Жизнь монахов Шаолиня — усердный путь к духовному и физическому самосовершенствованию, который предполагает целый ряд тягостей и самоограничений, которые ведут монахов к просветлению. Тренируются монахи согласно древним традициям храма, которые не менялись сотни лет.
День шаолинских монахов начинается в 5 часов утра. Проснувшись, все монахи собираются во дворе у главного храма и 2 часа придаются медитации, независимо от погодных условий и возраста. Только настоятелю и совету, состоящему из старейших, мудрейших монахов разрешается медитировать в помещении. Для того чтобы медитация новичков не переходила в сон, из состава старших монахов назначается 10 смотрителей, в задачу которых входит надзор за медитирующими новичками. Если кто из новичков уснет, смотритель награждает его двумя ударами шеста по плечам. Проснувшись, новичок должен поблагодарить собрата за его бдительность и за помощь в медитации. Если новичок ослушался, и не выразил благодарности, он вновь получает два удара по плечам. Таким образом, новичкам прививается уважение к старшим и субординация.
По окончанию медитации монахов ждет комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости тела. Многие помнят старые китайские фильмы о монастыре, в которых монахов подвергают нечеловеческим тренировкам, направленным на развитие гибкости тела. Реальная картина немногим отличается от фильмов. Шаолинский комплекс растяжки включает в себя набор очень тяжелых упражнений, которые неподготовленный человек, не в состоянии будет вынести. К слову сказать, монахов к таким нагрузкам готовят с детства, и практически каждый монах вступивший в ряды храма может сразу и без подготовки сесть на продольный и поперечный шпагаты.
Духовная тренировка монахов шаолинь.
После комплекса растяжки монахи размещаются в главном храме и слушают своего рода лекции о религии, жизненном пути и просветлении. Также настоятель монастыря распределяет своеобразные обязанности между новичками и тем самым, определяя их дальнейшую судьбу в монастыре.
Тренировки шаолинских монахов.
После духовного развития монахи переходят к физическому совершенствованию. Они выполняют различные упражнения для развития мышечной и сухожильной силы. У многих возникает вопрос « Если монахи так усердно тренируются, почему они не выделяются мышечной массой?». Здесь дело в первую очередь в физиологии и наследственности. Практически все китайцы являются эктоморфами, и им довольно тяжело набирать массу, да оно им не особо и необходимо. Второй причиной является питание. Монахам запрещено употреблять мясо, которое, как известно является основополагающим при наборе мышечной массы. Третьей причиной является распорядок дня, при котором мышцы не успевают восстановиться, а следовательно и вырасти. Но это не значит что монахи тренируются зря. Организм человека очень живучая и выносливая штука, которая адаптируется практически под любые условия жизни. И когда монах планомерно и ежедневно нагружает себя изнурительными тренировками, его организм пытается адаптироваться под воздействие окружающей среды. Но образ жизни монаха не позволяет ему выращивать мышечную массу и поэтому все ресурсы организма перестраиваться на развитие сухожильной силы. Вот в чем кроиться секрет удивительной выносливости, а также сравнительно высокой физической силы монаха при малом объеме мышечной массы.
Закончив с физическими упражнениями, монахи переходят к совершенствованию в боевых искусствах.
Как правило новички изучают 5 стилей Шаолинь цуань :
Дракона
Тигра
Змеи
Леопарда
Богомола
Каждый из данных стилей направлен на развитие определенных качеств ученика. После того как ученик в течении 3 лет изучает вышеизложенные стили боевых искусств шаолиня, он получает степень монаха-воина, и соответствующий пояс – аналог поясов к карате.
Становясь монахом – воином адепт монастыря шаолинь переходит к более сложным и суровым тренировкам, и вместо 5 стилей изучает комплекс из 170 техник шаолиня.
После окончания утренних тренировок (примерно в 14 часов дня) монахи приступают к приему пищи. Как правило, это растительная пища, иногда фрукты. После приема пищи монахам дается один час личного времени, по окончании которого они вновь приступают к тренировкам.
