Точное время
Нью-Йорк:
Берлин:
Иерусалим:
Москва:
Главная » Очерки. Истории. Воспоминания » Движуха

Движуха

2020 » Март » 25      Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания




Шрифт:  Больше ∧  Меньше ∨
Выберите язык:



Взывание

Это же, как повезло Канту! Да и Ницше. И иже с ними. О, как же старательно, их штудировали. Просто-таки с упоением. И правилом хорошего тона было принято вворачивать при случае «вот у Гегеля...» или «как говаривал старина Фрейд...». Библиотеки были забиты диссертациями, написанными чуть ли не по каждой фразе их учений.

А ведь появись подобные им светочи мысли сегодня, как пить дать, остались бы  незамеченными. В лучшем случае какой-нибудь захудалый доцент с ироничным безразличием проскроллил бы мышкой на экране монитора пару страниц. Те же Эрик Фромм с Карлом Густавом, который Юнг, моментально утонули бы в океане рекламных объявлений из серии «как продлить коитус».

Тут вот я стараюсь всякими штучками дрючками, подмигиванием, приговорочками, картинками, а кое-где даже отбиванием чечѐтки замаскировать под публицистику свои поверенные здравым смыслом догадки. Эх, только бы донести, не расплѐскивая...

Короче. Автор выражает признательность высокочтимому, терпеливому,  категорически несогласному с моими изысканиями Станиславу Лещенко, в задушевных беседах с которым, мой текст становился всѐ более и более членораздельным.  

...и кто умножает познание, умножает скорбь. Екклесиаст, 1:18

ДВИЖУХА
Маамар

Вступление 
(с еврейским акцентом)

Есть слово, настолько часто упоминаемо в Первоисточнике (Тора или «Пятикнижие Моисеево»), что даже стало именем собственным. Хаим. 

Корень слова — «ха-». На иврите — «жизнь». А частица «-им» — окончание, присущее существительным во множественном числе.

Фигурирует это «ха-» и в слове имеющем в нынешнем обиходе чуть ли не противоположное значение — «хаос». Хотя, в первоначальном значении в досократовской философии, хаос — это как раз начало всякого бытия. То есть, опять таки жизнь. Да и имя первой женщины, согласно тому же Первоисточнику, вовсе не Ева: «И назвал человек свою жену именем Хава, потому что она была матерью всего живущего».

Глагольная форма образуется с помощью окончания «-й». И восклицание «Народ Израиля, живи!» звучит: «Ам Исраэль хай!». Интересно, что этот же «хай» раздаѐтся и на других языках. Вот: «Хай живе Україна!». И это ещѐ усиливают частицей «не-». И тогда, «Нехай живе Україна!». В Минске и окрестностях произносят «Няхай жыве Беларусь!». Давайте не будем замечать, что подряд стоят два одинаковых по сути слова — «хай» и «живѐт», что, несомненно, говорит о древнем интернационализме. 

Вроде бы, со словом «хаим» ясно. Только одна закавыка. Почему всѐ же «-им»? Почему множественное число? Ведь тогда получается «жизни»...

  — Да, ладно! — скажут мне.
Нет уж! У евреев никогда не бывает просто так. Вон, в Торе важный момент —  удвоение букв в именах АврААм и СаРРа. А тут не менее загадочнее: вместо единственного числа — множественное... 

Короче. Я, с именем, понятное дело, Хаим, унаследовавший от далѐких предков манию к поиску тайных смыслов, толкованию слов и даже отдельных буковок, смею предложить вашему вниманию текст в жанре «маамар» (на идише маймор), что на иврите означает «сказанное», а на латыни зовѐтся трактат. Обычно это обсуждение какого-либо вопроса. Часто полемически заострѐнное. Например, Маамар Рабби Бер Дова из Межерича (преемника основателя хасидизма Бааль Шем Това) на тему «Кто является слабоумным».

Система

Предмет исследования — продукт слияния женской и мужской половых клеток. Отдельный представитель человеческого рода. Особь. Личность. Причѐм, чисто конкретно. То есть, ни тебе заглавной буквы «Л», ни тебе всяческих придыханий, ни антонима «не-личность».

А если более наукообразно, то речь пойдѐт о системе «Конкретный Индивидуум». В дальнейшем будем пользоваться аббревиатурой — КИ. Система эта состоит из (как там, в марксизме — «Три составные части...»):

  1. Собственно сам организм. Тело.
  2. Индивидуальный идентификатор. ИИ. Имя, фамилия, отчество, раса, национальность, год и место рождения, родители и всякое такое (см. любую анкету). 
  3. Память. Интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия индивидуума с действительностью, обеспечивающее ему самоосознанность.

