– Привет, как тебя звать? – не дай Бог вам так начать знакомство в Папуа-Новая Гвинея. Дело в том, что здесь имя носит сакральный характер и попытка выведать его может закончиться трагически.
Имя новорожденному нельзя просто так выдумать. Его необходимо взять от умершего родственника, череп которого сохранился. Если таковые закончились, то необходимо одолжить у родственников. Если и у них черепов с именами больше нет, то нужно добыть. Именно по этой причине наш коллега, подданный английской королевы, представляется просто: «Дик». А то вдруг ещё аборигенам понравится имя «Ричард» и не сносить ему тогда головы. В прямом смысле, тьфу-тьфу!Кстати, и Н.Н. Миклухо-Маклай, мечтая создать независимое государство «Папуасский Союз» написал письмо английской королеве Виктории с просьбой о протекции. Впрочем, такие же письма он отправил ещё немецкому канцлеру Бисмарку и русскому царю Александру II. Первыми на Берег Маклая не замедлили заявиться немцы и основали там свою колонию. Вслед за ними юг острова захватили и колонизировали англичане. Русские не приплыли вообще. В итоге второй по величине на планете остров Новая Гвинея был раздерибанен между Голландией (север), Германией (восток) и Англией (юго-запад).
На фото: Благодаря ещё живой памяти о Маклае, мне удалось завоевать доверие людей племени хули и соседних с ними племён, и даже принять непосредственное участие в их жизни
«Ина лясанга» или «два раза по руке», то есть десятый день мне приходится «водить дружбу» с туземцами Берега Маклая, собирая знания о воинских ритуалах, сакральных мистериях и «карго культе», который возник, оказывается, гораздо раньше войны, но в её годы необычайно окреп и развился. Получать данные у папуасов – это сложная операция. И дело даже не в трудностях перевода с ток-писин на английский, а потом на русский, а в том, что все эти истории у папуасов считаются священными и потому тщательно скрываются от посторонних. Здорово выручает то обстоятельство, что во мне папуасы видят земляка Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Территория, где жил и путешествовал Миклухо-Маклай, в настоящее время является округом города Маданг – бывшей столицы немецких колониальных земель. В 1919 году по результатам Версальского мира немцы, как сторона, проигравшая Первую мировую войну, передали свою колонию на Новой Гвинее англичанам, а те, в свою очередь, свою и немецкую части отдали под управление Австралии. Но через 23 года немецкую часть силой захватили японцы.
Все знают про про Пёрл Харбор, но это врядли можно назвать войной. База ВМС США была просто уничтожена авианалётом. А вот действительно настоящая война с окопами, ДОТами, наступлениями, обороной, захватом позиции, рукопашными боями пехотинцев развернулась именно на территории острова Новая Гвинея.
Воюющие стороны активно привлекали в свои военные операции папуасов, находившихся на самом первобытном уровне развития и совершенно не понимавших сути происходящего.
В глазах папуасов японцы, европейцы, австралийцы и американцы поступают крайне цинично, с бессмысленной жестокостью. Сами папуасы убивают людей из чужих племён по двум вполне осмысленным и приемлемым необходимостям. Во-первых, чтобы утолить чувство голода. Ибо других крупных животных, помимо морских крокодилов и завезённых португальцами свиней, на острове отродясь не водилось. Крокодилы и дикие свиньи достаточного размера (чтобы на всех хватило) – очень трудная добыча для охотников, вооружённых всего-то острыми палками, стрелами и дубинками. Мясо человека может добыть всего один ловкий охотник, вооружённый бамбуковым ножом (по сути, острой щепкой).
Во-вторых, папуасы называют своих детей только именем умершего родственника или убитого врага, предварительно вызнав имя у убиваемого. Т.е. человека могли убить только из-за его имени, но для этого надо было обязательно принести в деревню на хранение голову убитого «крёстного». Именно это «черепное» имя считается у папуасов настоящим, но его тщательно берегут и «в миру» представляются «мирским» именем или прозвищем. Если у молодого отца нет запаса именных черепов, он может одолжить череп с именем для ребёнка у своего отца или у дяди.
На фото: Дети племени хули с черепными именами, добытыми когда-то их старшими родственниками во времена охот за головами. На второй день нам разрешили обращаться к ним по имени, а это проявление наивысшего доверия
Что в глазах папуасов делали воюющие стороны? Они убивали и бросали тела убитых, то есть, даже не ели их мясо. Это выглядело, как бессмысленная бойня бизонов, из окна проезжающего поезда, просто ради забавы. Был такой эпизод в истории железных дорог США. Или как сейчас браконьеры в Африке убивают сотнями слонов и носорогов ради бивней и рогов, а туши бросают.
