Нефтедолларовый конвейер, который с советских времен снабжает российскую экономику твердой валютой, позволяя менять простейшее минеральное сырье на технологии и потребительский стиль жизни, доживает свои последние годы.
Евросоюз – крупнейший потребитель российских углеводородов – намерен полностью отказаться от ископаемых источников топлива, таких, как нефть и газ, заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.
«Цель ЕС – в том, что к 2050 году стать климатически нейтральным», – сказала Симсон на брифинге в среду, отвечая на вопросы о судьбе трубопровода «Северный поток – 2».
«Это значит, что к тому времени мы выведем из употребления ископаемые энергоносители», – пояснила она, добавив, что все поставщики Евросоюза должны «иметь это в виду» (цитаты по «Интерфаксу»).
Европейские страны, по словам Симсон, намерены отказаться не только от нефти, но и от метана (природного газа), на замену которому должны прийти «декарбонизированные газы», прежде всего водород.
Еврокомиссия в среду одобрила две стратегии, направленные на достижение «климатической нейтральности». Первая требует создание единого энергорынка и диверсификацию поставщиков, вторая – массовое производство чистого водорода в энергетических целях.
Для России политика ЕС означает слом существующей с 1970х гг модели экономики, в которой углеводороды вывозятся на Запад, а на вырученную валюту покупается все то, что страна не в состоянии произвести самостоятельно.
По итогам прошлого года из 419 млрд долларов экспортных доходов России 60% обеспечили три товара: сырая нефть (121,4 млрд долларов), нефтепродукты (66,9 млрд долларов) и природный газ (19 млрд долларов). Половина этих поступлений пришла из Европы, где доля российской нефти в потреблении достигает 30%, а газа – 40%.
Экспортные доходы, – это «нить», связывающая Россию с потреблением из развитого мира: импортные товары – от одежды и техники, до фруктов и моющих средств, а также технологии и оборудование для промышленности, сырье для сельского хозяйства – закупаются на эти деньги.
По теме:
Ставка ЕС на водород в энергетике – что будет делать Россия, которой возможно придется конкурировать с Украиной