22.11.2024

Э.Рязанов Я на Зземле, как пассажир в вагоне, зашёл и вышел. мне далёкий путь….


Собиралась сегодня пригласить вас в Париж чтобы попрощаться с осенью.
Но жизнь, как всегда, вносит свои коррективы.
Осень подождет.
Сегодня мы будем прощаться с тем, кто был любимым гостем в каждом нашем доме с самого детства.
Сколько же он всего успел!
Я не буду говорить слово "был", ведь люди живут столько, сколько мы их помним.

Буквально метеором влетел он в художественное кино своим фильмом «Карнавальная ночь» и остался в нем навсегда. 
Если бы он создал только фильмы "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Вокзал для двоих", этого было бы предостаточно, чтобы остаться в истории мирового кинематографа надолго. 
Но еще ведь были "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Небеса обетованные" и другие. 
Перечень "звездных" актеров, снимавшихся в его фильмах, занял бы целую страницу. 
Известно, что если уж человек талантлив – то во многом. 
Эльдар Рязанов – автор книг, и не только мемуарных. Но, быть может, прежде всего он – поэт.

Музыка жизни

Что жизнь? Музыкальная пьеса,
Соната ли, фуга иль месса,
Сюита, ноктюрн или скерцо?
Тут ритмы диктуются сердцем.
Пиликает, тренькает, шпарит,
Бренчит иль бывает в ударе.
Играется без остановки.
Меняются лишь оркестровки.
Ребячество наше прелестно,
Хрустально, как отзвук челесты.
Потом мы становимся старше,
Ведут нас военные марши.
Пьяняще стучат барабаны,
Зовущие в странные страны.


 


 

Но вот увенчали нас лавры,
Грохочут тарелки, литавры.
А как зажигательны скрипки
От нежной зазывной улыбки.
Кончается общее тутти.
Не будьте столь строги, не будьте.
Мелодию, дивное диво,
Дудим мы порою фальшиво.
Проносится музыка скоро
Под взмахи судьбы дирижера.
Слабеют со временем уши,
Напевы доносятся глуше.
Оркестры играют все тише.
Жаль, реквием я не услышу.

Эльдар Рязанов


 

Эльдар Александрович Рязанов появился на свет в Самаре 18 ноября 1927 года. 
Его отец и мать работали в советском торговом представительстве в Тегеране, поэтому часто находились в разъездах. 
Когда отец стал начальником винного главка, семья переехала в Москву, получив просторную квартиру в центре города. Однако вскоре он ушел из семьи, и мать во второй раз вышла замуж за инженера. 
Судьба Александра Рязанова сложилась печально: в 1938 году его арестовали на 5 лет, а через некоторое время дали еще 12 за попытку бегства. 
Своего сына он нашел только в 60-е годы, когда тот уже был известным.


 

Читать Эльдар научился, когда ему было три года; в пять лет оторвать его от книжки было уже невозможно; учась в третьем классе, был читателем многих библиотек Самары. 
Эльдар рос обычным ребенком: гонял голубей, дружил с дворовыми пацанами, тайно покуривал. 
Мать не особо следила за ним, но научила не лгать и пристрастила к чтению. 
Рязанов обожал Лермонтова, Пушкина, Маяковского и мечтал стать путешественником, как его герой Мартин Иден.
В восьмом классе пришел к выводу: "Самая лучшая профессия на земле – писатель!.." 


 

Среднюю школу Эльдар окончил "досрочно" – сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и подал документы в мореходку. 
Но в том, сорок четвертом военном году почта работала плохо, ответ все не приходил.
Все изменил "его величество Случай". 
Однажды, встретившись со своим соучеником, Эльдар узнал, что тот собирается поступать во ВГИК. 
Молодые люди поехали в Москву вместе. 
И чудо свершилось: Рязанов не только поступил во ВГИК, но и попал в группу Григория Михайловича Козинцева. Мэтр на самом первом занятии заявил: "Режиссуре научить невозможно. Поэтому я попытаюсь научить вас думать. А если вам удастся освоить этот процесс, то до всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом." 
Другим учителем Рязанова был Сергей Михайлович Эйзенштейн. 
В его памяти он навсегда остался не только Учителем, но и "книжником". 
Эльдар навсегда запомнил его маленькую трехкомнатную квартиру на Потылихе, в которой книге были повсюду, даже в ванной комнате и туалете. 
Заработанные деньги он тратил на пополнение своей уникальной библиотеки. 
Именно благодаря этой библиотеке Эльдар, не побывав за рубежом, совершил немало увлекательных "путешествий" по музеям Италии, Франции. 


