25.11.2024

Очерки Божества Древнего Египта

Внешний вид

 

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

 

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.

 

Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

 

Некоторые основные божества Древнего Египта:

 

Амон (Амен, Амун, Имен, "сокрытый", "потаенный") — древнеегипетский бог Солнца, царь богов (nsw nTrw) и покровитель власти фараонов. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови.

 

 

Бог-творец Амон. Храм Амона-Ра в Карнаке

 

 

Богиня Мут. Древняя скульптура

 

Мут, египетская богиня (собственно «мать») — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Первоначально Мут считалась эпитетом вод Наунет, женской пары первоначального океана Нун, в системе мифологических воззрений, связанных с гермапольской Огдоадой. Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. В период возвышения Фив, ставших столицей Египта Среднего царства, соответственно возросло и значение местного бога Амона, провозглашённого царём богов, поэтому место его жены Амаунет (Амонет), бывшей всего лишь женским эквивалентом Амона, заняла более колоритная богиня Мут. Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» — выражение божественной предвечности. Среди её имен также «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов». Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру», по имени священного озера при ее храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма Амона-Ра и соединенном с ним аллеей сфинксов. Мут изображалась в виде женщины, с коронами и грифом — ее иероглифом — на голове. Имея собственного сына Хонсу, Мут усыновила также Монту, включив его в состав фиванского пантеона, что подтверждало её статус как богини материнства.

 

 Хонсу – бог луны

Хонсу – ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий. Как покровитель медицины, Хонсу сближался с богом мудрости Тотом, входил в фиванскую триаду божеств. Во время Среднего царства, когда он иногда именовался писцом правды (впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу-Тот). Хонсу также считался богом-целителем; до нас дошла сказка о чуде его статуи, якобы совершенном в Месопотамии над бесноватой дочерью царя (так называемая надпись о Бентрешт). В Фивах находился большой храм Хонсу между храмом Амона и Мут; его весьма чтили и украшали Рамессиды, а также цари XXI и XXVI династии; от этого времени на стенах сохранились гимны в честь Хонсу. Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными атрибутами. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу – Фивы, в Карнаке находился его главный храм.

 

Ра (др.-греч. Ρα; лат. Ra) — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено. Ра изображался в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда бог Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.

 

Бог Атум

Атум (Jtm) — бог первотворения и солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во многих древнеегипетских текстах Атум называется вечерним или заходящим солнцем. Изображался в виде человека (часто старика) в одеждах фараона с двойной красно-белой короной Верхнего и Нижнего Египта. В конце каждого цикла творения Атум принимал вид змея, а также ящера, льва, быка, обезьяны или ихневмона (египетского мангуста). Его титулом в глубокой древности был "Владыка обеих земель", то есть Верхнего и Нижнего Египта. Рука Атума – богиня Иусат. Согласно гелиопольскому мифу, Атум, "создавший сам себя", возник из первобытного хаоса – Нуна, которого иногда называют отцом Атума, вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, то есть проглотив собственное семя, Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов: воздух – Шу и влагу – Тефнут, от которых произошли земля – Геб и небо – Нут. В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха, Атум отождествлялся с Птахом, а также с Хепри (Атум-Хепри, в некоторых изречениях "Текстов пирамид" это божество называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис), с ним сближали Осириса ("Живой Апис-Осирис – владыка неба Атум с двумя рогами на голове"). В мифе об истреблении людей Атум возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию. Отдельно почиталась рука Атума как богиня Иусат, иногда это божество описывается как тень Атума. Впоследствии почитание Атум было оттеснено культом Ра, отождествленного с ним как Pa-Атум.

 

Бог Птах

Птах или Пта, — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли и повеления словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом или посохом, стоящем на иероглифе, означающем правду. Как живое воплощение бога Птаха почитался священный бык Апис. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения. В 647 речении «Текстов Саркофагов» содержится речение от имени Птаха: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моем, достоинство Мое в руках моих, Я — Господь». Центром почитания Птаха был город Мемфис. Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было само расположение Мемфисского храма Птаха — вне стен города, за южной стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии, Палестине, на Синае. Согласно «Памятнику мемфисской теологии» — богословскому произведению мемфисских жрецов, фиксирующему по видимости более древнее предание, Птах — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа — не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он — создатель царства (царственности, как принципа организации жизни).

 

Бог Шу в сложной короне с четырьмя перьями

Шу — египетское божество воздуха, ветра и нижнего неба (выше которого Нут). Шу ("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба и Нут. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем.

