Иерусалим

Москва

Нью-Йорк

Берлин

Главная » Общественно-политическая жизнь в Израиле » Как Израиль придумал свое исключительное право на Иерусалим

Как Израиль придумал свое исключительное право на Иерусалим

Категория:  Общественно-политическая жизнь в Израиле




Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨
Выберите язык:



Как палестинец, родившийся в Израиле, я пришел к пониманию того, что, хотя насилие более чем реально, его корни и «исторические» мотивы зачастую оказываются выдумкой.

Жестокая реальность насилия Израиля против палестинцев в Иерусалиме не должна заслонять тот факт, что центральное место Иерусалима в национальном видении израильтян, не говоря уже о видении палестинцев, является относительно недавним изобретением.

Ирония заключается в том, что первые сионисты никогда не считали Иерусалим неотъемлемой частью воплощения национальной идеи – он виделся им лишь духовным центром.

Нигде безразличие сионизма к Иерусалиму не проявилось так ярко, как в трудах отца этого движения Теодора Герцля. Герцль без колебаний выразил полное отсутствие интереса к Иерусалиму даже в то время, когда большинство его населения составляли евреи.

«Когда я буду вспоминать тебя в грядущие дни, о Иерусалим, воспоминание это будет нерадостным», - писал он в 1898 году во время своего единственного визита в Палестину. Неудивительно, что на Первом сионистском конгрессе, собравшемся в Базеле в 1897 году для обсуждения идеи Герцля о создании еврейского государства, Иерусалим был обойден молчанием.

Разочарованный Иерусалимом, Герцль мечтал основать будущую еврейскую столицу на севере Палестины. Он считал, что Иерусалим станет серьезным препятствием на пути создания еврейского государства, о котором он мечтал, и тот факт, что святые места Иерусалима окажутся во владении евреев, может поставить под угрозу весь его план создания еврейского государства в Палестине. Герцль также опасался, что Ватикан будет противодействовать любой форме еврейского политического присутствия в Иерусалиме. Он был готов отдать Иерусалим в обмен на международное признание суверенитета евреев над другими частями Палестины.

Фактически, Герцль был первым, кто предложил объявить старый Иерусалим международным городом. В свой книге «Альтнойланд» он писал, что Иерусалим, как многокультурный и духовный центр, принадлежит всем народам. Он даже предложил превратить Старый город в многонациональный музей. Иерусалим виделся Герцлю городом-утопией, «в пределах его стен, уважаемым всеми вероисповеданиями», государственные дела будут запрещены, и «Старый город будет оставлен благотворительным и религиозным учреждениям всех вероисповеданий, которые затем могут мирно разделить эту область между собой».

Раннее сионистское движение, получившее свое название от одного из древних названий Иерусалима, было готово в качестве прелюдии к построению будущего еврейского государства отказаться от Иерусалима. Исключив Иерусалим из своего первоначального плана, основатели сионистского движения надеялись избежать международного возмущения, столкновений с мусульманскими и христианскими общинами и разногласий между светскими сионистами и ультраортодоксальной еврейской общиной Иерусалима.

 

Поэтому первоначальная политика сионистов была такова - в том, что касается Иерусалима, оставаться в тени. В отличие от англичан, которые в соответствии с мандатом на управление Палестиной сделали Иерусалим столицей страны, раннее сионистское движение сделало своей штаб-квартирой области, далекие от Иерусалима - в центральной и северной частях Палестины. В 1908 году, когда Палестинское бюро во главе с Артуром Рупином открыло свои двери в Яффо, а не в Иерусалиме, националистичеки настроенный еврейский ишув не содрогнулся.

Следуя их примеру, известные сионистские организации, такие как Еврейский национальный фонд, инвестировали свои деньги вдали от священного города, сосредоточив внимание на общинных и кооперативных поселениях - кибуцах и мошавах. Приоритет был отдан сельскохозяйственным поселениям, таким как Петах-Тиква и Ришон ле-Цион. Даже строительство Еврейского университета столкнулось с сильным сопротивлением со стороны сионистских лидеров, таких как Артур Рупин, который опасался, что этот проект помешает деятельности по созданию поселений.

Идя по стопам основателей, первые поселенцы обратили внимание на Тель-Авив, центр сионистской деятельности в Палестине, которую новоприбывшие евреи провозгласили «новым Израилем». Согласившись с идеей международного контроля над Иерусалимом, многие сионисты, принадлежавшие к рабочему движению, поддержали идею объявления Тель-Авива будущей еврейской столицей. В конце концов, город в большей степени соответствовал их националистическому видению, социалистическому духу и аграрной революции.

Ввиду того, что, как предполагалось, Тель-Авив будет свободен от влияния еврейского «старого ишува» Иерусалима, город де-факто стал столицей еврейского нового ишува в Палестине. Именно в Яффо, а не в Иерусалиме, сионистская комиссия построила свои первые офисы, где собралось сионистское руководство и где предпочитали жить многие сионистские лидеры, такие как Ахад ха-Ам.