Хуже того, военные убивали людей на расстоянии, не узнав, как их зовут, таким образом, тысячи «черепных» имён пропали для дальнейшего использования. Сказать, что папуасы были от всего этого в шоке – это значит, ничего не сказать.
Потрясение первобытной психики оставило свои следы в карго культе и в многочисленных сказаниях, передающихся в настоящее время из уст в уста уже четвёртому поколению.
Иные рассказы чрезмерно многословны, особенно в тех местах, где говорится о странствиях «белых демонов». Там подробно перечисляются все деревушки и стойбища, сообщается, где японские солдаты спали, ели и справляли другие надобности, совершенно не существенные для развития действия. Видимо это по сей день важно для папуасов.
К собственно сказаниям людей племени хули, ещё добавились сообщения, записанные от поселившихся там миссионеров, основанные на подлинных событиях. По форме эти сообщения довольно разнообразны: среди них имеются и обычные рассказы, и тексты протокольного характера, и торжественные речи. Но и в таком виде они способны передать облик людей, которые подверглись жесточайшему чуждому влиянию. И вплоть до наших дней сохранили своё первобытное изумление людоедов перед бессмысленностью оружия массового поражения цивилизованных гуманистов. Все эти сказания, предания, легенды будут опубликованы отдельной книгой. Здесь же опишу свои первые впечатления о людях племени хули.
На фото: На лицах воинов хули, встречающих нас, «гостеприимная» раскраска, в бой они идут с полностью вымазанными жёлтой глиной лицами
***
Едва ли найдётся другой такой народ, о котором существовали бы столь разноречивые мнения, как хули – крупнейшее племя востока Новой Гвинеи. С одной стороны, именно человек этого племени Майкл Сомаре, получивший образование в школе японских оккупантов, впоследствии возглавил борьбу за независимость Папуа-Новая Гвинея и стал первым премьер-министром. С другой стороны, охотничьи походы хули за человеческими черепами создали им дурную славу каннибалов. А какие жуткие сцены ритуальных разгулов и убийств разыгрываются в их тайных культовых союзах – и не передать словами.
Поясню только, что и по сей день иные фестивали народной песни и пляски «синг-синги» имеют своим началом когда-то практиковавшийся сакральный ритуал: приводили обязательно самую красивую девушку и/или мальчика, которых все мужчины племени насиловали, а потом закалывали, жарили и поедали.
На фото: На этом фото, предоставленном нам миссионерами, погибший в межплеменной войне, который впоследствии будет съеден, его имя послужит именем для новорожденного сына убийцы
После всего этого можно подумать, что хули – какие-то дьяволы. Однако в действительности дело обстоит как раз наоборот. Каждый, кому доводилось в течении длительного времени пожить среди них – вспомним Миклухо-Маклая, был восхищён их непосредственностью, их чистой, подчас даже назойливой дружбой, их добродушием и горячей любовью к правде. И если бы не были известны страшные истории об охоте за человеческими головами и ритуальных ужасах, можно было бы утверждать, что нет на свете более добродетельного и честного народа, чем хули. Не даром же изображения их воинов с раскрашенными жёлтой глиной лицами стали визитной карточкой Папуа-Новой Гвинеи. Жёлтолицые воины хули изображены даже на банкноте 50 кина вместе с портретом Майкла Сомаре.
Обе высказанные оценки в равной степени справедливы. Добро и зло прекрасно уживаются друг с другом в сердцах хули, а так как эти люди весьма эмоциональны, они постоянно колеблются между крайней жестокостью, охватывающей их в пылу боя или при совершении культовых обрядов, и исключительным добродушием в спокойные минуты жизни. В этих людях есть что-то детское: они, не задумываясь, могут подарить друзьям всё, что имеют сами, могут предаваться безудержной радости, а потом снова становиться необыкновенно жестокими, даже не сознавая своей жестокости.
Двойственность характера хули находит, однако, и другое объяснение. Сами себя они считают настоящими людьми. Это означает, что все остальные являются существами второго сорта и вообще не заслуживают звания людей. С ними можно обращаться как угодно, потому что нравственные законы на них не распространяются. Внутри же своего племени полагается вести себя так, чтобы не причинить никому ни малейшего вреда и в меру своих сил помогать каждому.
