22.11.2024

Искажение фактов в угоду принципам все чаще вызывает возмущение в адрес СМИ по всему миру. Особый случай — освещение терактов в Израиле.


Как поступить, если нужно сообщать факты, которые противоречат убеждениям?
 Владимир Бейдер             Журналист

В прошлую среду вечером в иерусалимской больнице «Адаса» умерла девочка. 18-летняя Адар Коэн из Ор-Йегуды — города невдалеке от Тель-Авива, населенного в основном выходцами с Востока, где много русскоязычных — преимущественно бухарских и кавказских евреев.

Шансов у Адар не было — пулевое ранение в голову. Но все равно на тот момент ее смерть стала главной новостью на всех каналах и информационных сайтах. В Израиле (что особенно заметно во время войн, а интифада и есть война, только в собственном тылу) гибель солдат воспринимают гораздо болезненнее, чем гражданских. Они — наши дети, для всех. Такова специфика израильской армии и общества. Мы отдаем своих детей защищать нас, и когда кто-нибудь из них, не приведи Бог, гибнет — это не воспринимается как чужая беда: свой мальчик или девочка перед глазами, которые так же, там же служат, отслужили или будут служить.

За два месяца до гибели Адар Коэн начала армейскую срочную службу в пограничной полиции, успела пройти курс молодого бойца. Через неделю после принятия присяги — а это и была прошлая среда — патрулировала вместе с напарницей, старше ее на год, площадь у Шхемских ворот Старого города Иерусалима.

Трое молодых арабов вызвали у них подозрение. Девушки подошли к ним проверить документы. Те выхватили из-под курток оружие, открыли огонь. Адар попали в голову, у напарницы ранение легче — она выжила. Подоспевшие полицейские (площадь у Шхемских ворот — место людное и неспокойное) пристрелили террористов, при них нашли взрывные устройства. Девушки предотвратили крупный теракт.

Вот и все происшествие. О нем сообщили практически сразу же израильские, а затем и мировые СМИ. Американская телевизионная сеть CBS представила это событие так: «Израильские полицейские убили троих палестинцев». Эталон информационной журналистики — британская правительственная медиа корпорация ВВС: «Полиция Израиля убила трех палестинцев в Иерусалиме».

 Я считаю — высокое мастерство. Как поступить, если твоя работа — сообщать факты, а факты противоречат твоим убеждениям или установкам твоей редакции? А вот так! Ни слова лжи, ни грана правды. Образец политкорректности. Изящно пройти по тонкому льду, не промочив штаны, — это здесь. 

Поскольку мы живем в благословенное, будь оно неладно, время соцсетей и поскольку тот же заголовок новости на ВВС был и на английском, и на русском, мои израильские русскоязычные коллеги, возмутившись тенденциозной подачей, обратились через соцсети к своим коллегам из ВВС за объяснениями — и даже их получили.

Управляющий редактор русской службы ВВС Ян Ледер предъявил две последовательные отмазки. Первая заключалась в том, что для новостника убитые — более крупный козырь, чем раненые, потому в заголовке речь шла о них. Когда же главный редактор сайта Newsru.co.ilЕвгений Финкель возразил ему, что, мол, неуместно одним аршином мерить террористов и стражей порядка, профессионал от ВВС выложил второй и главный, на мой взгляд, аргумент: террористом можно называть человека лишь после того, как таковым его признал суд. А тут суда не было (на земле, по крайней мере, — В.Б.), так что не о чем говорить, чтоб не возводить напраслину.

И это, кстати, как раз объясняет все.

Ведь точно в том же духе месяц назад выразилась министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрем. Она призвала провести международное расследование «внесудебных расправ над палестинцами», учиняемых Израилем. Именно так глава шведского МИДа квалифицирует нейтрализацию вооруженных террористов в момент совершения ими терактов. Но — что характерно — только израильтянами.

За несколько дней до скандального высказывания, стоившего ей и ее стране добрых отношений с Израилем, точно так же — при попытке нападения на полицейский участок — был застрелен в Париже вооруженный ножом эмигрант из Марокко. И от Вальстрем не прозвучало ни слова осуждения. Она не заявила, что прежде чем стрелять в воинственного отморозка, парижским полицейским следовало отвести его в суд и выяснить, не затевает ли он чего плохого. Ведь это же французы! Они в араба зря стрелять не будут — отродясь такого не было в колониальной стране, владевшей всей Северной Африкой и половиной остальной. Другое дело евреи — эти чинят исключительно внесудебные расправы, когда не дают себя убивать.

