25.11.2024

Гангстеры возвращаются и легализуются


Спустя 20 лет в Петербург вернулся «крестный отец» 90-х Александр Малышев.

Последний официальный документ по поводу образа жизни Александра Малышева датируется 2008 годом и подписан знаменитым испанским судьей Балтасаром Гарсоном. Тогда при аресте 17 человек – самого Малышева, петербуржцев Геннадия Петрова, Леонида Христофорова и еще 14 подозреваемых – национальный центральный суд Мадрида констатировал:

«Обвиняемые образовали то, что в преступной среде российского происхождения известно как «преступное сообщество», после чего в 1996 году их лидеры, в настоящее время обвиняемые, приняли решение поселиться в Испании для того, чтобы здесь, укрывшись в спокойных условиях, где их деятельность в тот момент не была известна, основать и переместить свои надежные базы, с которых можно было с размахом планировать в безнаказанности заведомо преступные операции, приносящие баснословный доход».

Геннадий Петров и Александр Малышев (справа)

В 2008 году все мировые СМИ поместили сенсацию об испанской операции «Тройка». Малышева и других обвиняли в торговле оружием и наркотиками, убийствах, вымогательстве, коррупции на самых верхних эшелонах российской власти, торговле влиянием. В России тогда вновь вспомнили о бандитском Петербурге, так как их назвали малышевско-тамбовскими.

Малышев известен как основатель крупнейшей преступной группировки, получившей название «малышевские». В 1980 году, уже отсидев два срока,  начал «работать» на Сенном рынке в Ленинграде под прикрытием Тамбовской ОПГ, после чего создал собственную группировку, объединив под своим руководством тамбовцев, колесниковцев, кемеровцев, комаровцев, пермцев, кудряшовцев, казанцев, тарасовцев, северодвинцев, саранцев, ефимовцев, воронежцев, азербайджанцев, красноярцев, чеченцев, дагестанцев, красносельцев, воркутинцев и бандитов из Улан-Удэ. В каждой из этих групп было от 50 до 250 человек. Общая численность группировки составляла около 2000 человек.

Изначально Малышевская ОПГ примыкала к Тамбовской преступной группировке. Но в 1989 году «тамбовские» и «малышевские» устроили одну из первых криминальных разборок в Девяткино. Участники обеих группировок применили в отношении друг друга огнестрельное оружие. После этого Малышевская и Тамбовская ОПГ стали противниками.

После «разборки» с тамбовскими бандитами Малышев и еще один активный участник ОПГ и один из ее будущих лидеров Геннадий Петров были арестованы по подозрению в бандитизме. Но Петров не попал в первую волну арестов и первый из всех обвиняемых вышел из тюрьмы. Позже Петров переехал жить в Испанию, но часто приезжал в Санкт-Петербург и Москву. А 72 участника Тамбовской ОПГ были привлечены к уголовной ответственности.

Практически сразу после своего освобождения Малышев бежал в Швецию, откуда распространял слухи о своей смерти в перестрелке. Лидер «малышевских» возвратился в Россию после того, как суд оправдал или вынес весьма мягкие приговоры, и освободил из-под стражи всех арестованных «тамбовских».

Пик активности ОПГ пришелся на 1991—1992 годы. В то время лидера ОПГ нередко называли «императором бандитского Петербурга».

В октябре 1992 года Малышев и 18 его ближайших сообщников были арестованы во время реализации разработки МВД и по делу предпринимателя Дадонова. 25 августа 1993 года были освобождены под подписку о невыезде ближайшие соратники Малышева Кирпичев, Берлин и Петров. За освобождение другого соратника — Рашида Рахматулина ходатайствовали Ассоциация боксеров Санкт-Петербурга, Российская федерация французского бокса, кооператив «Тонус» и администрация тюрьмы, где он содержался. Рахматулин был освобожден, а противившийся этому надзирающий прокурор Осипкин вскоре уволен из прокуратуры.

По информации открытых источников, после ареста Малышева московские «воры в законе» пытались поставить петербургскую преступность под свой контроль. Выступивший в марте 1993 года против этого на московско-питерской «сходке» Андрей Берзин («Беда») был убит. В том же году были совершены покушения почти на всех видных петербургских бандитов.

На «сходке» в 1993 году Малышевская ОПГ закрепила за собой право на торговлю наркотиками, тем самым вытеснив из этой сферы азербайджанских бандитов.

