Однако судьба замка Монсегюр, последнего убежища еретиков-катаров, полна тайн и без упоминания этого древнего артефакта.
Вид на гору Монсегюр.
Руины замка Монсегюр расположены на вершине неприступной горы – говорят, именно от ее старинного названия, Мон-гюр, «Надежная гора», и произошло слово, веками будоражившее умы искателей приключений. Сам замок сильно пострадал во время драматических событий осады Монсегюра и уничтожения катарской ереси, но и сейчас наводит трепет на туристов, рискнувших подняться к нему.
Внутренний двор замка.
В истории появления, расцвета и гибели катаров – множество белых пятен. Первые упоминания об этом еретическом течении относятся к XI веку. Предположительно, катаризм проник в Южную Францию из Италии, однако его корни – в Средней Азии, Сирии, Палестине, Индии… Суть учения катаров заключалась буквально в следующем: ад – на земле. Мир, в котором мы живем, радуемся и страдаем, полон зла, и именно он и есть настоящая преисподняя. Никакого наказания за грехи не последует – оно уже наступило.
Подписывайтесь, пожалуйста, на наши:
фейсбук, одноклассники, телеграм–канал
Однако, очистившись, после смерти людские души могут подняться к Свету, в царство небесное, преисполненное добра и благодати. Что интересно, катары были едва ли не первыми идеологическими чайлдфри среди мирян. Они считали, что приводить новых людей в земной ад – настоящее преступление, поэтому выступали за ограничение рождаемости и блюли целибат. Правда, существуют легенды о неистовых катарских оргиях…
Крепостная стена замка.
Если катары-«профаны», новообращенные, просто придерживались довольно аскетического образа жизни, то верхняя прослойка еретиков, «совершенные», напоминали скорее тайное общество со множеством странных ритуалов, запретов, правил. «Совершенные» катары облачались в черное, отказывались от владения имуществом, занимались пропагандистской деятельностью и даже основали на юге Франции четыре епископства, независимых от католической церкви. От скрытой критики католицизма катары перешли к прямому конфликту, нападали на представителей католического духовенства, поджигали храмы. Особенно опасными противниками делало их полное пренебрежение «профанов» к собственной жизни и стремление умереть в бою.
Вид на замок снизу. Когда-то на этом месте был языческий храм.
Катаризм был очень распространен среди представителей знати. В Тулузе, Лангедоке, Русильоне, Гаскони целые семьи обращались к катарской ереси. Особенно поддерживали еретиков женщины из высшего общества – вероятно, потому, что отказ от деторождения позволял им сбросить с себя тяжкую обязанность бесконечных беременностей и родов. Как бы то ни было, число и влияние катаров росло, а католическая церковь ничего не могла с этим сделать. Диспуты, проповеди, увещевания превратились в стычки, а затем и в масштабный религиозно-политический конфликт. Поводом послужило то, что оруженосец графа Тулузского, отлученного от церкви из-за симпатии к катарам, смертельно ранил копьем католического священника, представителя Ватикана. Вскоре против еретиков южно-французских земель был организован крестовый поход. Кровь катаров и католиков лилась на землю, алая, слово вина, которыми славятся те края. Загорелись первые в истории костры инквизиции…
На территории замка Монсегюр. Фотография Дмитрия Новицкого
Еще в начале войны «совершенные» главы катаризма организовали реставрацию и укрепление древней крепости на горе Монсегюр. В незапамятные времена здесь располагалось святилище Балиссены (аналог Астарты или Артемиды). На три десятилетия Монсегюр стал оплотом катаров. Неуловимые, они спускались по тайным горным тропам, чтобы устроить очередную «кровавую баню» инквизиторам. Казалось, катарам помогает какая-то могущественная мистическая сила – иначе как объяснить то, что тридцать лет Монсегюр оставался непокоренным?
На территории замка Монсегюр. Фотография Дмитрия Новицкого
Последняя, самая жуткая и долгая осада Монсегюра длилась почти год. Двенадцать рыцарей, их оруженосцы, полсотни латников, их семьи и два катарских епископа одиннадцать месяцев доблестно защищали замок, который регулярно подвергался обстрелам из камнеметной машины – новейшего изобретения военных инженеров. Когда катары поняли, что гибель неизбежна, они отправили двоих человек спрятать в горах (предположительно, в графстве Фуа) свое самое главное сокровище. А затем сдали замок. Пораженные силой их духа, католики предложили еретикам отказаться от порочного вероучения – в обмен на сохранение жизней. Однако катары отказались и со странной радостью приняли смерть на костре.
Стелла с крестом катаров около замка Монсегюр.
О спрятанном сокровище катаров до сих пор ходят самые невероятные легенды, как и о том, что на самом деле происходило в крепости Монсегюр и почему это место обладает такой странной силой. В XVI веке замок был отстроен заново, и, по-видимому, ничего таинственного в нем обнаружено не было. В середине XIX века простестансткий пастор Наполеон Пейра написал романтическую историю о еретиках, построивших Монсегюр как Храм Духа и похоронивших там, в подземельях, покровительницу катаров – графиню Эсклармонду де Фуа.
В начале XX века на волне повального увлечения спиритизмом и так называемого кельтского ренессанса сформировалось устойчивое мнение, что тайной Монсегюра была не могила и не языческий храм, а святой Грааль. Эту историю в пересказе писателя Отто Рана приняли за исторический факт члены Аненербе, которые в 1944 году, по слухам, предприняли попытку воздушного штурма Монсегюра (однако никаких точных данных об этом событии нет). В 90-е годы была издана книга «Святая кровь и Святой Грааль», достаточно вольно трактующая события в Монсегюре – авторы полагают, что святым Граалем были останки жены Иисуса Христа. Этой книгой вдохновлялся писатель Дэн Браун, создавая нашумевший «Код да Винчи».
Сегодня Монсегюр открыт для туристов. Восставший из праха, он все так же гордо стоит на вершине горы – и кто знает, какими еще тайнами наделит его богатое человеческое воображение?