22.11.2024

Очерки. Размышления Марии Карпинской о литературе 21 века.

Мария Карпинская дает интервью международному литературному конкурсу им. Дмитрия Огма.

Мария Карпинская является судьей международного литературного конкурса им. Дмитрия Огма. Вот ее ответы на поставленные вопросы. Поражают своей новизной, необычностью и одновременно узнаваемостью. Читаешь Марию Карпинскую и понимаешь, что так никто не отвечает, ни один человек на планете земля, но в то же время такое чувство, что я тоже так думаю. именно так правильно! Эти ответы действительно написаны не в сегодняшний день, но в вечность. 

Интервью с М.А. Карпинской 

 

Ред.: Что такое "литература"? 

 

М.А.Карпинская: Это жизнь, спрессованная, выверенная и отточенная до самозабвения. 

 

Ред.: Чем отличается "литература" от "художественной литературы"? 

 

М.А.Карпинская: Художественная литература – это жизнь реальная. Это жизнь – сильно разбавленная мыслительными процессами с добавлением фантазии. 

 

Ред.: Кому нужна литература? 

 

М.А.Карпинская: Людям, не умеющим мыслить, но ищущим свой путь к жизни и судьбе, спящим, желающим пробуждения, праздным, желающим работы воображения и мысли, всем, кто хочет жить. 

 

Ред.: Для чего нужна литература? 

 

М.А.Карпинская: Для развития творческой мысли в человеке, для его внутренней жизни во внутреннем мире. 

 

Ред.: Что для Вас является главным, основным в литературе/ литературном произведении? 

 

М.А.Карпинская: Не прерывающая на протяжении всего произведения МЫСЛЬ.

 

 Ред.: Как, по Вашему мнению, труд писателя это ремесло или озарение? 

 

М.А.Карпинская: Если это ремесло – тогда это не писатель, конечно озарение и движение в струящемся вечном потоке мысли. 

 

Ред.: Как Вы считаете, какой должна быть литература вообще и современная литература в частности. 

 

М.А.Карпинская: Ведущей в новый светлый мир, связывающей прошлое, настоящее и будущее, зажигающей сердца людей новыми ослепительными идеями, мудрой и милосердной. Ред.: Может ли современная литература быть "хорошей", "талантливой", "гениальной" или это только удел классики? М.А.Карпинская: Может. Каждый настоящий писатель знает изначально, что он создает и для кого и чего. Или он пишет «лавровые листы» на потребу публики и дня, или он создает для вечности.

 

 Ред.: Чего на Ваш взгляд не хватает современной литературе? М.А.Карпинская: Связующей мысли и силы слова. Ред.: Какие достоинства, достижения Вы могли бы отметить в современной литературе по сравнению с классической литературой? 

 

М.А.Карпинская: Натурализм, теорию смеха, доведенную до абсурда и ужаса, иронию запредельную. Хотя все это уже было. Ред.: Ваши предпочтения в литературе: русской/зарубежной // классической/ современной (авторы, жанры и пр.) М.А.Карпинская: Классика, Достоевский, Толстой, Пушкин, Булгаков, Маркес, Драйзер, Гюго, Грин, Ричард Бах и др. Размышления судьи Марии Карпинской о конкурсе, о современной литературе в контексте конкурса «Последняя волна» Вот и закончено чтение первого отборочного тура конкурса «Последняя волна». Я прочла более 300 литературных работ различных авторов, претендующих стать писателями. 

 

Очень странное чувство. Оглядываюсь на прочитанные работы и пытаюсь вспомнить самые яркие, те, что записались в чувствах, оставили след, открыли что-то новое, и конечно, подарили бы надежду на будущее, указали, как в лабиринтах минотавра родить России саму себя. Вспоминаю, и ничего не могу вспомнить. Почему? Я вчитывалась в строчки неизвестных мне авторов, и искала световые дорожки, или хотя бы световые точки, исходя из которых, я смогла бы подглядеть в маленькую замочную скважину новое наше с вами будущее, которое пусть только полунамеком, обозначили бы авторы своих работ. Но, к сожалению, мне не встретилось, ни одно произведение такого плана. Что же за работы были представлены на этом туре и как мне, как судье, приходилось ставить оценки? 