Судебный процесс над Малышевым закончился в 1995 году, он был осужден за незаконное ношение и хранение оружия к 2,5 годам общего режима, но поскольку он провел в СИЗО 2 года и 11 месяцев, Малышев был освобожден. Несмотря на то, что Малышев длительное время находился в тюрьме, его авторитет в преступном мире Санкт-Петербурга по-прежнему оставался высоким. Через своих адвокатов он продолжал руководить делами. Группировка Малышева к 1995 году насчитывала 350—400 человек.

Одним из методов деятельности ОПГ являлось устройство своих людей на работу в интересующие структуры и фирмы, приобретение контрольного пакета акций, подготовка своих экономических кадров в официальных учебных заведениях города. Группировка контролировала гостиницы и рестораны, торговлю антиквариатом и игорный бизнес.

Малышевская ОПГ создала ряд фирм — кафе, сауны, скупки цветных металлов и другие. Главарь ОПГ занимал должность менеджера ТОО «Нелли-Дружба» и был учредителем фирмы «Татти», владеющей сетью коммерческих магазинов. Малышев поддерживал связи с Москвой через лидера Крылатской группировки Олега Романова.

Деньги группировки переводились в финансовые учреждения и банки Кипра, с их помощью Малышев добивался влияния на крупнейшие банки Санкт-Петербурга. На деньги Малышева был создан Музыкальный центр Киселева, проводились праздники «Виват Санкт-Петербург!» и «Белые ночи рок-н-рола». Также ОПГ было организовано подпольное производство малокалиберных револьверов.

В середине 1990-х годов Малышевскую ОПГ потеснила Тамбовская группировка. Некоторые из лидеров «малышевских» были убиты, некоторые, в том числе Петров и Малышев, скрылись за границей.

В мае 1997 года подразделение по борьбе с организованной преступностью комиссариата испанского города Марбельи через посольство Испании в России попросило о содействии. В Испании расследовали дело об отмывании значительных денег, вложенных в недвижимость, и вышли на российских граждан, которые в январе 1997 года создали компанию «Испарус» (Hisparus). Тогда следствие обратило внимание, в частности, на Геннадия Петрова и Сергея Кузьмина. Испанских полицейских заинтересовали лица, которые уже попадали в поле зрения управления по борьбе с организованной преступностью в России. Они фигурировали в оперативных справках, где их называли участниками ОПГ. Кроме того, судя по испанскому обвинительному заключению, их имена были известны правоохранительным органам США и Евросоюза.

12-13 июня 2008 года в Испании в ходе спецоперации «Тройка» были задержаны 20 россиян — Леонид Христофоров, Александр Малышев-Гонзалес, Геннадий Петров, Юрий Саликов, Юлия Смоленко, Виталий Изгилов и другие — все они обвинялись в отмывании денег, торговле оружием, заказных убийствах, вымогательстве, поставках наркотиков, подделке документов, контрабанде кобальта и табака.

В 1998—1999 годах Петров и Кузьмин были совладельцами банка «Россия», им принадлежало по 2,2 % акций банка, а на собраниях акционеров их представлял Андрей Шумков, который в 1998—2000 годах входил в его совет директоров. 14,2 % акций банка «России» в 1998—1999 годах принадлежали петербургским фирмам «Эрген», «Форвард Лимитед» и «Топливной инвестиционной компании» («ТИК»), которые были связаны с Шумковым. «Эргеном» владели Шумков и Кузьмин, а совладельцами «ТИК» выступали фирмы «БХМ» и «Финансовая компания Петролиум», аффилированные с Кузьминым и Петровым.

Через несколько месяцев Малышева выпустили под залог, как и остальных фигурантов нашумевшей спецоперации, и за шесть с половиной лет больше ни разу не побеспокоили. От шума остались претензии только по неуплате налогов за катер.

В эти дни Малышев, по информации «Фонтанки», занимается своим здоровьем. Говорят, никого не хочет видеть, да и большинство из его прошлого окружения ушло во времена гангстерских войн. Даже первый его противник – Владимир Кумарин-Барсуков – давно не у дел после громкого ареста в 2007 году и нынешних обвинений, вплоть до заказа на убийство Галины Старовойтовой.

Источник
 

Прямо сейчас происходит окончательная легализация и возвращение авторитетов в Питер (там сейчас и Мирилашвили, севший за то, что везде жаловался, что пришлось Путину отдать казино за рубль), и Петров, и Малышев. Представители преступного сообщества проживают в элитном правительственном доме и заправляют крупным бизнесом. Победить это пока невозможно. Бастрыкин для них Саша, Путин – царь.

Кстати, примечательно, что и Кумарина, и Петрова источники испанского правосудия называют людьми, сотрудничавшими с КГБ с конца 80-х годов.

Анастасия Кириленко


69 элементов 1,303 сек.