22.11.2024

Отцвели уж давно хризантемы в саду – Николай Харито Видео


Встроенное изображение
Опустел наш сад, вас давно уж нет,
Я брожу один, весь измученный,
И невольные слезы катятся пред
Увядшим кустом хризантем.

Отцвели уж давно хризантемы в саду,
Но любовь все живет в моем сердце больном.

Этот грустный романс звучит в исполнении известных певцов уже более ста лет. Завидная судьба. В советские времена его было принято считать мещанским. Но все-таки он продолжал звучать если не со сцены, то хотя бы в дружеской компании.

И мало кому приходило в голову, а кто же его написал? Народный и народный.
Между тем, у него есть автор — Николай Харито, ялтинский гимназист, киевский студент, деникинский офицер, погибший в тридцать один год, но успевший к тому времени создать 48 романсов.

Его короткая жизнь вместила и безоблачное обеспеченное детство, и годы унылого бедствования, когда распалась семья; и гимназические и университетские годы учебы, освещенные теплыми солнечными лучами больших надежд и ожиданий в окружении близких и преданных друзей; и политическую ссылку под унизительный надзор полиции в непривычно холодные архангельские края за активное участие в антиправительственных демонстрациях; и неожиданно вспыхнувшую бурную любовь, грустно затем сгоревшую и оставившую после себя усохшие хризантемы…

Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» был написан в 1910 году и сразу же стал самым знаменитым романсом ХХ века. Это был первый романс, созданный 24-летним композитором.
Позднее романс стал называться «Отцвели уж давно». Ныне, правда, в сборниках «Русский романс на рубеже веков» (авторы В.Мордерер и М.Петровский, изд. «Оранта-Пресс», Киев, 1997 г.) и «Русский романс» (изд. «Правда», М., 1987 г.) этот романс называется «Отцвели хризантемы».

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ХАРИТО родился 19 декабря 1886 года в Ялте.
Мать его, Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, происходила из балаклавских мещан, отец – Иван Петрович Иванисов, горный инженер, русский. Направленный на работу в Ялту, он оставил в Санкт – Петербурге семью и уехал в Крым.

В Ялте Иван Петрович встретил красавицу-гречанку, и это решило его дальнейшую судьбу. Официально жениться на ней при живой законной супруге он не мог. Оставался гражданский брак, в котором, кроме Николая, родилось еще четыре сестры – Вера, Лида, Елена и Надежда.

Человек весьма состоятельный, Иван Петрович имел в Ялте роскошный особняк, а в Алупке купил сосновый лес площадью 22 гектара. В этом лесу он хотел открыть частный санаторий для больных туберкулезом.

В ялтинском доме постоянно бывали именитые гости из российских столиц. Надежда Георгиевна Харито была образованной женщиной, хорошо разбирающейся в искусстве. Ее музыкальные наклонности перешли к детям, которые с малых лет обучались игре на фортепиано. Самым одаренным из них оказался Коля.

В пять лет мальчик стал овладевать игрой на фортепиано и писал стихотворения. Вечерами устраивались домашние концерты с участием детей. В доме постоянно звучала музыка, и мать сразу же узнавала игру сына: у него была особенная манера исполнения.

Море, горы, замечательная природа, — все это стимулировало ребенка к творчеству. Впоследствии собственные небольшие пьески для фортепиано и песенки вундеркинд представлял на разных вечеринках, куда его приглашали вместе с родителями.

В 1895 году Николая отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Став учеником гимназии, возглавляемой с 1903 года Артуром Генриховичем Готлибом, Николай на праздниках исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского и любимого Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами.

Играл он, кстати, не по нотам, что свидетельствовало о его блестящей музыкальной памяти. Есть информация, что во время визита в гимназию царя Николая II с царицей Александрой и княжнами Татьяной и Ольгой Николай развлекал сановную публику своей игрой. К слову, на торжествах достопочтенная пара сидела в двуместном кресле, одолженном из такого случая у родителей Николая Харито.