 

Я еще раз убедилась, что как назовешь «корабль» авторских произведений, так он и поплывет. Конкурс «Последняя волна» действительно явил нам букет работ самых разных авторов, которые как будто посылают нам свою последнюю волну переживаний и чувств из прошлого. Примерно, одна четверть работ обращается к теме войны и героизма русских солдат, простых людей, и эта тема невольно вызывает у любого судьи, который сам является писателем, некое снисхождение, и невозможно поставить низкую оценку, потому что это будет выглядеть, как не уважение к памяти нашего славного прошлого. И потому у меня возникло пожелание к организаторам конкурса, выделить тему войны, тему нашего прошлого в особую строфу, возможно, сделать отдельной номинацией. Невозможно судить эту тему наравне с остальными. 

 

Хочется выделить среди работ авторов тему любви, которая представлена у разных авторов по-разному. Часть работ представляют нам несчастную любовь, которая сильна по своей сути, но заканчивается расставанием, смертью, или несчастным случаем. Я понимаю, что писать трагическую жизнь и любовь проще, гораздо проще, и произведение, которое заканчивается трагично, сильнее действует на чувства, но истинная литература все ж таки должна стремиться создавать произведения со счастливым исходом. Но создать автору в произведении счастливый исход любви мужчины и женщины, или как его сегодня называют «хеппи энд» – это еще ничего не создать. 

 

Во всех работах о любви, которых было более всего, я не нашла самого главного, что обязательно должно быть в произведении будущего писателя современности – это те скрытые потайные слова, которые создают «воздух» недосказанности, позволяющий читателю включать свое воображение. И после прочтения такого произведения читатель еще долго будет думать о произведении, развивать мысль автора и, таким образом, жить с прочитанным произведением в течение долгого времени, порой всей своей жизни, как это происходит с читателями, читающими произведения настоящих писателей. И сейчас я скажу самое главное о литературе, и пусть на меня хоть весь мир обижается, но лучше горькая, но правда, чем сладкая, но ложь. Литература, в которой нет места для развития творческой мысли читателю – не есть литература. Это некое ремесло, кусок натуры на вес. 

 

Если вы читаете такую «литературу», прочив с горем пополам, тут же выбрасываете из головы, так как эта литература не развивает вашу мысль, не открывает ваше воображение навстречу будущему – лучше не пишите. Зачем засаживать сорняками своих натуралистических мыслей прекрасный сад литературы, которая всегда стремится в поисках истины сквозь все века прошлого протянуть нить будущим потомкам. Большая литература всегда обращена к кому-то, кто жил в далеком прошлом и к кому-то, кто будет жить в далеком будущем. Если автором называет себя тот, кто пришел в литературу, чтобы самовыражаться, это не литература, а испражнения автора. И потому я таким самовыраженцам скажу от всей души: пишите дневники для себя, но не выносите такие самовыражения на суд публики. 

 

Я считаю, что нужно создать специальные конкурсы анализа человеческой личности, в которых бы человек самовыражался, и судьями в таком конкурсе должны быть психологи. Они бы читали эти испражнения, и как медицинские работники делают анализы на основании крови и мочи человека о его физическом здоровье, так психологи делали бы заключения о душе данной личности и вместо побед и наград, давали бы рекомендации по развитию той или иной личности. И если побеждала бы, то личность, которая являла собой и своими испражнениями хоть какой-то свет в конце тоннеля в своей душе. Есть литературные произведения больших авторов, которые ведут вас не в светлое будущее, а наоборот – являют людям гибель вселенной, гибель человечества.