Монахи- воины после приема пищи следуют в специальные залы, в которых их облучают старшие монахи. В этих залах ведется крайне жестокое обучение. Монахи обязаны спаринговать в полную силу, не исключено и использование оружия. Помимо владения оружием и боев монахов обучают техникам воздействия на болевые точки, а также медицине. После длительного обучения монах-воин получает право сдачи на звание старейшины. В экзамен входит теоритический тест на знание обычаев и правил монастыря, умение владения оружием, знание медицины, физическая подготовка, а также владение боевыми искусствами.
В 19 часов наступает ужин, после которого монахи могут заняться своими делами и отдохнуть. Но практически все монахи продолжают обучение до глубокой ночи.
Заповеди Храма Шаолинь
До наших времен дошли древние заповеди храма, составленные еще Цзюэюанем в 1234 году:
Основная задача монаха- это совершенствование души и тела, поэтому ты должен тренироваться ежедневно и регулярно не отвлекаясь от тренировок.
Искусство монастыря шаолинь следует использовать только ради самозащиты.
Относись к наставникам и учителям с уважением и почтением.
Относись к братьям с уважением, будь искренен и не допускай обмана.
Не стоить использовать силу для выяснения отношений.
Не пей вино и не ешь мясо.
Не увлекайся женщинами сверх меры.
Нельзя обучать боевым техникам монастыря обычных людей, исключение составляет только знания в области медицины.
Не зазнавайся и не восхваляй себя.
Стоит сказать, что на момент написания этих заповедей монастырь Шаолинь был, можно сказать самостоятельной и обученной армией воинов, которая постоянно участвовала в сражениях и борьбе за власть. Такая ситуация была на руку монахам, и эти заповеди не исполнялись. Ситуация изменилась после полного разгрома монастыря. Было решено сделать из монастыря Шаолинь духовный центр Китая, и монахи должны были соответствовать религиозному образу.
Также существует ряд внутренних запретов храма:
• Сторонись нерадивости и лени.
• Зависть вредит развитию ци.
• Гнев угнетает сердце.
• Избегай увлечения вином и женщинами.
• Пройди все ступени обучения.
Шаолиньский монастырь основан даосами еще в начале V века, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.
Основан в 495 году буддийским монахом по имени Бхадра.
Психофизическая подготовка монахов в Шаолине
Жизнь монахов в монастыре была подчинена строгим правилам и регламентациям. Монахи вставали в пять часов утра. После они приступали к занятиям медитацией, которая продолжалась обычно два часа. Затем монахи переходили к выполнению специальных дыхательных и физических упражнений, некоторые были рассчитаны на начинающих, другие были под силу только хорошо подготовленным. В основном эти упражнения носили оздоровительный и закаливающий характер. После этого выполнялись водные процедуры и массаж. Для обливания использовали холодную воду из протекавшей поблизости горной реки. Массаж выполнялся по специальным методикам, иногда во время массажа втирали различные мази.
Завтрак монахов был всегда легким, но сытным. После завтрака начинались занятия по изучению канонов. Монахи под руководством наставника изучали тексты священных книг, комментарии к ним, многое заучивали наизусть. Курс наук, которые изучали монахи, был очень разнообразен, в него входили и философия, и красноречие, и основы права и медицины, и многое другое.
Напряженные интеллектуальные занятия уступали место ушу. На специально отведенной площадке братия выстраивалась ровными рядами, место каждого определялось его положением в иерархии монастырской общины. Занятия оберегались от посторонних глаз и проводились либо в зале, либо во внутреннем дворе монастыря, куда посторонние доступа не имели.
Занятия по ушу начинались со чтения молитв и проходили под руководством опытного наставника по боевым искусствам и его помощников. В ходе занятий каждое движение и серия движений в результате многократных повторений доводились до совершенства. Большое внимание уделялось также синхронному выполнению приемов.
В полдень монахи трапезничали. Питание в монастыре было строго вегетарианским и весьма рационным. Меню варьировалось в зависимости от времени года, но практически всегда включало блюда из злаков, масличных культур, бобовых, в большом количестве были представлены различные овощи. Рацион составлялся опытными монастырскими поварами, они заботились не только о питательности пищи, но и о ее вкусовых качествах. Монастырские кулинарные рецепты славились не меньше, чем приемы боевого искусства. Обязательными добавками к рациону питания монахов являлись лекарственные травы и коренья. Во время постов рацион менялся, но принцип сбалансированности и полезности сохранялся. Такая диета способствовала повышению выносливости, укреплению всего организма и отдельных внутренних органов.
