22.11.2024

Интервью Западную цивилизацию спасёт только Израиль


Интервью с аналитиком Даном Шифтаном, специалистом по Ближнему Востоку, я добивалась долго. Его консультации ныне в большой цене, поэтому мои звонки постоянно заставали его за границей…

Виктория МАРТЫНОВА
Фотоиллюстрация: скриншот с видео University of Haifa

Дан Шифтан — директор Центра национальной безопасности при Хайфском университете, преподаватель колледжа по проблемам безопасности для офицеров ЦАХАЛа. В течение трех десятков лет он дает консультации израильским руководителям высшего звена — как оборонного, так и внешнеполитического ведомства, а также много пишет о Ближнем Востоке. Несколько лет назад он выпустил книгу об израильских арабах, которую сам считает пессимистической.

— Поводом для моего обращения к вам стали недавние разоблачения ячейки израильских арабов — школьных учителей, которые занимались распространением идей "Исламского государства". В Израиле в очередной раз поохали – мол, и нас не обошла эта зараза. В чем же здесь дело?

— Я много лет занимаюсь изучением арабского общества Израиля. Заключения, которые я делаю, пессимистичны. По итогам всех наблюдений и размышлений я пришел к выводу, что проблема израильских арабов принадлежит к числу тех проблем, которые не имеют решения, и потому не стоит пытаться ее решить. Надо заниматься тем, что в современных понятиях называется "управление конфликтом". То есть постоянно заботиться об улучшении жизни представителей сектора, об их участии в общественных институтах. Но это управление, а не попытка решения конфликта. Корень уникальной проблемы израильского общества состоит в следующем… Арабы в нашей стране — меньшинство, но меньшинство чисто техническое, ощущающее себя большинством, поскольку они представляют собой большинство на Ближнем Востоке. Евреи же, наоборот, большинство в государстве, но с прочным ощущением себя в качестве меньшинства. На арабов очень сильно влияет глобальная ситуация — они чувствуют себя частью большого арабского мира. Этим, в частности, объясняется и тяга некоторых из них к "Исламскому государству". Если глобальное арабское общество, пытаясь решить неразрешимые на данном историческом промежутке времени структурные проблемы (сразу скажу, что я не вижу улучшения ситуации и через 50 лет!), обращается к варварству, то и определенная часть израильских арабов проявляет интерес к этим идеям.

— А внутреннее противостояние в Израиле как-то можно разрешить?

— Я считаю, именно то противоречие в сознании израильских арабов, о котором я говорил, и приводит к конфликту, который практически невозможно разрешить. Все попытки разрешения этого конфликта оборачиваются лишь ухудшением ситуации и грозят самому существованию Государства Израиль. Дело в том, что Израиль появился как колониальное предприятие, и это чистая правда. Но попытки переделать его по западным образцам предполагают разрушение фундамента, вот что опасно. Такие попытки выглядят очень демократичными, но реально угрожают самим основам государства. На мой взгляд, здесь стоит проявить осторожность.

— Как вы относитесь к плану мирного урегулирования "два государства для двух народов"? В ближайшее время могут возобновиться переговоры…

— Реально создаются два государства: одно арабское, а второе… нееврейское. Понятно, что создание этого второго государства прокладывает путь к модели от еврейского государства к арабскому, то есть речь идет о постепенном превращении Израиля в арабскую страну. Не могу сказать, что я приветствую этот процесс. Мы должны учитывать тот факт, что израильские арабы, в отличие от, скажем, афроамериканцев, которые боролись только за то, чтобы считаться обычными американцами, не более того, никогда не видели себя израильтянами и видеть не хотят. Кажется, лучше всех это выразил арабский депутат кнессета Ахмед Тиби: "Даже если на Ближнем Востоке наступит мир, и арабские страны заключат договор, мы все равно не будем считать себя израильтянами. Я предпочту иметь отдельные символы, отдельную систему образования, управления и так далее". При этом, однако, израильские арабы вовсе не стремятся покинуть "плохой" Израиль и присоединиться к "замечательному" Палестинскому государству, которое когда-нибудь будет создано. И это тоже один из парадоксов. Израильские арабы хотят жить в Израиле, не принимая его в качестве своего государства. Впрочем, эта ситуация вообще характерна для Ближнего Востока. Если бы были сняты все запреты на эмиграцию в Европу, думаю, Ближний Восток обезлюдел бы — его население перебралось бы в Европу.