К этому же времени относится и его увлечение русской поэзией.
Не безынтересный факт: вместе с Николаем Харито в той же гимназии в 1904-1906 годах учились: П. Л. Войков – будущий дипломат-революционер, и С. Я. Маршак – будущий детский писатель. Много позже Николай Иванович посвятит своему ялтинскому другу Войкову романс «Минувшего не воротить» на стихи Татьяны Строевой.

В гимназии работала жена Максима Горького Екатерина Пешкова, а в опекунском совете был Антон Павлович Чехов. Интересно, что в Ялте тогда зачастую гостил Федор Шаляпин, который через несколько лет будет исполнять знаменитые “Отцвели хризантемы” Николая Харито под аккомпанемент Сергея Рахманинова.

В воздухе носились революционные вихри и конечно они не могли не затронуть молодой бунтарский характер. В старших классах у молодого человека, который переселился на отдельную квартиру, собиралась революционно настроенная молодежь — студенты, рабочие и служащие. Критиковали царя, правительство.

В 1907 году семья Харито переехала в Киев, и Николай становится студентом – сначала физико-математического, а затем юридического факультета Киевского Императорского университета Святого Владимира.

Поражение революции 1905—1907 годов, инертность и неверие в возможность демократических преобразований, царившие в обществе, вызывали у молодежи стремление к активизации политической борьбы. В годы учебы в университете Н. Харито примыкает к передовой части студенчества, участвует в политических забастовках и антиправительственных демонстрациях, за что попадает в «черный список».

Как всякий порядочный студент того времени, не раз бывал на грани отчисления за участие в «революционной деятельности». Один раз это было демонстративное исполнение «Марсельезы» при намеренно раскрытых окнах. В другой – волнения, связанные со смертью Льва Толстого. Тогда в агентурных донесениях говорилось, что студент Харито протянул по коридору полог с надписью «Вечная память Льву Николаевичу Толстому».

А еще «принес пачку прокламаций социал-демократической рабочей партии, каковые прокламации были в университете разбросаны». Благонадежностью он не отличался: вскоре за антиправительственные выступления его отчисляют из университета – правда, практически сразу же и восстанавливают.

Только заступничество известного ученого, профессора кафедры международного права Отто (Оттона Оттоновича) Эйхельмана не столько спасло, сколько отсрочило наказание Николаю Харито.

В те годы по университету гуляло четверостишие:
Не все хорошее забыто,
Не всюду царствует обман.
Среди студентов есть Харито,
А в профессуре — Эйхельман.

В университете Николай Харито постоянно находился в центре студенческой жизни.Все обычные студенческие музыкально-поэтические вечера всегда проходили с его участием. Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов.
Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы, заполонившие тогда всю музыкальную жизнь страны. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — «Хризантемы». Позднее романс стал называться «Отцвели уж давно».

Студент Харито подрабатывает в кинотеатре, располагавшемся на Фундуклеевской улице в здании театра Бергонье. Здесь впервые были исполнены «Хризантемы». Позже по сюжету романса сняли фильм «Отцвели уж давно хризантемы в саду», поставленный в 1913 году, пользовавшийся большой популярностью отчасти из-за популярности самого романса, отчасти благодаря участию в нем тогдашних звезд немого кино – актеров Ивана Мозжухина и Карабановой.

Конечно, первыми услышали романс студенческие друзья автора и под обаянием сентиментального текста, легкой и ненавязчивой музыки и лиричного авторского исполнения рекомендовали Николаю немедленно издать романс у самого «Леона Идзиковского». Это было едва ли не самое популярное и авторитетное киевское издательство. Находилось оно на Крещатике. Владельцем издательства в описываемое время был сын Леона – Владислав Леонтьевич Идзиковский (1864-1944).

Издатель в общении был прост и приветлив со всеми посетителями, независимо от их ранга, социального и служебного статуса. И этого молодого, неизвестного автора он тоже встретил приветливо, а когда тот, обретя уверенность, проиграл и спел свой романс, Владислав Идзиковский искренне похвалил молодого автора и взял романс к изданию.

Но для издания необходимо было отредактировать текст. И тогда издатель попросил известного и весьма популярного тогда в Киеве исполнителя русских и цыганских романсов Василия Шумского, внести свои поправки. Шумский с удовольствием выполнил просьбу, но при этом не постеснялся объявить себя соавтором.

