01.11.2024

Наши ядерные ракеты сильнее чужой противоракетной обороны

+ +


Ну а теперь серьезно про оружейную предвыборную программу Путина.

Не будем спорить о том, что сказки про чудо-оружие распространяет страна, не сумевшая наладить выпуск собственных мобильников и современных автомобилей. Сила российского оружия — реальная и воображаемая — это отдельная жирная тема, про это в другой раз. Сегодня мы для простоты предположим, что все показанные мультики — чистая сколковская правда. А тогда возникают гораздо более интересные вопросы.


Атака и оборона — в чем разница?
Есть аспект психологический (кто агрессор?), а есть технический. Разберем их оба. В эпоху СССР конечно шла холодная война, конечно делалось оружие, но были и понятия. Согласно этим понятиям, выглядеть агрессором и разжигателем войны было совершенно западло. Не самые плохие понятия, верно? Наша страна изображалась в виде щита. Потому что мы — оплот мира, мы даже не думаем ни на кого нападать, и наша военная отрасль только для защиты. Агрессор (американцы, НАТО и т.п.) изображались в виде зловещих скрюченных старичков-политиков, которые угрожающе размахивают ракетами и бомбами перед нашим мощным щитом. Этот наш мощный щит очень беспокоит скрюченных старичков с их нелепыми ракетами:
Невероятно, как 2018 год перевернул все понятия с ног на голову! Вдумайтесь: Путин возмущен тем, что США размещает в Европе комплексы ПРО (противоракетная оборона). И в ответ хвалится разработкой новейших ракет для атаки! И показывает мультики, в которых ядерные ракеты падают из космоса на штат Флорида! И это делает не клоун-телеведущий типа Киселева, не мелкий чиновник, а сам президент государства на торжественном и тщательно подготовленном мероприятии. Может, кто-то поверил объяснениям Пескова, что в мультике взят случайный ландшафт, и вовсе не Флорида имелась в виду? Извините, плохая новость: Песков лжет, это именно что Флорида:
Теперь второй вопрос: а есть ли в атаке повод для гордости за свое оружие? Вспомним, что оружие, если говорить очень грубо, бывает двух типов: для атаки и для обороны. А это вообще два принципиально разных занятия. Атаковать всегда просто. Атаковать можно чем угодно — хоть гвоздем в шею, лишь бы внезапно. Наладить оборону в сотни раз труднее и дороже.

 

