10.01.2025

Израиль Старые угрозы, новые возможности. Интересы Израиля в Сирии


По-прежнему главную роль в сирийской войне, которая вовсе не закончилась, играют внешние силы и другие страны – и, конечно, одним из первых здесь выступает непосредственно соседствующий с Сирией Израиль.
Армия обороны Израиля продолжает расширять свое присутствие на юго-западе Сирии, заметно продвинувшись за пределы ранее контролировавшихся ими Голанских высот – в основном в буферной зоне, созданной там под контролем ООН еще после Шестидневной войны 1967 года.
"Крах сирийского режима создал вакуум на границе Израиля. И сейчас мы не можем позволить разным джихадистским группам заполнить этот вакуум, чтобы потом начать угрожать приграничным израильским поселениям", – подчеркнул на днях израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
В рамках этой операции, начавшейся после падения Асада, ЦАХАЛ захватила уже более 350 квадратных километров сирийской территории, включая вершину горного массива Хермон. Нетаньяху вместе с министром обороны Израиля и другими высшими командирами ЦАХАЛ лично побывал на этой неделе в занятых районах. Находясь там, он сказал:

Биньямин Нетаньяху и военнослужащие ЦАХАЛ

Биньямин Нетаньяху и военнослужащие ЦАХАЛ

"Я стою на вершине гор Хермон. Это вызывает у меня прилив ностальгии. Я был здесь 53 года назад со своими солдатами в патруле Армии обороны Израиля. Само место не изменилось, но его значение для безопасности Израиля еще больше возросло в последние годы, и особенно в последние недели, в связи с драматическими событиями, которые происходят сейчас внизу под нами, в Сирии".
Ранее Биньямин Нетаньяху заявил, что сами Голанские высоты, захваченные более 60 лет назад и впоследствии аннексированные, останутся частью Израиля "навечно".
Советник уходящего президента США Джо Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан после переговоров с Биньямином Нетаньяху отметил, что решение израильского руководства отправить войска в буферную зону было "логичным и соответствовало праву Израиля на самооборону", подчеркнув при этом, что "Соединенные Штаты искренне ожидают, что присутствие ЦАХАЛ там не станет постоянным".
Одновременно ВВС Израиля продолжают планомерно уничтожать военную инфраструктуру бывшей армии Башара Асада – флот, порты, взлетно-посадочные полосы, авиацию, вооружения и склады. В том числе в Тартусе и Латакии, где все еще остаются и две самые крупные российские военные базы в этой стране. В Тартусе, к примеру, во время взрывов из-за израильских авиаударов и последующей детонации боеприпасов было зафиксировано даже небольшое землетрясение.

Владимир Путин в третий раз объявляет о выводе российских войск из Сирии, авиабаза Хмеймим, 11 декабря 2017 года

Смотри также

Нажитое непосильным трудом. Бежит ли Россия из Сирии

Очевидно, что нынешний хаос в Сирии дал Израилю отличный шанс серьезно ослабить военный потенциал этой страны, которая долгое время была его заклятым врагом, – не дожидаясь, пока станет понятно, останется ли она его непримиримым противником и далее. Израильское руководство твердо решило, что все вооружения, техника и склады армии Асада не должны достаться новым хозяевам в Дамаске.
Есть ли у Биньямина Нетаньяху и его кабинета долгосрочные планы в отношении Сирии и были ли они заранее готовы к падению Асада? Какие новые угрозы и одновременно новые возможности появились теперь у Израиля, да и у других крупных внешних игроков в регионе? Об этом в беседе с Радио Свобода рассуждает израильский военно-политический аналитик, блогер и публицист Эмиль Шлеймович:

 