 

Но данные произведения написаны, как пророческие предупреждения. И написаны они таким образом, что вовлекают читателей искать выход из безвыходной ситуации. Такие произведения, как учебные программы для людей, вынуждают, также работать мысль человека, но направляют ее на поиске решения, на поиски выходов из безвыходных ситуаций. Чтобы писать такие произведения, нужно иметь большое мужество. Я приведу в качестве примера того, что я сказала о большой литературе, известного писателя Гарсиа Маркеса, и его произведение «Сто лет одиночества». Понятно, что это большой роман. 

 

Я прочитала роман тридцать лет назад, и до сих пор не могу с ним расстаться. Моя мысль, при чтении романа «Сто лет одиночества», вошла в этот потайной «воздух» произведения, и живет там до сих пор, и не просто живет, моя мысль продолжает развивать меня через роман в поисках спасения человечества. И вместе с ней развивается и эволюционирует мое мышление, и до сих пор, помогает мне создавать свои собственные произведения. Маркес являет самую ужасную картину гибели человечества, и гибель эта ужасна и бесславна. Последнего потомка рода человеческого, маленького мальчика съедает свинья! 

 

Это просто невероятно страшно и потрясает до глубины души, до основания от сотворения мира и человека. И это возбуждает в нормальном читателе труд работы мысли по поиску выхода из совершенно ужасной и безвыходной ситуации. Конечно, так работать мысль, так направить ее на поиск спасения всего человечества может только Гарсиа Маркес. Можно привести еще один пример настоящего писателя – Бунин и его «Темные аллеи». Я прочла произведение лет 25 назад, но «пространство» потайных слов и мыслей этого писателя так велико, что небольшое произведение до сих пор притягивает мои размышления к себе, так как в нем есть многогранность мышления, многомерность развития событийности. 

 

Он являет героиню и ее встречу с героем, казалось бы, самая банальная история, но за этой простой историей встречи недосказанность судьбы, любви, расчета, внутреннего поиска не просто мужчины и женщины, это намеченные очертания судьбы страны и планеты и всей вселенной в целом. Вот это и есть многомерность, когда в малом скрывается, подразумевается нечто большее, и Нечто совсем большое и необъятное. Есть на белом свете и еще писатели, которые не просто пишут о светлом будущем или ведут к решению той или иной задачи. Есть просто гиганты, великие из великих, те, что берут на себя ответственность за решение тех или иных поставленных задач. 

 

Это уже не просто литература, это литература поступательного действия и личной ответственности перед человечеством, космосом, Богом. Таким писателям я присвоила бы звание – СОЗДАТЕЛЬ. И еще есть направления в литературе, которое не обозначено, но зарождается, как самое искреннее и чистое направление рождения в душе писателя ОГНЯ ПРОМЕТЕЯ, из простой искры возгорается пламя великое, которое как БОГ ОГНЯ ПРОМЕТЕЙ вновь дарит людям ОГОНЬ ИСТИНЫ, ОГОНЬ ПРАВДЫ, и открывает двери к горним вершинам. Это откровения людей, которые стали жить и работать в отречении от мира.

 

 Я назову такую литературу, как направление: ЛИТЕРАТУРА ЛИЧНОЙ ИСКРЕННОСТИ ДУШИ. Наверное, я не смогу перечислить все направления настоящей литературы. Для этого нужно провести большие исследования по векам и народам. Для этого нужно не одна тысяча лет. И того, что я знаю, достаточно для писателей, чтобы понять, есть ему смысл писать для человечества, или оставить это для себя самого, и не позорить себя, своих детей и весь род человеческий. 

 

Я не хочу говорить об испражнениях, нет смысла. Я веду речь о качестве литературных произведений великих писателей, и развитии их мышления, их судеб. Судьба и мышление писателя, многомерность его произведений и героев, которые есть сам автор – это и есть сама госпожа Литература. Все остальное писанное – сопли и вопли. Это есть только попытка литературы, если не сказать грубее. И потому данный конкурс «Последняя волна» – не есть явление литературных произведений, но есть попытка литературы. 