Однако, по мнению сестры композитора, несмотря на то, что в нотах «Хризантем» в качестве автора стихов, указан Д. Шумский, на самом деле он по просьбе издательства всего лишь незначительно редактировал текст, написанный самим Николаем Харито. Так и был издан романс, где наряду с именем композитора был указан В. Шумский как автор текста.

Но Харито, видимо, не возражал против соавторства. Более того, он посвятил романс В. Шумскому, который включил его в программу своих концертов в театре Бергонье (ныне Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки). В этом же театре Н. Харито встретил свою любовь. Счастье пришло к Николаю полной мерой.

За этот романс композитор получил и свой первый гонорар — 15 рублей, что по тем временам было суммой немалой.
Их сотрудничество продолжалось несколько лет. В киевской прессе начала 1910-х годов нередко встречались такие сообщения:
«Вчера в Художественном театре миниатюр В. Шумским с большим успехом были исполнены новые романсы киевлянина Н. Харито: «Кончилось счастье» и «Тихо, тихо дремлет». Романсы очень красивы и мелодичны, в них много настроения».

Издательство Идзиковского постоянно посещали известные и малоизвестные певцы в поисках новинок и для пополнения своих репертуаров. Естественно, что «Хризантемы» привлекли их внимание, и через некоторое время романс зазвучал по всей стране.
Первый успех подтолкнул Николая Харито на создание новых романсов, которые Идзиковский издавал безоговорочно. Многие произведения Николая Харито (а их у него было 48) были записаны на пластинки еще в дореволюционные годы.

Конечно, нельзя утверждать, что все они равноценны по уровню поэтических текстов и музыки. Впрочем, это совершенно естественно для только начавшего свой творческий путь молодого человека. После «Хризантем» очень известными и широко исполняемыми были такие его романсы, как «Тени минувшего» (сл. А. Френкеля, «Уйди и навеки забудь…»), «Астры осенние» (сл. С.Грея, «Астры осенние, грусти цветы…»), «Минуты счастья» (сл. А.Апухтина, «Не там отрадно счастье веет…»), «Слезы» (сл. Ф.Тютчева, «Слезы людские, о слезы людские…») и ряд других.
После оглушительного успеха «Хризантем» Николай Харито продолжает сочинять с удвоенной энергией.

Его романсы звучат повсюду; часто он пишет их на свои собственные стихи.
«В те годы стихи и ноты печатались на красочных листках с виньетками и распространялись, помимо подписки, почтальонами и трубочистами»
Одновременно Николай участвует в многочисленных студенческих политических сходках, даже становится членом партии эсеров. За выступления против правительства уже в конце первого курса будущего законодателя отчислили из вуза вместе с 720 студентами.
После неоднократных обысков на его квартире Николай был арестован на основании доноса ротмистра Кулябка, а затем он был выслан под надзор полиции в поселок Пинегу Архангельской губернии на три года.

В феврале 1911 года группа опальных студентов в спецвагоне отправилась к месту отбытия наказания. Поселили их как «политических» отдельно от уголовников в теплых бараках. Кормили сносно, предоставляли определенную свободу передвижения. В качестве трудовой повинности назначили валку и обработку леса. Николай Харито к тому времени был уже женат, и его молодая супруга Мария Олимпиевна Федорович последовала за ним в Пинегу.

Он и здесь, на севере, не переставал писать стихи, сочинять музыку. Одна из мелодекламаций этого периода – «Третью ночь бушует вьюга» – посвящена друзьям-ссыльным.

В Пинеге Харито заболел – врачи нашли у него начальную стадию туберкулеза. Стали жаловаться на здоровье и другие ссыльные. Их коллективные жалобы, направляемые в столицы, возымели действие: царское правительство, против которого они так отчаянно боролись, выдало им разрешение на выезд «для специального лечения» в Швейцарию с зачетом срока лечения в общий срок ссылки.

Благосостояние семьи Харито позволило воспользоваться этим шансом, и Николай после года работ на севере оставшиеся два проводит в Швейцарии, где вольнослушателем посещает консерваторские занятия – вот и все его музыкальное образование.
После возвращения из Швейцарии в Киев Николай Харито был вынужден искать работу, ибо на восстановление в университете рассчитывать не приходилось.