 В Израиле Вальстрем объявили персоной нон-грата и заклеймили антисемиткой. Но я, выросший на Украине и проживший в Ленинграде со времен юдофоба Григория Романова до митингов общества «Память» в Румянцевском саду и «Русской партии» на Дворцовой, знаю, как выглядят настоящие антисемиты. Потому далек от того, чтобы причислять главу МИД Швеции к их славной когорте — мелок жемчуг. Она просто очень левая. Это тоже тяжелый диагноз, но другой. У нынешних ультралевых демонизация Израиля и безоговорочное оправдание палестинцев такая же родовая черта, как любовь к пролетариату у их исторических предшественников и юдофобия у нацистов. 

И так же я не подозреваю в антисемитизме управляющего редактора ВВС, тем более что он выходец из Биробиджана, скорее всего сам еврей (хотя ничего в этом взаимоисключающего нет). Но не подозреваю его и в слабоумии. Только слабоумный искренне может считать, что для того, чтобы распознать террориста в человеке, на людной площади достающего из-под полы автомат и открывающего огонь на поражение, нужно заключения суда. Так что это неведение Яна Ледера по крайней мере неискренне. Оно — откровенное лицемерие.

Не удержусь, чтобы не позаимствовать аналогию у другого моего израильского коллеги, Романа Янушевского с сайта 9tv.co.il. «18 жителей Ближнего Востока погибли при столкновении самолетов со зданиями ВТЦ в Нью-Йорке» — так можно было бы озаглавить сообщение о теракте 11 сентября, и «32 жителя Чечни застрелены российскими силовиками в здании школы вместе с группой школьников», — о трагедии в Беслане, если применять к ним заголовочную формулу, которую использует CBS и на которой настаивает BBC. Но такая интерпретация известных событий выглядит кощунственной и комичной, я уверен, даже в глазах управляющего редактора ВВС.

Сам факт того, что эта перестановка с ног на голову в отношении происходящего во всем мире — от Нью-Йорка до Мумбаи, включая Лондон, — выглядит очевидной нелепостью, а в отношении Израиля — языковой и этической нормой (пример CBS и ВВС — не исключение, а правило), является свидетельством предвзятости и нарочитой заданности. Это можно квалифицировать как антисемитизм, и на базовом уровне он, безусловно, присутствует. Но на практике мы имеем дело с явлением более широкого масштаба.

Это — левый тренд. Левая идеология всегда строилась на лицемерии, фетишизации постулатов и ради соблюдения их — беззастенчивом игнорировании реальности. В сегодняшнем императиве, сформированном за последние полвека, существует некий набор клише, соответствие которым считается обязательным для принадлежности к интеллигенции, или, как принято выражаться более политкорректно, — либеральной интеллигенции, цивилизованному человечеству.

 Осуждение Израиля (вариант для евреев — брезгливое презрение) и трепетная солидарность с палестинцами, вне всякой связи с тем, что они творят и что с ними творится, — неотъемлемая, лакмусовая часть этого джентльменского набора. Это — не антисемитизм (по крайней мере, по мотивам), а как определитель «свой — чужой» на летающих объектах. Маячок, правила приличия. 

Приличный человек не сморкается в ладонь, не называет чернокожего негром, аплодирует «вышедшему из шкафа» гею, осуждает Израиль и горой стоит за палестинцев. Это перечень не полный, но любое исключение из него выводит из круга. Тот, кто не соответствует обязательному набору, не может сидеть с нами за одним столом, быть в одной компании, состоять в одной партии, работать в одной редакции и даже в одной профессии. Доказывать тождество надо постоянно. Соответствовать ему — при каждом удобном случае.

Потому пламенная социалистка Вальстрем, будучи министром, может жить в социальном жилье, предназначенном малоимущим, но зато как она защищает несчастных палестинцев! Потому новостной редактор ВВС может давать заголовок, полностью искажающий новость, но зато в какую правильную сторону! Ну и что, что родители Адар Коэн отметили 19-летие дочери, сидя по ней семидневный траур — «шиву»? Мы призовем мир сочувствовать ее убийцам и осуждать Израиль за то, что он допустил «внесудебную расправу» над ними, не допустив, чтобы они взорвались в центре его столицы. Мы в тренде!

Следование ему стоит любых жертв и оправдывает любые грехи. Сетовать на это бессмысленно. Но надо это по крайней мере знать.

Владимир Бейдер, Иерусалим


67 элементов 1,393 сек.