– Что в первую очередь изменилось для Израиля после столь радикальной смены власти в Дамаске? То, что теперь рушится пресловутая "иранская военная дуга", которая тянулась от Тегерана до Бейрута через Сирию?
– Конечно, в первую очередь важно, что теперь может исчезнуть этот "иранский полумесяц", в котором Сирия играла очень важную роль. С одной стороны, на границе Израиля и Сирии десятилетиями существовал режим прекращения огня, который почти никогда не нарушался с 1974 года. С другой стороны, Сирия давно стала иранским логистическим хабом, через который поставлялось оружие "Хезболле", причем разными путями. И аэропорт Дамаска был местом переброски в Ливан из Ирана всего и вся, и через сирийские морские порты эти поставки шли. Пограничные переходы между Ливаном и Сирией "Хезболла" контролировала с обеих сторон очень давно. Есть там и наркотрафик, на котором крупно зарабатывала семья Асада, и не только она – и также за счет их сотрудничества с "Хезболлой", и эти деньги укрепляли ее возможности.
Кроме того, на сирийской территории в последние годы были созданы спецподразделения "Хезболлы", целью которых являлся сбор информации о том, что происходит на приграничной территории Израиля, на Голанских высотах, в других местах, а также и вербовка местных жителей для сбора такой шпионских данных. Нами были задержаны сирийские агенты, после чего, собственно, вся эта их деятельность и была плотно взята в разработку израильскими спецслужбами. Они там готовились к войне, вплоть до обустройства подземных укрытий, в которых в нужный момент должны были собраться боевики "Хезболлы", если в Тегеране и в Бейруте в какой-то момент было бы решено атаковать и попробовать прорвать израильскую границу также и на этом участке. Для Израиля такая кажущаяся "тишина" точно не была удобной.

Израильский авиаудар по зданию, используемому "Хезболлой" как оперативный центр, в южном пригороде Бейрута. 22 ноября 2024 года

Смотри также

Пауза без победителя. Перемирие между Израилем и "Хезболлой"

Теперь же возникла ситуация, когда Сирии де-факто, пока что как минимум, а может быть, и на очень долгое время не существует вообще. Ведь и раньше режим Асада, даже при поддержке в прошлые годы еще сильной в военном отношении в регионе России и "Хезболлы", тоже когда-то весьма сильной, вовсе не контролировал всю свою территорию. На северо-западе была "Хайят Тахрир аш-Шам", на севере – турецкие войска, на северо-востоке – курды, на юго-востоке – американцы и отряды светской оппозиции, где-то по-прежнему оставались недобитки "Исламского государства" и так далее. Но это была хоть какая-то "стабильность".
И сейчас мы имеем дело с только начавшими между собой переговоры тремя основными силами. Это, во-первых, Соединенные Штаты, которые абсолютно открыто стоят за спиной у курдских национальных формирований. Курды уже примерно треть территории нынешней Сирии контролируют – и что самое главное, у них есть богатые нефтеносные районы, так что они худо-бедно в состоянии себя обеспечивать, а американские войска пока прикрывают их от любых внешних атак. Вспомните, как несколько лет назад был там разгромлен большой отряд российских наемников из бывшей ЧВК "Вагнер": когда эти ребята решили "отжать" у курдов нефтеперерабатывающий заводик, то они были немедленно уничтожены именно американцами.
Вторая сила – несомненно, Турция. Нынешнее движение, победившее Асада, тренировалось и вооружалось в Турции, и действовали многие эти группировки напрямую из Турции. Сейчас появляются сообщения о концентрации больших сил регулярной турецкой армии на сирийской границе, особенно недалеко от курдского города Кобани. Так что Анкара получила очень большую долю сирийского пирога. Турецкий президент Реджеп Эрдоган, как известно, пытается "сделать Турцию вновь великой", а Сирия, как мы помним, вообще-то веками была провинцией Османской империи.

Израильские военнослужащие в районе гор Хермон в Сирии. 9 декабря 2024 года

Израильские военнослужащие в районе гор Хермон в Сирии. 9 декабря 2024 года

И третья сила – это, да, Израиль. У Израиля и ранее на горе Хермон была точка, на которой находились наши войска, на определенной высоте и на определенных участках. Я там сам бывал, туда ездят всякие военные автомашины – это все намного повыше, скажем так, зоны, куда туристы катаются. В этих горах бывают очень сильные метели, и когда мы там оказались, например, видимость была не дальше 4 метров. И ты не можешь понять без спецприборов, с какой стороны у тебя начинается уже сирийский Хермон. И там есть позиция, которая находилась еще выше, она была, соответственно, стратегически еще более важной – так сейчас Израиль тут же ее и занял. Как и почти всю демилитаризованную буферную зону, которая такой оставалась еще с 1974 года. Она достаточно широкая в районе стыка границы с Сирией и Ливаном и потом спускается все более узкой полоской до границы с Иорданией. После войны Судного дня стороны конфликта приняли на себя обязательства, что в этой зоне не будет ничьих военных – но с ливанской стороны это правило постоянно нарушала "Хезболла". Но с сирийской стороны до сих пор никто не нарушал.
Так вот сейчас частично эта зона занята израильскими войсками. Нетаньяху отдал распоряжение, чтобы израильские войска оставались там до конца 2025 года. Еще есть слухи, что в настоящее время в Сирии нами заодно ведутся поиски живого или мертвого Рона Арада – пропавшего без вести в 1986 году летчика ВВС Израиля. Это давняя очень история, его не нашли, тело не обнаружено, и вообще неизвестно, где он захоронен, если мертв, был ли он сбит, в общем, что с ним произошло, или он до сих пор в плену.