Недолго думая он отправился туда, где впервые прозвучали «Хризантемы», ставшие его талисманом. Главному режиссеру Театра миниатюр Матвею Тимофеевичу Строеву сразу же пришелся по душе этот молодой человек, многое умеющий и готовый хоть работать тапером, хоть оформлять музыкальные спектакли, хоть писать музыку к театральным постановкам.

К тому же имя 27-летнего композитора, бывшее тогда уже у всех на слуху, служило своеобразной визитной карточкой. Для начала Строев взял Харито тапером, потом настолько расположился к новому сотруднику, что предложил ему место гувернера его детей.
Вскоре Николай Харито стал другом семьи Строевых. Через некоторое время он стал получать авторские отчисления от публикации своих произведений: его романсы пользовались огромным спросом, тиражи их нот постоянно возрастали. Харито обрел, наконец, материальную независимость, но расстаться с семьей Строевых уже не мог, влюбившись в юную дочь Матвея Тимофеевича Татьяну.

Между тем в огромной киевской квартире Строева поселилась и Надежда Георгиевна Харито с дочерьми, сняв несколько комнат. Матвей Тимофеевич видел в Николае преемника своего театрального дела. Николай и Татьяна переехали в отдельную квартиру, на Пушкинской, 10. Сочетаться официальным браком не могли: Мария Олимпиевна не соглашалась на развод.
Период с 1913 по 1915 год – самый счастливый и плодотворный в недолгой биографии композитора. В это время созданы большинство его лучших романсов, фортепианных пьес, мелодекламаций.

Он был необыкновенно красив и талантлив. В него нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных гостиных.

В 1914 году началась мировая война. Из-за болезни легких Николай Харито не прошел медицинскую комиссию и на фронт не попал. 13 февраля 1915 года он вновь восстановился в университете, но получить высшее образование так и не смог: несмотря на заключение медицинской комиссии его все же призвали в армию.
В прошении, поданном на имя ректора студентом третьего курса юридического факультета Н. И. Харито, говорится о приеме последнего «1 октября сего года (1916) юнкером в Николаевское Киевское пехотное военное училище».

22 марта 1917 года Николай Харито окончил училище, далее служит на Соломенке, там, где сейчас Национальная академия МВД. Через год был призван в войска генерала Деникина, служил в Тихорецке на Кубани.

Недолгое пребывание в армии Деникина сослужило плохую службу Николаю Ивановичу: его имя кануло в Лету и всплыло лишь с наступлением новых времен, когда киевские концертмейстеры Татьяна Чайка и Нонна Козлова взялись за составление сборника произведений Харито. Помогала им сестра Николая Харито – Надежда Ивановна, жившая в Киеве и умершая в 1992 году. Она-то и рассказала в последствии об обстоятельствах гибели брата.

Киевская певица Анжела Черкасова более 20 лет изучает жизнь и творчество композитора. Она первая стала выступать с концертными программами, целиком составленными из его сочинений. Еще в советские времена А. Черкасова уговаривала чиновников от культуры обратить внимание на эти музыкальные жемчужины, пыталась издать ноты, организовывать концерты. Но раз Николай Иванович был офицером армии Деникина, то "хода" его творчеству не давали.

К счастью за последние годы многое изменилось.
Романсы Николая Харито все больше и больше звучат со сцены.
Теперь многие из его романсов стали популярными и часто исполняются на концертах, а также записываются на музыкальных студиях. Не все романсы Харито были художественно равноценны, но их любили. Они напоминали людям, что где-то есть (или может быть) другая жизнь, полная любви и счастья.

Увы, материалов о Николае Харито, уникальных и достоверных, безумно мало. Все собирается по крупицам.Тем ценнее каждая достоверная строчка о нем.

Вот как описывает трагическую гибель Н. И. Харито певица Анжела Черкасова со слов его сестры Надежды Ивановны:
«Осенью 1918 года Николай Харито, достаточно смелый и рисковый молодой человек, отправился по приглашению друзей на свадьбу в Тихорецк.»
Непросто было добраться до Тихорецка: гражданская война в разгаре, едва ли не на каждой станции пассажиров подстерегали всевозможные опасности.