 

Бог Шу — в загробном царстве один из судей над умершими. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

 

Как бог ветра, Шу входил в гелиопольскую эннеаду богов. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсу. Гелиополь (по-гречески — «город солнца»; египетское название — Иуну), древний город в дельте Нила, севернее современного Каира. С V династии (XXVI-XXV столетия до нашей эры) до династии Птолемеев Гелиополь являлся центром культа бога Ра, отождествившегося с местным богом Атумом, отцом бога Шу. Сам Гелиополь в эллинистическое время отождествляется с библейским городом Он.

 

 Тефнут – Нубийская кошка

Тефнут, также Тефнет, хвалебное имя Нубийская кошка — в египетской мифологии богиня влаги, влажного воздуха, росы, дождя, плодородия, календарных сезонов, Эннеады. Ее земным воплощением была львица (иногда изображалась как кошка). Входит в гелиопольскую эннеаду. Центр культа Тефнут — Гелиополь. Согласно гелиопольскому мифу, Тефнут и её муж Шу — первая пара богов-близнецов, порожденная Атумом (Ра-Атумом). Их дети — Геб и Нут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут — также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом. Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес, другой её ипостасью нередко выступала богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Тефнут — Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в древнем варианте — Онуриса). вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит. Мент), почитавшиеся в Египте.

 

 Геб и Нут. (Здесь богиня космоса изображена женщиной, она изогнута в виде купола, имеет непомерно длинные руки и ноги (опоры) и только кончиками пальцев рук и ног касается земли (изображенной в виде мужчины). Шу, разделяющий эту пару, тоже не выглядит напряженным под тяжестью «небесного тела».)

 

Геб — древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оставил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Геб принадлежал к гелиопольской Эннеаде богов. В «Текстах пирамид» Геб выступает как воплощение подземного мира и бог Дуата, принимающий участие в суде Осириса над умершими. Дуат, в египетской мифологии место пребывания умерших; по древнейшим представлениям Раннего царства находился на небе, на востоке, там, где восходит солнце. В эпоху Среднего царства в Древнем Египте сформировалось представление о Дуате как о подземном мире за западным горизонтом, где Солнце заходит. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.

 

 Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня Неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Под разными произношениями (Нуит, Ну, Нут) известна древнейшая богиня древнеегипетского пантеона – богиня неба, особо почитаемая на территории Гелиополя. За символикой Нут скрывается объяснение регулярной смены ночи и дня. Так, египтяне верили, что Нут съедает солнце и звезды, чтобы потом снова родить их. Кроме того, культ богини был тесно связан с загробным миром, а именно считалось, что в ее функции входит вознесение душ умерших на небо, поэтому говорили, что в ней – «тысяча душ». Также Нут охраняла гробницы усопших. Ее эпитеты: «Великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов». Классическим изображение Нут является женщина, растянувшаяся вдоль неба, которая кончиками пальцев ног и рук касается земли. Нередко параллельно ей на земле изображается ее муж и брат Геб. С Нут связан и широко известный древнеегипетский образ Небесной коровы. Но стоит отметить, что за ней скрывается не воздушное пространство, покровителем которого являлся Шу, а более отдаленные области, то, что сегодня мы называем Космосом. Кстати, многие исследователи разделяют версию о том, что именно от образа Небесной коровы получила свое название наша Галактика – Млечный Путь.

 

Нут в образе Небесной Коровы

Вообще следует отметить, что образ Небесной коровы является одним из наиболее архаичных в древнеегипетской мифологии. После расшифровки текстов, украшающих внутреннее пространство пирамид, стала ясна роль этого символа. В частности, в них встречаются такие фразы: «Он [фараон] – сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещает под ее крылом»; «Звезда плывет по океану под телом Нут». Отсюда очевидно, что Нут – это сущность, расположенная даже где-то за пределами звезд, а наличие крыльев является дополнительным символом неба.

 

