28.03.2024

Виталий Гранкин – Россия отстанет почти как в 90-е /АМ/

+


В ближайшие шесть лет наша держава сдаст свои мировые экономические позиции по всем пунктам и уступит почти всем соперникам. РФ обгонят даже маленькие бывшие советские республики.

Международный валютный фонд на днях опубликовал очередной экономический прогноз, простирающийся до 2027 года. Если ему верить, то мировой ВВП за 6 лет вырастет на 22%, а российский — упадет на 7%. Соответственно, и доля нашей экономики в мировой (считая в долларах по текущему курсу) снизится с 1,8% в 2021-м до 1,3% в 2027-м.

Обязан предупредить, что предвидения МВФ — вовсе не Священное писание. Это инерционный прогноз, в котором не учитывается ни возможность глобального циклического спада, ни мировая война, вероятность которой уж точно не равна нулю, ни даже растущая на глазах условность пересчета российского ВВП в доллары.

Но познакомиться с выкладками этой влиятельной международной организации — дело полезное. И как раз потому, что в ее расчетную модель не заложены какие-то новые катаклизмы. Только те, что уже разворачиваются сейчас. И их вполне хватит, чтобы стал реальным экономический упадок, которого у нас не видали уже четверть века.

МВФ, в принципиальном согласии с большинством внутрироссийских оценок, ожидает, что в 2022-м российская экономика упадет на неполные 9%, а в 2023-м — еще на пару процентов. Затем, в 2024-м — 2027-м, предполагается едва заметный рост, который даже близко не позволит вернуться к уровням незабвенного 2021-го.

Тем временем в Японии за шесть лет ВВП вырастет на 7%, в США — на 13%, в Евросоюзе — на 14% (в том числе в Германии — на 10%), в Китае — на 33%, в Индонезии — на 38%, в Индии — на 50%.

К 2027-му Россия по размерам ВВП (вычисленного по текущим курсам) переместится с нынешнего 9–10 места в мире примерно на 15-е. Впереди нашей державы окажутся не только упомянутые хозяйственные гиганты, но еще и несколько главных европейских экономик, а также Бразилия, Корея, Австралия.

Если же не оглядываться на других и вспомнить отечественный хозяйственный опыт, то хуже семипроцентного спада, который ожидается в 2022-м — 2027-м, было лишь однажды.

Разделим последние 30 лет на пять шестилеток и увидим, что только в одной из них (1992–1997) падение было сильнее, и притом существенно. За эти первые годы российского капитализма ВВП России рухнул на 36%. Зато в следующее шестилетие (1998–2003) экономика выросла на 31%; потом, с 2004-го по 2009-й, — на 30%; с 2010-го по 2015-й — на 15%; и, наконец, в 2016-м — 2021-м, — на 4%. Экономические чудеса давно позади, но и застой недавних лет уже вспоминается как идиллия.

Однако вернемся к выкладкам МВФ. В 1990-е падение производства и уровня жизни было общим для всех частей распавшейся советской империи — и для прежних союзных республик, и для бывших соцстран. А сейчас России предстоит переживать упадок в одиночестве.

В предстоящие шесть лет заметный экономический рост ожидается почти во всех остальных постсоветских государствах. В Польше и Казахстане — на уровне среднемирового (соответственно 21% и 24%), в Эстонии — немногим ниже (18%), в Узбекистане — заметно выше (34%). И только Белоруссия заплатит двухпроцентным снижением ВВП за дружбу своего режима с нашим.

Не ожидается упадка и в конкурирующих с Россией странах-нефтеторговцах. ВВП Саудовской Аравии вырастет на 24%. И даже в Иране, который тоже живет под суровыми санкциями, размер экономики предположительно увеличится на 14%.

А в Турции, которая теснит Россию на гигантских пространствах к юго-западу от ее границ, прогнозируемый хозяйственный рост составит 21%.

И наконец, об уровне жизни. Один из самых популярных его индикаторов — это приходящийся на душу населения валовой продукт, причем вычисленный не по текущим курсам, а по паритетам покупательной способности (ППС).

Если оценки МВФ верны, то разрыв в производстве ВВП ППС на душу между Россией и США вырастет в 2027-м по сравнению с 2021-м с 2,2 до 2,6. Между Россией и Германией — с 1,9 до 2,2. Между Россией и Евросоюзом в целом — с 1,7 до 1,9.

Что же до главных незападных стран, то Турция по этому показателю уже и сейчас слегка обходит Россию, а через шесть лет уйдет далеко вперед. Но особенно многозначительным становится сопоставление с Китаем. В 2021-м величина среднедушевого ВВП ППС составила там 60% от российской. А в 2027-м этот показатель достигнет 90%, и до того исторического момента, когда благосостояние среднего китайца превзойдет благосостояние среднего россиянина, останется только шаг.

Если говорить о бывших советских провинциях и вассалах, которые стали «недружественными странами» и вызывают у Москвы особый интерес и ревность, то в пользу Польши разрыв увеличится с 1,2 до 1,6, а в пользу Эстонии — с 1,4 до 1,7.

И даже в руководимом Россией евразийском экономическом блоке наша держава потеряет первенство по уровню жизни, уступив его Казахстану, в котором величина среднедушевого ВВП ППС вырастет за шесть предстоящих лет с 90% от российского до 110%.
Ну а тем, кто помнит, как Владимир Путин на заре своего правления собирался обогнать Португалию, интересно будет узнать, что к 2027-му эта страна увеличит отрыв от нашей с 1,2 до 1,5. Так что дальнейшее соревнование станет неактуальным. Как и многие другие хозяйственные вещи.

Экономические вес и престиж державы после подъема в позапрошлом и застоя в прошлом десятилетии станут теперь устойчиво убывать. За переход в новую действительность страна и ее жители будут платить дорого и долго.


58 элементов 0,629 сек.