но, увидев пробы Быкова, режиссёры Туманов и Щукин утвердили его без капли сомнения.

 

 

 

"Зайчик" (режиссёр – Леонид Быков, 1964)

 

Скромный и робкий театральный гримёр по фамилии Зайчик неожиданно узнаёт, что ему осталось жить всего месяц и он решает прожить последние дни с достоинством и пользой. Молодой человек начинает ставить на место хамов, защищать людей от несправедливости и самоуправства, не задумываясь бросаться на помощь тому, кто в ней нуждается. В конце концов выясняется, что смертельный диагноз относился к совсем другому зайчику, но к тому времени он становится уже совсем другим человеком.

 

 

 

"В бой идут одни «старики" (режиссёр – Леонид Быков, 1977)

 

Выйдя на экраны в 1974 году, фильм собрал 44,3 миллиона кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.

 

Многочисленные фразы героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и пост-советского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко по прозвищу Маэстро и механику Макарычу (Алексей Смирнов) были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.

 

Во время работы над сценарием Быков консультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и позывной "Маэстро" были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм.

"Известная мудрость гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои "второй, поющей эскадрильи" любят повторять: "Войны преходящи, музыка вечна!". Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: Да, это было так", — рассказывал Быков о фильме.


66 элементов 1,481 сек.