Атакующий кочевник может прибежать на лошади с копьем и десятком друзей и сжечь целую китайскую деревню — ему это легко и быстро. Чтобы защититься от этого, китайцы строили Великую Китайскую Стену — огромное, дорогое сооружение, требующее обслуживания и круглосуточных дежурств.
Пуля весит 9 грамм и выпускается за секунду из недорогого устройства простым нажатием на крючок. Чтобы защититься от пули, нужна каска и бронежилет, они весят много, защищают только часть груди и часть головы, и носить их от случайной пули надо всю жизнь.
Террористу нетрудно сделать пакет взрывчатки из гвоздей и удобрений. Трудно защитить от одного террориста все аэропорты, поезда, кинотеатры, стадионы и школы страны: нужны тысячи и миллионы охранников, горы сложной электроники, рентгеновских аппаратов, химических анализаторов, систем слежения — и никаких гарантий, что это поможет.
Сумасшедший араб, наслушавшийся экстремистских сказок, покупает столовый нож в ларьке «всё по 10 шекелей», читает молитву, забегает в универмаг Тель-Авива и начинает резать пенсионеров, домохозяек, детей, а обычно еще и мирных арабов, не разобравшись. Достаточно быстро получает в лоб пулю, но по итогам двое зарезанных граждан и семеро в больнице с ранениями. И хотя в Израиле такое нападение случается раз в неделю и полстраны ходит с оружием, но как можно организовать оборону от подобного? Выдать каждой домохозяйке по собственному охранному агентству и перекрывать автотрассы, когда она едет в супермаркет?
Любой гражданин может убить практически любого гражданина даже кухонным ножом — выследить на улице, подкрасться со спины и ударить. А имея огнестрельное оружие, можно убить хоть президента США, хоть Джона Леннона. Не существует таких законов физики или страны, таких камер слежения или действий полиции, чтобы стопроцентно защититься от маньяка, который задумал и подготовил внезапную атаку. Технически это нереально, несопоставимы силы. И если люди не убивают друг друга при первой возможности, то лишь потому, что они разумны, и понимают, что это им не нужно. Во-первых, зачем? Во-вторых, будет же возмездие.
С ядерным оружием то же самое. Схему бомбы знает любой студент, были и прецеденты самостоятельной сборки. Ракета — тоже не большая проблема для развитого государства в 21 веке. Большая проблема — остановить эту ракету. Это примерно как поймать и обезвредить летящую гранату, только в тысячу раз сложнее.
Устроить ядерный взрыв конкретно в штате Флорида — в теплой деревне с пальмами и американскими пенсионерками… Ребята, но это вообще не проблема для России. Ей богу, если у тебя в стране 1500 (полторы тысячи) ядерных ракет, кучи разделяющихся боеголовок и ложных целей — то выпусти ты их все разом по Флориде, хоть одна и долетит, а одной и хватит. Никакая ПРО не справится. Эту тему обмусолили все политики и фантасты ещё полвека назад. В чем вопрос-то? Зачем изобретать в 2018 году какие-то фантастические ракеты, работающие на ядерном топливе, лазерной благодати и святой воде, и позволяющие подойти к Флориде из космоса, из моря и из-под земли? Чтобы — что? Обмануть американскую систему ПРО? Смешно. Она сильная, да. Но не всесильная. И всех американских пенсионеров от массированного удара и ядерного апокалипсиса не защитит — ни в 1970, ни в 1990, ни в 2018, хотя ее возможности растут.
Концепция мировой ядерной войны не предполагает, что Россия бомбардирует США ракетами, а ПРО США их умело ловит, обезвреживает и складывает на палубе. Варианты войны другие, их два.
Все понимают, что если ты открыл стрельбу по Джону Леннону или начал резать домохозяек на автобусной остановке, то сам ты уже не жилец. И следующие 50 лет проведешь либо в гробу, либо под стражей. Это касается и страны, которая вздумает начать ядерную бомбардировку. Поэтому первая стратегия ведения ядерной войны основана на взаимном понимании, что ни пользы, ни радости, ни победителя не будет, поэтому угрожать ядерной бомбардировкой Флориде или Воронежу никто не должен — это самоубийство.
Другое дело, если ты имеешь дело с психом и маньяком, который готов на самоубийство. Которого не интересует ни польза, ни собственная жизнь, а лишь четкое желание застрелить условного Джона Леннона. Вот на этот счет есть концепция массированного опережающего удара по пусковым установкам (вовсе не ядерного, просто высокоточного). Это очень несовершенная концепция, потому что весь арсенал ядерной страны за 20 минут уничтожить практически невозможно, даже если страна маленькая как КНДР. И с большой вероятностью после бурного обмена сначала неядерными, а затем уже ядерными ударами на Земле не выживет ни одно существо крупнее таракана. Но маньяк, который начинает размахивать ядерной ракетой или пистолетом, рассказывать и показывать, как он готов это пустить в ход, получает если не пулю, то наведенные на него оптические прицелы, под которыми ему отныне жить.
Теперь вопрос: что именно и кому хотел сказать Путин, когда сорок минут хвастался, будто у России есть такое ядерное оружие, которым можно устроить атаку, которая пробьет защиту?
Что наша атака может оказаться посильней вашей обороны? Но атака всегда сильней обороны. Ты оборону попробуй построй. У нас кольца ПВО Москвы в разрухе и запустении, Флориду он бомбить собрался.
Может, суть сообщения была в том, что на нас не стоит нападать? Так на Россию нападать никто и не собирался со времен Гитлера (который нападал вообще на всех).
Может, смысл сообщения был в том, что у России есть возможность устроить ядерный апокалипсис? Эта возможность у России всегда была со времен академика Сахарова.
Может, месседж в том, что нас опасно останавливать, даже если мы начнем что-то делать совсем уж запредельное? А что наша страна собралась делать? Жители пока не в курсе. Россия хочет напасть на кого-то? Ввести войска в Киев? Вернуть Финляндию? Отобрать у Норвегии Шпицберген? И намекает, что с ней не надо связываться даже в этом случае?
Но это уже ядерный шантаж, и это совсем низкий уровень.
Как же мы до него докатились?