 

Но как говорят: попытка не пытка. И эта попытка литературы не оставила мне надежду на истинную литературу. Я не нашла в произведениях этой многомерности, к сожалению. Но таково сегодня время, таковы и работы. И поэтому я попрошу не обижаться авторов. Но попробовать взять себе на вооружение сие откровение о литературе, и если у Вас этого нет, и Вы пишите так, что у вас отслеживается только лубочная картинка, двумерная, или трехмерная реальность, лучше потренировать себя на изучении великих писателей, и только потом писать свои работы. 

 

Я сейчас не стану называть несколько работ, в которых я увидела проблески будущего таланта, но так как представлены на конкурс всего по одной работе, я не могу говорить о том, что тот или иной замеченный мной человек создает настоящую литературу. Много работ, в которых авторы ведут себя, как акыны – что вижу, то пою. А реальность видится весьма суровой и серой, и данные работы не представляют из себя никакой литературной ценности. Встречались мне работы, которые можно назвать голым натурализмом. Но, к сожалению, даже намека на талант Эмиля Золя не отслеживалось. 

 

Бывали натуралистические сатирические работы, в которых прослеживалась попытка рассмешить читателей, но опять же, теория смеха, такая, которую нам явил в 16 веке Франсуа Рабле, в сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» не была создана, ни в одной работе. Я опять же, привожу в пример романы, которые являют собой крупные произведения. Я это делаю специально, чтобы у тех, кто принимал участие в конкурсе, появилось желание распознать черты современного общества в работах великих писателей разных веков. 

 

Франсуа Рабле жил и писал в 16 веке, но его квинтэссенция не просто об ужасной жизни, а гораздо больше, преужасной жизни, содержит в себе признаки узнаваемости нашего времени. Конечно, всем авторам своих работ, даже если они станут победителями конкурса, что ничего еще не значит, следует учиться у великих писателей и у настоящей литературы. Мне могут сказать, что современный мир требует новых героев, новых произведений и новой литературы. И я отвечу, что это абсолютно верно. Все, даже самые величайшие и многомерные классики всех жанров – сегодня тоже, по большому счету, являются «Последней волной» для человеческого сообщества. 

 

Человечество, развивая научно-технический прогресс и инновации, в которых уже сегодня прослеживаются черты нового технотронного мира с нанотехнологиями, бозоном Хиггса, расшифрованным ДНК клеток и другими невероятными открытиями – стоит:    •   то ли на пороге невероятного нового мира, в котором будет совершенно другая литература с другими героями, осознающими себя самих и, другими писателями, которые будут совершенно осознанно знать, как их слово отзовется,    •   то ли мы вновь будем отброшены в пещерный период жизни неразвитых существ, которые забудут о литературе вообще. Но лично мне хочется верить в счастливый исход человеческой научной мысли. 

 

И Литература, наконец, станет Царицей Прообразов Нового Мира, а сами писатели будут наречены Создателями Прообразов Новых Людей и Миров, в которых людям будет интересно развивать свою мысль, культивировать свои лучшие чувства, и анализировать свое прошлое не в двух и трехмерной действительности, но видеть многомерность образов, действий и учить людей входить и выходить из образов, и воспитывать себя самих согласно прекрасным Образам. 

 

Что, собственно, и является основой истинного Образования людей по подобию и образу писателей, являющихся творцами и создателями будущего, осознающими ответственность за каждое написанное слово, за каждый созданный образ. Я хочу пожелать удачи всем тем, кто принял участие в конкурсе «Последняя волна», удачи в вашем творчестве. Ищите и найдете путь развития вашей мысли в светлом русле развития и эволюции планеты и человечества. 

 

Автор, Создатель Мария Карпинская. Октябрь, 2013

 

Автор: Мария Карпинская Источник: http://www.nptm.ru/statii-marii-literatura-21.htm источник


67 элементов 2,230 сек.