22.11.2024

К 75-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ БРАТА . СЕМЁН ФАРАДА.


Первая статья "Главное – живи, Сёмка!":
http://jennyferd.livejournal.com/438449.html
http://jennyferd.livejournal.com/439180.html

Обе статьи написаны в 2005 году. Итак:

"Уно моменто" – от Фердмана до Фарады.

Кое-кто может упрекнуть меня в эксплуатации имени брата. Но разве можно исчерпать тему любви? Некоторые поэты всю жизнь воспевают любимую женщину. А я воспеваю, как могу, своего Сёмку, старшего брата.

Помню себя с 5-6 лет – уже тогда его обожала, как и всю последующую жизнь. В детстве моё обожание выражалось подчас смешно, например, в том, что стакан компота из среднеазиатских сухофруктов, выдаваемый мамой "на третье", я отодвигала от себя в сторону Сёмы. "Не хочу!" – говорила я и кривила губки. Компот он очень любил и любит по сей день. Может, это у него со времёни эвакуации в Ташкент, кто знает? В книге Семёна "Уно моменто" есть такие воспоминания: "Помню, в Ташкенте было огромное количество разнообразных фруктов. Под каждой кроватью в доме, где мы жили, хранились фрукты. А под ними ползали скорпионы. Поднимешь дыньку, а под ней появляется скорпиончик".

Помню мою великую детскую гордость, когда меня, почему-то с запозданием, привели в первый класс. Учительница Дора Моисеевна Майданник спросила:
– А Сёма Фердман тебе кто? Брат?
– Брат! – счастливо выдохнула я, и эту гордость сохранила на всю жизнь.

Я любила его футбол, его стиляжничество, его джаз, восхищалась вместе с ним "Эллочкой" Фицджеральд и Луи Армстронгом. Я знала всех его друзей по школе, потом по Бауманскому институту, потом по театру- студии "Наш дом" при МГУ и, конечно, коллег по театру на Таганке.

После моей статьи "Главное – живи, Сёмка!" я получила укоризненный мessage – почему не сделала анализ его творчества, не разобрала его театральные роли или киношные. Да не критик я, не исследователь творческого пути актёра Семёна Фарады! Я – сестра, и этим сама себе интересна. Конечно, знала все его премьеры и любила ходить на один и тот же спектакль помногу раз. Мне были интересны нюансы исполнения, каждый раз меняющиеся, но я не рецензент. Однако вспомню две роли Семёна в театре на Таганке, которые особенно любила.

В первой из них ("Обмен", 1975 год) он играл много пожившего на свете мудрого еврея, квартирного маклера лет семидесяти. Во второй роли Семён играл мальчика, "которому пошёл четырнадцатый год, но по росту и хилости … можно было сбыть за восьмилетнего" ("Пять рассказов Бабеля", 1980 год). Вот такой возрастной разброс…

Сценарий спектакля "Обмен" Юрий Трифонов написал по своей же одноименной повести. Роль маклера (см.снимок вверху) специально введена для Семёна и состоит из трёх проникновенных ярких монологов, которые Юрий Петрович Любимов вставил в общую канву спектакля. Удивительная личность этот старый еврей, который сам не понимает, какая сила заставляет его напрягать мыслительные способности, бесконечно прокручивая в голове многосложные комбинации, – варианты квартирных обменов. В них одновременно участвуют десятки людей, интересы которых должны быть удовлетворены. Семён буквально метался по сцене с вопросом, который задавал сам себе: зачем ему, старому обеспеченному человеку, решать эти многоходовые задачи-головоломки? Чёрный маклер, украшение спектакля… Кто помнит?! Зиновий Гердт сказал, придя на спектакль, что роль сыграна Семёном на стыке трагизма, фарса и комедии.

Читать далее:
https://jennyferd.livejournal.com/451566.html

 


67 элементов 4,304 сек.