Идеалом для хули является такой человек, который помогает другим. А также, который стыдится сделать что-либо противоречащее обычаям старины. Они уважают собственность своих соплеменников и считают воровство одним из подлых преступлений. С глубоким почтением относятся хули к старости, внимательно прислушиваются к советам стариков (которые, кстати, заправляют всеми деревенским делами, сообща выполняя роль местного совета депутатов) и никогда не посмеют попрекнуть их в том, что они уже не могут работать.
Для защиты своей общины хули не жалеют ни собственности, ни самой жизни и – что редко для дикарей и на Новой Гвинее встречается далеко не везде – испытывают неодолимое отвращение ко лжи. «Хули-меен сакод-ке иси мбаке» – «Слово хули едино и неделимо». Обычай не дозволяет мужчинам посягать на честь жён и дочерей своих единоплеменников, но иногда страсти вносят в идеал свои поправки.
На фото: Молодая женщина племени хули
Мужчины хули обладают то самой красотой, которую один датчанин удачно назвал «великолепием дикаря». На фото вы видите людей высоких и стройных, с телами тёмно-шоколадного цвета, а по праздникам размалёванных ещё жёлтой, красной и чёрной красками. Их грудь и шеи богато украшены ожерельями из ракушек, клыков, плодовых косточек и плетёных волокон. У них открытые лица с широкими носами. С яркими цветными полосами на щеках и на лбу, и надо всем этим, как венец, вплетённые в курчавые волосы лубяные косы и диадема из чёрных перьев казуара и жёлтых блестящих перьев райской птицы.
Чем старше становятся мужчины хули, тем проще делается их убранство. Зато больше внимания и труда уделяют они своей причёске, с каждым разом по-иному заплетая косы, служащие у них указателем возрастного класса. А тот, кто дожил до седин, носит лишь одно украшение – нагрудную пластину из перламутра.
Мужчина у хули – полновластный хозяин в доме. Со своей женой он может делать всё, что угодно, так как после свадьбы она становится его собственностью. Он может, если друзья его о том попросят, одолжить или подарить её и может, даже, если она его разозлит, тут же её убить. (Не забываем: мясо сварливой жены при этом будет съедено родственниками и друзьями, а голова с именем будет сохранена для будущего ребёнка). Но, конечно, чаще всего мужчина хули привыкает к жене или, может быть, ещё больше – к её стряпне; во всяком случае, там очень часто встречаются неразлучные пары, а иной мужчина оказывается даже под пятой у своей жены.
На фото: Очень часто встречаются неразлучные пары, а иной мужчина оказывается даже под пятой у своей жены
На долю женщин приходятся все основные работы по дому. Они присматривают за детьми и готовят пищу – обычно из саговой муки с рыбой или мясом и кокосовым маслом, – пользуясь для этого раскалёнными камнями. На женщинах же лежит забота о свиньях – единственных, кроме собак, домашних животных (при необходимости, поросят женщина хули выкармливает молоком из собственной груди). Уход за посевами, который, в основном, сводится к прополке. Приготовление муки из сердцевины саговой пальмы. Плетение всевозможных украшений и предметов хозяйственного обихода: опахал для раздувания огня, шнуров для связывания хвороста и т.п. Некоторые виды рыбной ловли также считаются женским занятием.
Мужчины же на себя берут расчистку земельных участков для подсечно-огневого земледелия, рубку саговых пальм, изготовление лодок, постройку жилищ, лювлю рыбы при помощи лука и стрел, различного рода резьбу и меновую торговлю.
В обязанности мужчин также входит хранение преданий. Для хули это является крайне важным делом, так как от него зависит процветание общества. Объясню, почему: эта народность делится на ряд родовых групп, ведущих своё происхождение от тех или иных мифических предков-тотемов. В древности этими предками были созданы одно за другим все имеющиеся на свете растения, животные, все явления природы и культурные ценности. Иначе говоря, они сделали мир таким, каков он есть, и люди получили возможность жить в этом мире. Однако всё, что было когда-то создано предками, постепенно теряет свою жизненную силу. Вот почему «белые демоны» с помощью своего сильного колдовства перехватывают блага, ниспосылаемые предками.
Поэтому колдуны должны путём магических действий время от времени воссоздавать мир и культуру, разыгрывая на своих культовых празднествах особые представления, воспроизводящие мифы о всемогущих предках. А также ритуалы карго культа представляют собой подражание «колдовству белых людей»: носят на ушах половинки кокосов, имитируя наушники.
Это воспроизведение должно быть очень точным и добросовестным, ибо малейший пропуск или искажение текста могут привести к тому, что в мире появятся изъяны и беспорядки.
Константин Стогний