 


 

В 1950 году Рязанов закончил ВГИК и женился на своей сокурснице Зое Фомине. 
Через год у пары родилась дочь Оля. 
По распределению Эльдар попал на Студию документальных фильмов, где началась его карьера режиссера.
В студии Рязанов создал целую серию короткометражных фильмов. 
Несмотря на то, что все они были идеологическими, одна работа – 'Остров Сахалин' (1954) – стала лауреатом премии на кинофестивале в Каннах. Так Эльдар проработал несколько лет, пока его не пригласили на 'Мосфильм' заняться постановкой первого фильма-ревью 'Весенние голоса' (1955). 
Эта работа открыла Рязанову дорогу в большое кино.


 


 

Первый его художественный фильм "Карнавальная ночь" снят в 1956 году.
Режиссер хотел снимать серьезное кино, но руководитель студии Пырьев заставил его заняться постановкой комедии 'Карнавальная ночь'. 
Эта работа была ему в тягость: ему не нравился сюжет, он постоянно спорил с Пырьевым, его раздражали шуточки Людмилы Гурченко. Однако результат получился неожиданным: картина завоевала большой успех, а имя Рязанова стало известным всей стране.


 

Эльдар Александрович понял, что амплуа режиссера-комедианта ему подходит как нельзя лучше. 
Но в отличие от своих коллег, он всегда старался вкладывать в свои фильмы больше сатиры, серьезности. Поэтому фильмы режиссера скорее напоминают трагедию через призму комедии. 
После успеха 'Карнавальной ночи' Рязанов поставил комедии 'Девушка без адреса' (1957) и 'Гусарская баллада' (1962).
Однако эти фильмы не вызвали большого отклика в сердцах советских зрителей. 
Гораздо более успешным и заметным был фильм 'Берегись автомобиля' (1966), в котором с блеском сыграл Иннокентий Смоктуновский. Сначала режиссер хотел задействовать в главной роли Юрия Никулина, но из-за занятости актера, ему пришлось выбирать из других кандидатов. 
Фильм вызвал большой резонанс. С одной стороны он имел большой успех у зрителей, с другой – был раскритикован моралистами за героизацию вора.


 


 

Эльдар Рязанов набирал все больший вес в кинематографических кругах, но в то же время, сам того не желая, оказался под строгим присмотром партии. 
В своей следующей работе – 'Старики-разбойники' (1971) – режиссер наконец-то добился права поработать с Никулиным. 
Эту работу тоже сильно критиковали за клевету на органы юстиции, что не помешало ей, впрочем, стать очень популярной.


 

Конец 70-х годов стал наиболее плодотворным временем в карьере Эльдара Рязанова. 
После выхода фильма 'Ирония судьбы, или с Легким паром!' (1975) Рязанов получил всесоюзную известность и стал самым любимым режиссером в СССР. 
По телевидению картину посмотрело более 250 миллионов человек, что было ошеломляющим результатом. 
И самое главное, что спустя 40 лет фильм не теряет своей популярности, оставаясь главным телемедийным продуктом на новогодние праздники.


 


 


 

'Ирония судьбы' принесла Рязанову Государственную премию СССР, и теперь даже самые ярые его противники замолчали. Через два года режиссер поставил еще одну знаковую комедию – 'Служебный роман' (1977) – более усложненную, мелодраматичную и грустную, чем 'Ирония судьбы'. 
И на этот раз успех был колоссальным. 
Фильм стал лидером проката в 1978 году, завоевав сердца зрителей по всему Союзу.


 


 


 

Перемены наступили не только в карьере, но и в личной жизни режиссера. 
После двадцати лет брака он разошелся с первой женой, а вскоре встретил Нину Скуйбину, которая работала редактором на киностудии 'Мосфильм'. 
Они поженились и были вместе до самой смерти Нины в 1994 году. 
Завести детей они так и не смогли.


 


 


 


 


 

Находясь на пике популярности, Эльдар Рязанов не зазнавался, а продолжал творить свои бесподобные шедевры. Причем, каждый новый его фильм был все более критичным, облачая различные недостатки советского строя. Фильмы 'Гараж' (1979), 'О бедном гусаре замолвите слово' (1980), 'Забытая мелодия для флейты' (1987) – это уже совсем не комедии и даже не сатира. 
Это жесткое, многослойное, неоднозначное кино, которое дает больше вопросов, чем ответов.