— И перебирается, но вместо того чтобы радоваться привалившему счастью, пытается навредить благодетелям и разрушить Европу…

— Я думаю, это очень глубокая проблема. В профессиональных терминах я обозначаю ее как структурную проблемой. Арабское общество оказалось неспособным приблизиться по уровню к западному, оно постоянно отдаляется от него. Сегодня невозможно сказать молодому человеку, живущему не только в тех странах, которые разрушаются на глазах — Сирия, Ирак, Ливия и т.д., — но и, например, в таких как Египет и Иордания: подожди, лет через тридцать все будет хорошо. Понятно, что все хорошо не будет. Более того, хорошо вряд ли будет и детям этого молодого человека. По моим наблюдениям, процесс разрушения государств Ближнего Востока продолжится, а вместе с ним и все сопутствующие явления — войны, теракты, гибель людей.

— Но в чем же причина таких мрачных прогнозов? Что мешает восточным странам догнать западные?

— На мой взгляд, отсутствие толерантности, готовности принять другого человека. Это некое основополагающее свойство. Если человек относится к жене как к козе или корове, можно вкладывать сколько угодно денег, но общество западным не будет. Не будет развиваться наука, не будут строиться общественные институты, которые и дают западный стиль существования… Кстати, в отношении поддержки лидеров действует все тот же закон. Только тот, кто демонстрирует экстремистские настроения, может рассчитывать на поддержку масс — применительно к Ближнему Востоку. Именно этот принцип сработал, когда Кондолиза Райс добилась проведения выборов в Палестинской автономии и к власти пришел ХАМАС. Другого и быть не могло, согласно логике развития, существующей в наших палестинах. То же самое касается переезда в Европу. Вместо того чтобы радоваться миру, в котором они оказались, и перенимать его ценности, на что очень надеялась принимающая сторона, новые иммигранты, прежде всего в странах Европы, но и в США, развивают именно свои представления о жизни, перевозя с собой то, от чего они бежали.

— Сегодня мы говорим о катастрофических последствиях "арабской весны", которые оказались противоположными ожиданиям тех, кто стоял за кулисами, прежде всего — американской администрации… Но почему в США не нашлись аналитики, способные предсказать такое развитие событий?

— Американцы обладают особым, уникальным подходом. Дело в идеологии, согласно постулатам которой, в каждом Саддаме Хусейне сидит маленький Джефферсон. Необходимо лишь создать ему все условия, чтобы он мог выбраться наружу, и он начнет раскручивать демократические принципы, и сразу все изменится к лучшему, и страны Ближнего Востока будут жить так же хорошо, как страны Запада. Когда ты пытаешься возразить, тебя немедленно обвиняют в предвзятом отношении и перестают замечать. Потом, правда, удивляются, почему, несмотря на все созданные условия, Джефферсон так и не выскочил, зато вместо него из бутылки вырвался страшный джин, который крушит и уничтожает все вокруг себя, и, соответственно, ситуация стала еще хуже. Я много раз пытался спорить с американцами по этому поводу, но каждый раз обнаруживал, что натыкаюсь на непреодолимые идеологические убеждения. Тебя просто перестают слышать и воспринимать…

— Неужели наивность этого подхода все еще не замечена, и достойного анализа события так и не получили?

— Представьте себе, нет. Спор идет об условиях вызволения духа демократии. Меняются правительства, принцип остается. Джордж Буш для этого использовал армию, Барак Обама — деньги, но принцип остается принципом, и никакие потрясения пока не заставили американцев пересмотреть свою точку зрения и отказаться от идеи "коренных преобразований". Потому что нельзя производить изменения, если для этого нет основы в головах самих людей и условий на местности, что называется, эмпирической основы.

— Мы говорили о проблемах израильского общества, но ведь при всех пессимистичных явлениях Израиль продолжает существовать…

— Я считаю, что из всех стран западного мира у нас положение самое лучшее.

— Правда? Это почему?

— Потому что у нас есть один показатель, свидетельствующий о хорошем моральном состоянии общества.

— Какой?

— Израиль — единственная страна западного мира, где семьи предпочитают иметь не менее двух детей. Я не имею в виду харедим, я говорю об обычных семьях, в том числе светских. Детей растить тяжело. Готовность поднимать двух-трех детей, а то и больше, очень характерна для Израиля. Так оно было всегда. Сейчас есть новое подтверждение данной тенденции: представительницы русскоязычной алии в Израиле все чаще производят на свет второго ребенка, что становится уже нормой. Помимо управления конфликтом, это еще один шаг к нашему процветанию на земле Израиля. Если кто и спасет западную цивилизацию, то это только мы.

"Новости недели"

Автор: Виктория МАРТЫНОВА Фотоиллюстрация: скриншот с видео University of Haifa источник


67 элементов 1,556 сек.