Ведь мы росли в стране, пережившей Вторую Мировую. Мы росли на песнях, в которых утверждалось, что русские войны не хотят, но готовы дать отпор, только если враг покусится на нашу землю. Со времен Гитлера СССР не был ни с кем в состоянии войны, не считая мелких локальных эпизодов по поддержке режимов в странах третьего мира. Военная отрасль страны называлась «оборонка», военная служба — «защитой Родины», а вооруженные силы — «безопасностью страны». Детей с детства готовили к защите границ от врага, способного вторгнуться к нам, а не наоборот. О том, чтобы самим напасть на другую страну — в советских школах это было табу, мыслепреступление.
Слово «МИР» сознательно делали мемом. Лозунги «МЫ ЗА МИР», «МЫ ХОТИМ МИРА» выкладывали мозаикой на фасадах провинциальных ДК. Этот настрой сохранялся и в СССР, в допутинской России, и даже в первые, вполне еще вегетарианские сроки его правления.
Первый звоночек, мало кем замеченный, прозвучал 14 октября 2009 года, когда Россия изменила свою ядерную доктрину — символический, но важный документ. До этого дня доктрина СССР и России уверяла, что мы за мир, и никогда, ни при каких обстоятельствах первыми не применим ядерное оружие. Но 14 октября 2009 года в доктрине появилась запись, что если очень захочется, то ядерное оружие мы применим, и даже первыми. Причем «не только в крупномасштабной, но и в региональной и даже в локальной войне». Ядерное оружие. Первыми. В локальной войне. Применим. Вы поняли, да? Эта поправка была внесена Патрушевым в ядерную доктрину страны в 2009. Мало, кто заметил. Ну, я стишочек написал, кто-то еще удивился в своем бложике. Но осталось без массового внимания. А зря — теперь мы пожинаем плоды.
Второй звоночек прозвенел в 2015, когда Россия с громким пафосом учредила новую военную структуру «Воздушно-космические силы». И достаточно прозрачно начала объяснять, что они понадобятся для нанесения ядерных ударов из космоса. Хотя международный договор о неразмещении в космосе оружия подписан в 1967 году. И не сказать, чтоб с тех пор ситуация поменялась, и на Россию кто-то постоянно нападал, чтобы пришлось перенести войну в космос. Вы, может, спросите лукаво: а неужто у американцев в космосе нет оружия? Может и есть, да мы этого не знаем. Может и у нас всегда было. Но зато мы знаем, что американцы не учреждают «космические силы», не хвастаются ими на весь мир и не пишут у себя на сайте Пентагона, что их «космические силы предназначены для поражения войск противника с применением ядерных средств поражения». И мультики, изображающие ядерную атаку на Воронеж американский президент не показывает при обращении к нации и Конгрессу.
Ладно, 2015 год прошел, настал 2018. И вот уже президент на весь мир заявляет, что Россия продолжает и будет продолжать разрабатывать новые средства ядерного удара по США. Не средства обороны от ракет США! А средства ядерной атаки. И президент очень горд тем, что российская атака может оказаться сильнее американской обороны, защищающей мирное население Флориды от этого удара.
Куда ж мы катимся, ребята?
Какие последствия имеет такое заявление?
Представим себе некого сильно постаревшего Ивашку из Дворца пионеров. Который делает публичное заявление о том, что у себя на даче построил аэромодельку из фанеры, моторчиков и самодельной взрывчатки, которая способна точно долететь и взорвать дачу Путина в Ново-Огарево… Ивашка с гордостью подчеркивает, что хваленая охрана особняка в Ново-Огарево ничего не сможет с этим поделать1. Реально ли технически построить бомбу из дерьма и палок, чтоб средства защиты оказались бессильны? Да вполне реально, как показал недавний случай атаки террористов на аэродром в Сирии. Особенно если Ивашка построил не одну авиамодельку, а 1500, и запустит их одновременно. Справятся ли системы ПВО Ново-Огарево и толпы вооруженных ФСО-шников с массированной атакой 1500 говноаэропланов из фанеры, самодельной электроники и взрывчатки? Вряд ли. Но речь не об этом. Нас интересует вовсе не технический аспект — я убежденный противник любого терроризма в любой форме и не желаю даже думать о технических деталях подобного плана. Нас интересует даже не вопрос достоверности — не важно, врет Ивашка или нет. Нас интересует вопрос психологический: чего хочет Ивашка добиться своим заявлением? Вот правда, чего?
Причем, даже не важно, какие им движут мотивы. Может, самые благородные. Может, наш Ивашка самоотверженный борец за народное благо и хочет спасти от застройки Зюзинский парк. Или у Ивашки смертельно болен ребенок, а больница никак не хочет выдать по квоте редкие спасительные таблетки, и это привело Ивашку в отчаяние? Может, Ивашка мухи не обидит, никогда не допускал даже мысли привести свой план в действие, а лишь хотел припугнуть? Для нашей сказки это не важно. Нам важно понять, на какой эффект рассчитывает Ивашка после своего заявления? Что Путин пришлет к нему гонца с извинениями и таблетками? Что к мнению Ивашки теперь станут прислушиваться на заседании районного муниципалитета по застройке? Абсурд.
Мы понимаем, что подобный шантаж никогда не окончится добром ни для Ивашки, ни для его детей. Через час дачу Ивашки перевернут сыщики ФСО. На него наденут наручники и откроют пять уголовных дел. Если Ивашка попытается брыкаться, получит в лоб пулю превентивно. То же самое, кстати, произойдет, если Ивашку зовут Johnу, а дело происходит не в Зюзино, а в предместьях Вашингтона: просто там вместо ФСБ им займется ФБР. Шантажистов и террористов не любят нигде.
Какие шансы у Ивашки добиться своих целей, хвастаясь, что он копит силы на вероломное преступление против жизни и здоровья некого человека, города, страны или побережья? Эффект ноль.
Вот поэтому то, что произошло — очень и очень печально. Если бы нам в детстве, посреди заборов с надписью «МЫ ЗА МИР», кто-нибудь рассказал, что к 2018 году военная доктрина страны будет позволять наносить ядерный удар первыми в локальных конфликтах, что у нас будут Космические силы, грозящие бросать атомные бомбы на голову неприятеля, а президент России начнет на голубом глазу хвастаться, будто наши ядерные ракеты окажутся сильнее, чем чужая противоракетная защита, и показывать по Первому каналу мультик с бомбами, падающими на головы населения Флориды… Ох, в интересное время мы живем. Все понятия перевернулись с ног на голову.

автор – Леонид Каганов

Автор: Леонид Каганов источник


63 элементов 0,994 сек.