Вопрос о сущности космоса, вероятно, очень интересовал древних египтян, поэтому они и уделяли столь большое внимание образу коровы и женщины Нут, часто сопровождаемому изображениями крыльев, крыши, океана. Космос – одна из главных загадок для древнего человека, который, несмотря на трудности, всячески старался богиня Нут в образе Небесной коровыобъяснить это явление. Главной особенностью древнего космоса можно считать его одухотворение, поклонение ему как некой живой субстанции. За абстрактными символами скрывается огромная и неподвластная разуму душа. Чего не скажешь, кстати, о современном понимании космоса, где все становится предельно просто и прозаично. В Древнем Египте существовала интересная легенда, связанная с Нут. Считалось, что Нун посоветовал богине, предстающей в образе Небесной коровы, помочь старому Ра взобраться на небо. Однако, достигнув уже большой высоты, Нут почувствовала, что силы ее иссякают, голова идет кругом, а ноги подкашиваются. Тогда старый Ра повелел призвать некоторых богов на помощь Небесной корове, чтобы те поддерживали ее. Волю солнечного бога исполнил великий Нун. По его приказу ноги Нут стали поддерживать восемь богов, а брюхо доверили самому Шу. Этот сюжет часто предстает и в виде изображения. В частности, на таких рисунках Ра не сидит на Нут, а проплывает под ее телом в своей великолепной лодке, прямо под звездами. Голову верховного бога венчает солнечный диск, хотя все божества на таких изображениях имеют вполне человеческие черты. Изображение богини Нут в образе Небесной коровы сопровождается, как правило, иероглифами «хех», значение которых тракуется как «миллионы божеств» или «множество божеств. Под божествами здесь, вероятно, подразумеваются звезды. Стоит отметить, что при таком изображении Нут часто проявляется космологический символизм. В частности, боги, поддерживающие ноги Небесной коровы, не испытывают тяжести и с легкостью справляются с возложенной на них миссией. А мощному Шу достаточно лишь непринужденно касаться тела богини Нут пальцами, чтобы удерживать ее. Согласно египетской мифологии, божества-близнецы Изида и Озирис любили друг друга ещё во чреве матери, богини Нут, поэтому Изида уже при рождении была беременна (Герман Мелвилл. Собрание сочинений в трех томах. Том 1, с. 613).

 

 Осирис – владыка загробного мира

Осирис (Озирис) (егип. wsjr, др.-греч. ?σιρις, лат. Osiris) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Осирис – бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба, он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Осирис научил египтян земледелию, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

 

Исида – великая Богиня-Мать

Исида (Изида) (егип. js.t, др.-греч. ?σις, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Имя Исиды означает "Та, что у трона". Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских фараонов, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа. Ее отождествляли с Деметрой, Великой Матерью Реей-Кибелой, с Иштар и Анат. Согласно античной традиции, изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора). Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп. Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.

 

Богиня Исида. 1300 год до нашей эры

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Гором.

 

 Сет – бог песчаных бурь, чужих земель и покровитель чужеземцев,

первоначально же защитник бога солнца Ра

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Бог пустынь, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Почитается с додинастических времен. Первоначально: защитник солнца-Ра от Апопа, владыка воинской доблести и смелости. После эпохи Нармера и особенно Птоломеев демонизирован: покровитель далеких от Нила стран и чужеземцев, мирового зла, пустыни, сближён с Апопом, антагонист в дуализме Сета и Осириса-Хора. Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т.п. Подобные метаморфозы отразились и на значении имени Сета. Покровитель царской власти, его имя в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь») и в именах фараонов XIX династии. Позже иероглиф «зверь Сета» был детерминативом к словам «дикий, злой, свирепый». Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное). Существуют изображения в виде различных животных, но нет точных подтверждений, что это именно Сет. Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами). Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии этот бог стал явным олицетворением зла. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

 

 Нефтида (греч. Νέφθυς, по-египетски Nbt-hat = "хозяйка дома"), Небетхет (др.-егип. «Госпожа обители») — в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Богиня Эннеады, смерти, загробного мира, врачевания, творения, сексуальности, возбуждения, защитница умерших, покровительница архива царствующего дома фараонов. Символизирует ущербность, пассивность, неплодородные земли. 

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета, но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам. Нефтида, чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими — как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. В этом облике она тесно ассоциировалась с Сешат, богиней — покровительницей архива царствующего дома фараонов, определяющей продолжительность их правления. Особым временем суток для Нефтиды были предрассветные и закатные сумерки. Считалось, что она родилась в Секхеме, который был центром её культа. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным». Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующие ущербность, пассивность, неплодородные земли. Согласно сказкам папируса Весткар Нефтида вместе с Исидой, Хнумом и Хекет помогает роженице. Иногда вместе с Исидой она представляетса в облике одной из соколиц, сидящих у ног и изголовья ложа с телом умершего. В эпоху Нового царства, Нефтида как одна из четырёх великих богинь-защитниц усопшего, часто изображалась на царских саркофагах, на северной стенке, непосредственно около головы усопшего. Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида — в дневной). Нефтида, Исида и Селкет отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают на саркофагах в виде крылатых женщин, как защитниц умерших. В качестве ипостаси Нефтиды нередко выступала Сешат.

Автор: Переслала Olga Caikina источник


67 элементов 1,088 сек.