Что касается палестинцев, их национальные устремления также были воплощены в Яффо, а не в Иерусалиме, поскольку этот город был пульсирующим сердцем Палестины, ее динамичным экономическим и культурным центром.

Ни одна из сторон не была заинтересована в Иерусалиме, за исключением, быть может, англичан, которые, по словам премьер-министра Дэвида Ллойд Джорджа, хотели «преподнести его народу Великобритании в качестве рождественского подарка».

Несмотря ни на что, немногие израильтяне сегодня осознают, что образ Иерусалима, как вечной и объединенной столицы еврейского народа, был изобретен сравнительно недавно.

Действительно, немногие помнят тот день в ноябре 1947 года, когда Генеральная ассамблея ООН приняла историческую резолюцию о разделе подмандатной Палестины между арабами и евреями, что в конечном итоге привело к созданию Государства Израиль. План, предусматривавший создание двух государств - еврейского и арабского - исключал Иерусалим из будущего еврейского государства. Благодаря своему уникальному статусу, Иерусалим должен был жить «в особом международном режиме», и управляться Организацией Объединенных Наций.

Сионистское руководство восприняло этот план почти без колебаний. Еврейский ишув подмандатной Палестины ликовал. В следующем году Израиль, воодушевленный планом раздела, провозгласил независимость, и вскоре новое государство было признано большинством государств-членов ООН во главе с США.

Стоит также помнить, что Иерусалим был объявлен столицей Израиля только через 18 месяцев после провозглашения государства. А когда после войны 1948 года город был разделен между Израилем и Иорданией, молодое еврейское государство решило направить свою энергию на строительство прибрежных городов - Хайфы и Тель-Авива, находившихся в цветущих торговых зонах.

Между тем Восточный Иерусалим и Старый город в течение двух десятилетий оставались в руках Иордании, пока Израиль не захватил их в 1967 году и не объявил в 1980 году Иерусалим своей «объединенной столицей».

Ирония заключается в том, что в то время, как ранний сионистский истеблишмент был готов отказаться от Иерусалима, чтобы построить еврейское государство, нынешнее израильское руководство, похоже, отказывается от еврейского государства в пользу Большого Иерусалима, где палестинцы составляют почти 40 процентов населения, и еще тысячи живут в Восточном Иерусалиме за пределами разделительного барьера.

Аннексируя Восточный Иерусалим, Израиль быстро движется к ситуации единого государства, которая рано или поздно приведет к тому, что еврейское меньшинство будет владычествовать над палестинским большинством путем  апартеида.

История раннего сионистского движения в Палестине сегодня почти забыта, но его урок все еще жив: Иерусалим «принадлежал всем его народам и вероисповеданиям».

Доктор востоковедения Серадж Асси (Джорджтаунский университет, США), «ХаАрец». М.Р. Фотоиллюстрация: Оливье Фитусси



Источник
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.


Приглашаем на наш Телеграм-канал.
50%
голосов: 16


РЕКОМЕНДУЕМ:

ТЕГИ:
израиль

ID материала: 41043 | Категория: Общественно-политическая жизнь в Израиле | Просмотров: 732 | Рейтинг: 2.5/16


Всего комментариев: 4
avatar
1
Вот подобные измышления левых мерзавцев, которые публикует газетенка Хаарец, работающая по принципу газеты Правда и Фнлькишер Беобахтер и не получающая должного ответа от правительства , все это и создает условия для бесчинств приматов
avatar
2
Иерусалим «принадлежал всем его народам и вероисповеданиям»
Он и сейчас доступен всем для вероисповедования. Но народ, проживающий в нем, должен жить в достойных условиях. И лучше Израиля создать эти условия не сможет никто!
avatar
3
Во время власти Иордании в Иерусалиме еврейские святыни были разрушены, евреям не давали даже приблизитьсч к Храмовой горе, а перед Стеной Плача была устроена демонстративная помойка.
avatar
4
В рассуждениях Асси рзделены причины и следствия:он пишет о следствиях и молчит о причинах,что не только антинаучно,но и некорректно и отражает сознательную политическую заинтересованность автора.Асси ссылается на мнение Герцеля и первых левых руководителей Израиля и молчит о тех условиях, которые диктова-
ли необходимость выбора между созданием государства и врейс-
ким Иерусалимом.Он опускает агрессию арабских стран против ещё не окрепшего еврейского государства и предательской роли
Англии в отношении еврейского населения подмандатной территории Палестины.После тысячи лет изгнания для евреев главным было создание очага,своего государства.А вот этого
"объективному" лжеучёному Асси не понять,хотя не исключен
сознательный обман.


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка



Поиск
Архивы
Архив 2011-2021
Архив рассылки
www.NewRezume.org © 2011-2021
Администратор
a1@newrezume.org
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Вход