После обеда монахи немного отдыхали, затем они снова приступали к тренировкам по ушу. На этот раз все монахи, разбивались на три группы: новичков, изучивших основы мастерства и опытных мастеров.
Новички должны были от трех до пяти лет заниматься изучением основных стоек, ударов и блоков. Тренировку проводил опытный наставник.
Ученики изучали "внешнее" и "внутреннее" искусство. "Внешнее искусство" (вай гун) закаляло монахов физически, развивало силу, ловкость, выносливость, укрепляло мышцы и сухожилия, ударные поверхности рук и ног. Это было не простым испытанием для их тела и духа.
Вот как, например, совершенствовались монахи в "искусстве пальца" (в умении пальцем пробивать любую преграду). Сначала ученику следовало тыкать указательным пальцем в пшено, затем в песок, и, наконец, в гравий. Он должен был, преодолевая боль, нанести 3800 ударов. После этого следовало наносить удары в железные опилки. После 9000 ударов на пальце образовывались многослойная мозоль и полностью атрофировались нервные окончания, палец становился как кость; его называли "железный палец", ударом такого пальца монах мог проткнуть мышцы противника или пробить стену дома.
"Внутреннее искусство" (нэй гун) включало в себя различные упражнения на использование внутренней энергии ци. Наставники учили, что удар следует наносить не силой, а энергией.
Монахи, изучившие основы мастерства, занимались в группах по четыре человека, каждую группу опекал свой наставник. Монахи, входившие в эти группы, отрабатывали комбинации приемов, изучали тактику и принципы ведения боя, они продолжали совершенствоваться во "внутреннем" и "внешнем" искусствах. Этот этап подготовки обычно занимал несколько лет. Опытные мастера тренировались под присмотром главного наставника по боевым искусствам. Они изучали секретные приемы, учились наносить удары, не касаясь противника, занимались поиском новых эффективных приемов и связок.
Вечером все снова встречались для совместных тренировок, это было своеобразное подведение итогов. Нередко проводились показательные поединки, когда монахи демонстрировали свое искусство в реальных схватках.
После вечерних занятий ушу монахи снова медитировали, а затем отходили ко сну. Но очень часто и ночью в зале Тысячи будд монахи продолжали упорно отрабатывать боевые приемы, наносить удары по деревянным манекенам, заниматься дыхательными упражнениями.
По преданию, только через 10-15 лет монах овладевал искусством Шаолиня, для доказательства своего мастерства он должен был сдать экзамен.
Экзамен включал в себя теоретическую практическую части. Сначала проводился устный экзамен-собеседование по истории монастыря, по каноническим книгам, по истории и теории воинского искусства Шаолиня. Затем экзаменуемый должен был на практике продемонстрировать свое боевое искусство. Для этого он проводил бой с одним и несколькими противниками с оружием и без оружия. Схватки были жестокими, смертельных случаев не было, но серьезные травмы случались нередко. Многие не проходили этого испытания и оказывались в монастырской больнице, где, впрочем, монахи-лекари быстро ставили их на ноги.
Наконец, самым серьезным испытанием считалось прохождение затемненного коридора с установленными там 108 манекенами. Манекены приводились в движение тайными механизмами, которые были соединены с половицами в коридоре. Стоило наступить на такую половицу, как скрытая в темноте кукла сразу наносила удар. Идущий по коридору должен был уклониться от удара, поставить блок и ответить на удар. Двигаться по коридору надо было очень быстро, испытуемый должен был достичь конца коридора раньше, чем догорит свеча. Когда монах проходил весь коридор, путь ему преграждал огромный треножник с углями; чтобы выйти из коридора, надо было поднять и переставить его. Если монах это делал, то на его предплечьях выжигалось изображение тигра и дракона. Это клеймо оставалось на всю жизнь и являлось доказательством мастерства его владельца.
Источник