 

В самые сложные 90-е годы Эльдар Александрович работал мало. Он поставил всего три фильма, которые особого успеха не имели. 
В 2000-х режиссёр снял несколько хороших картин, среди которых стоит выделить драму 'Тихие омуты' (2000), посвященную другу Эмилю Брагинскому, и мюзикл 'Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя' (2006). 
В последнем сыграла целая плеяда молодых российских звезд в лице Сергея Безрукова, Марии Ароновой, Сергея Маковецкого и других.


 

По словам Эльдара Рязанова, каждый фильм для него личный, потому что другие он делать не умеет. 
Отсюда – его вечная конфронтация с властью, которая любит диктовать свои условия. 
Но куда больше режиссера беспокоит состояние современного общества. Он не может простить людям ложь, ксенофобию, лицемерие и нетерпимость. А еще его очень тревожит отсутствие внутренней культуры у людей.


 


 

Друзья и близкие Эльдара Александровича утверждают, что он единственный человек, который, обладая такой популярностью, смог сохранить себя таким, каким есть. 
Он прошел сквозь множество преград – и ничуть не изменился. 
Однако по словам жены Рязанова Эммы Абайдуллиной, которая находится рядом с ним с 90-х годов, жить с таким человеком совсем не легко. 
Он очень требовательный к окружающим и если что-то задумал, поднимет на уши всех.


 

Есть у Рязанова такое печальное двустишье: 
А что же делать с нашим поколеньем? Оно пойдет на удобренье! 
Процитировав это двустишье, Рязанов сказал: «Не только поколению моему, но и следующему за ним не выпало счастье жить в стране с нормальным общественным строем. 
И все же я уверен: не надо отчаиваться, а делать все, чтобы потомки наши жили в гуманной стране. 
Ведь Родина и у нас, и у них, как и мать, одна». 

Так он и жил.
Чувствовал ответственность, снимал смешное кино, за юмором которого скрывалась вся правда жизни,а за легкой иронией большая человеческая мудрость.
Рязанов говорил с нами простым, все понятным языком.
Не зря одним из его последних фильмов стал фантазийный байопик Ганса Христиана Андерсена. 
Так же как и датский сказочник,врачевание пороков и ран Эльдар Рязанов осуществлял через грустные сказки, оставляющие чуть печальное, но все же светлое чувство.
Наверное он хотел чтобы мы все посмотрели на себя со стороны и стали чуть лучше и чуть добрей.
Надеюсь что ему это удалось.
Мы будем помнить этого большого ребенка с доброй душой и с ответственностью за всю страну.
Он будет продолжать жить в наших сердцах.
Аплодисменты, мой любимый советский режиссер.
Светлая память…


 

В трамвай, что несется в бессмертие,
Попасть нереально, поверьте.
Меж гениями толкотня,
И места там нет для меня.
В трамвае, идущем в известность,
Ругаются тоже и тесно.
Нацелился было вскочить,
Да черт с ним, решил пропустить.
А этот трамвай до Ордынки,
Я впрыгну в него по старинке,
Повисну опять на подножке
И в юность вернусь на немножко.
Под лязганье стрелок трамвайных
Я вспомню подружек случайных,
Забытых товарищей лица.
И с этим ничто не сравнится…

Эльдар Рязанов


 


 

Когда-то, не помню уж точно когда,
На свет я родился зачем-то.
Ответить не смог, хоть промчались года,
На уйму вопросов заветных.
Зачем-то на землю ложится туман,
Все зыбко, размыто, нечетко.
Неверные тени, какой-то обман
И дождик бормочет о чем-то.
О чем он хлопочет, что хочет сказать
Иль в страшных грехах повиниться?
Боюсь, не придется об этом узнать,
Придется с незнаньем смириться.
От звука, который никто не издал,
Доходит какое-то эхо.
О чем-то скрипит и старуха-изба,
Ровесница страшного века.
И ночь для чего-то сменяется днем,
Куда-то несутся минуты,
Зачем-то разрушен родительский дом,
И сердце болит почему-то.
О чем-то кричат меж собою грачи,
Земля проплывает под ними.
А я все пытаюсь припомнить в ночи
Какое-то женское имя.
Зачем-то бежит по теченью вода,
Зачем-то листва опадает.
И жизнь утекает куда-то. Куда?
Куда и зачем утекает?
Кончается все. Видно, я не пойму
Загадок, что мучают с детства.
И эти куда-то, о чем-то, к чему
Я вам оставляю в наследство.


 

А смотрите какое пророческое стихотворение.
Осень – скоро снег, больница…все как и получилось. (((

В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса…
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.

А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.

Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.

Мне здесь дано уйти и раствориться…
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса.


67 элементов 1,098 сек.