«Среди множества гостей он выделялся привлекательностью, мужественностью, что подогревали еще и восторженные рассказы о нем присутствовавших друзей. Как всегда было повышенное внимание к Николаю Харито со стороны женской половины.
В Тихорецке была свадьба, одна из двух сестер-близнецов, Софья Гонсерова, выходила замуж. Ее сестра Вера пришла на торжество с блестящим офицером, бароном Бонгарденом, приехавшим из Петербурга. Женился приятель композитора, его университетский товарищ А. Козачинский. Николай Иванович, как всегда, сидел за роялем, играл и пел. Вера, как и все рядом находившиеся дамы, буквально смотрела ему в рот, он же был популярный человек – молодой, красивый!

Барон Бонгарден раз увел с собой Веру, второй…
Наконец, изревновавшись, пригласил Харито выйти поговорить.
Вышли. И, как рассказывали, Бонгарден застрелил его в упор.
Смерть была мгновенной».
Это случилось 9 ноября 1918 года – Николаю Харито не исполнилось и тридцати двух лет.

Обрядили покойника в военный мундир (еще один аргумент для недоброжелателей относительно белогвардейских настроений погибшего). Похоронили Харито там же, в Тихорецке, в ноябре 1918-го, а через год мать и сестра Надя забрали его тело в Киев.
Гроб Харито ночевал в так называемой железной церкви Иоанна Златоуста, что стояла на Галицкой площади (близ нынешней площади Победы), и всю ночь рядом с ним была 15-летняя сестра.

Надежда вспоминала, как пробыла около любимого брата целую ночь и как все гремело, когда отскакивали от железных стен храма пули. Девушка вздрагивала от звука выстрелов, то и дело пронизывавших тишину. Ей казалось: это снова и снова стреляют в брата! Ведь шла гражданская война, и ночью борьба между враждующими силами обострялась. Отпевали покойника во Владимирском соборе.

Мать похоронила сына на Лукьяновском кладбище, рядом с дочерью, сестрой Николая – Еленой, умершей от испанки.
Долго стоял на их могиле большой деревянный крест, привезенный еще из Кубани. Впоследствии он отрухлявел, надписи стерлись, и немногие знали, кто под ним отдыхает вечным сном. Потом какой-то почитатель заменил деревянный крест на железный, более четко вывел буквы.

Гибель Харито повергла всех, кто его знал, в состояние скорби и уныния.
В 1948 году Надежда Георгиевна Харито и сама обрела вечный покой рядом с детьми…

Только в 1985 году узнали, кто покоится под покосившимся крестом на одном из участков Лукьяновского кладбища. В ряду №11 покоится прах Николая Ивановича Харито. Его короткая жизнь вместила и безоблачное обеспеченное детство, и годы унылого бедствования, когда распалась семья; и гимназические и университетские годы учебы, освещенные теплыми солнечными лучами больших надежд и ожиданий в окружении близких и преданных друзей; и политическую ссылку под унизительный надзор полиции в непривычно холодные архангельские края за активное участие в антиправительственных демонстрациях; и неожиданно вспыхнувшую бурную любовь, грустно затем сгоревшую и оставившую после себя усохшие хризантемы…

На могиле № 44 минувшей осенью было оставлено много хризантем…

Трагедия случилась в разгар гражданской войны, и более полувека печальная участь Харито оставалась неизвестной. Наконец, в 1985 году могила композитора была взята под охрану государства.
К 120-летию со дня рождения поэту, музыканту и композитору, сотрудники Донецкого ботанического сада передали на могилу хризантемы сорта “Харита” и “Осенний романс”.

Цветы крепко укоренились в киевской земле. Отныне они всегда будут цвести на могиле Николая Харито, который опоэтизировал цветок прощания с летом, сделав его символом неувядающей любви.
***
«Отцвели уж давно хризантемы в саду»-Яна Грей-Русский Романс- Yana Gray

https://www.youtube.com/watch?v=eanEDr1jrFg

/КР:/
Короткая, но яркая жизнь…/


66 элементов 1,511 сек.