Танки израильской армии в районе Голанских высот (фотоархив)

Смотри также

СБ ООН продлил мандат миротворцев в зоне между Сирией и Голанами

– В этой зоне на юго-западе Сирии, куда сейчас вошла ЦАХАЛ, живут еще и друзы – этнорелигиозное арабское меньшинство, которых около 150 тысяч только в самом Израиле. Насколько это значимый фактор для оценки ситуации и прогнозов?
– После того как когда-то Израиль занял Голанские высоты, некоторые тамошние друзские семьи и деревни оказались разделены, кто-то остался на сирийской стороне, кто-то на израильской. Это большой набор личных трагедий. И в отличие от абсолютно надежных для нас израильских друзов, которые служат в армии и в полиции, и вообще в их деревнях израильские флаги висят рядом с друзскими, на Голанах эти люди относились всегда к происходящему очень осторожно. Были даже те, кто годами не получал израильские удостоверения личности, вместе со всеми благами, которые они несут, – отказывались, потому что боялись, что Израиль Голанские высоты Дамаску вернет и потом с ними за это Асад расправится или что сразу убьет их родственников на сирийской стороне.

В последние дни около 20 друзских деревень на сирийской стороне оказались заняты израильскими войсками

В последние дни около 20 друзских деревень на сирийской стороне оказались заняты израильскими войсками. Глава АМАН, военной разведки Израиля, по этому поводу недавно встречался с лидерами нашей друзской общины, не только с чиновниками, но и с их духовными авторитетами в Израиле. А на сирийской стороне, соответственно, другие высокопоставленные офицеры ЦАХАЛ также начали с ними общение. И появились уже слухи о том, что друзы Сирии прямо просят, чтобы Израиль включил их территории в состав своего государства.
С другой стороны, другие сирийские друзы тут же заявили, стоя под сирийскими флагами, что они остаются патриотами Сирии и не разделяют этого мнения и что те, кто сказал, что желает в Израиль, – мол, вообще какие-то криминальные лидеры, и не надо их слушать. Так что ко всему вдобавок идет такое вот непонятное перетягивание друзов на нашей северной границе – и от этого тоже в какой-то мере зависит то, что будет там скоро происходить. Потому что ссориться с друзами Израиль не может и не должен себе такого позволять.

Жители Маждаль-Шамс, друзской деревни на оккупированных Израилем Голанских высотах, празднуют свержение Башара Асада. 9 декабря 2024 года

Жители Маждаль-Шамс, друзской деревни на оккупированных Израилем Голанских высотах, празднуют свержение Башара Асада. 9 декабря 2024 года

– Все-таки Израиль опасается или нет, что сейчас в Дамаске появилась новая, откровенно враждебная и мощная сила, которая станет ему очередной угрозой? Асаду-то лично не было, как мы уже отметили, дела до Израиля – потому что, это главное, у него и сил не было никаких против Израиля.
– Оценка в Израиле общая одна: "Асад хорошим человеком для нас никогда не был, здорово, что его сковырнули!" Если бы всю Сирию целиком прямо заняла не очень дружественная теперь нам Турция, то это было бы сильным минусом. Ничего такого не случилось пока. Но, конечно, есть у нас сильные опасения из-за того, что вот эти люди, стоящие во главе победившей в Сирии коалиции, ведь остаются по-прежнему джихадистами. Хотя говорят, что никаким ущемлениям они пока что никого не подвергают, – все равно это не значит, что по мере того, как их власть будет укрепляться, они не начнут пытаться насаждать, и все более жестко, свою исламистскую повестку.

Читать далее:
https://www.svoboda.org/a/starye-ugrozy-novye-vozmozhnosti-interesy-izrailya-v-sirii/33248136.html

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

71 элементов 1,490 сек.