Ну, с ИИ понятно. Это то, что сопровождает КИ с момента появления его на этот свет (свидетельство о рождении) и до момента ухода с этого света (свидетельство о смерти, солдатский медальон, надпись на надгробном камне и пр.). В ранних цивилизациях идентификатор был куда короче: имя, а то и прозвище. При этом у одного и того же КИ могло быть несколько имѐн, каждое из которых он приобретал в разные периоды жизни. И это сегодня, между прочим, серьѐзная головная боль для историков, роющихся в летописях и хрониках. Позже был задействован ещѐ один параметр — принадлежность субъекта: сын такого-то, дочь такого-то. Или — из рода такого-то.

В отличие от дактилоскопии или ДНК и РНК, которыми ныне пользуются при идентификации, но на самом примитивном уровне (ох, не скоро мы узнаем — для чего и впрямь существуют эти штуки), ИИ — характеристика системы «Конкретный Индивидуум» сугубо формальная. Старательно навязываемая социумом. Этакая этикетка на «изделии». Чтобы сподручнее было обществу употреблять этого самого КИ. Так что идентификаторы вовсю используют в военкоматах, загсах, судах, тюрьмах, моргах, в системах налогообложения и, конечно, при селекции на «наши» и «не наши».

— Все еѐ зовут Елена Юрьевна. А на самом деле Рахиль Юдовна. Человеку имя в паспорте записывают. Зачем? Чтобы его с другим человеком не перепутать, чтобы его, в случае чего, по имени всегда можно было найти. А вы, как шпионы, себе имена меняете. 

Андрей Платонов

Короче, к самой сути индивидуума идентификатор непосредственного отношения не имеет. А раз так, то вполне заслуживает выноса за скобки наших рассуждений. А с ним заодно давайте унесѐм туда же всяческие глупости всяческих отделов кадров: послужные списки с размерами заработной платы, служебные характеристики и почѐтные грамоты. Да и остальные бессмысленные подробности, вплоть до: рост, вес, размер обуви, цвет кожи и волос, разрез глаз. И обязательно всѐ-всѐ из подраздела визуальной идентификации: фото для паспорта 3 × 4 с уголком, а также без уголка для всяких удостоверений, семейные фотоальбомы, портреты на доске почѐта и картины маслом типа:


Франсиско Гойя, «Портрет семьи испанского короля Карла IV»

Тут я не могу удержаться от анекдота № 1041200025:

Падает самолет. Пассажиры в жуткой панике. Командир корабля просит стюардессу попытаться как-нибудь успокоить пассажиров. Стюардесса входит в салон и говорит:

— Прошу всех достать свои паспорта! Пассажиры успокаиваются и начинают искать паспорта. Стюардесса:

— Все нашли? Теперь вырвите страницу с фамилией, сверните в трубочку и  вставьте себе в жопу, а то в прошлый раз такая неразбериха с трупами была!

Итак, у нас с вами для исследования КИ, как системы, остаются две составляющие. В первую очередь приглядимся к организму с приданными ему половыми признаками. Как первичными, так и вторичными. 

На первый взгляд это совершенно стабильный материальный объект, имеющий кучу параметров, доступных для фиксации всевозможными приборами и устройствами. Но, ой! Боюсь, что худо-бедно установить какие-нибудь закономерности взаимодействия отдельных элементов системы «Конкретный Индивидуум», облокотившись на эту, можно сказать, глыбу, не получится.

Почему? Да, потому как в соответствии с представлениями современной науки о мире, в частности о принципе ежемгновенности изменений в нѐм, всѐ-всѐ, начиная со звѐзд, планет, народов и вплоть до каждого атома, находится в движухе (слово из современного сленга, прекрасно передающее энтропичность мировых глобальных процессов). И, понятное дело, элементы человеческого организма, вплоть до распоследней клетки подвержены изменениям в виде непрекращающегося обновления.

Кожа. Клетки эпидермиса обновляются каждые две-три недели. В среднем за 60-80 дней происходит полный цикл обновления кожи. За год организм вырабатывает около двух миллиардов новых клеток кожи.

Клетки эпителия, покрывающего желудок и кишечник, обновляются каждые три-пять дней. Скорость обновления клеток слизистой оболочки языка десятьчетырнадцать дней.

Лѐгкие и бронхи. Две-три недели необходимо организму для полного обновления тканей лѐгких.

Волосы. Растут в среднем на один-два сантиметра в месяц. Жизненный цикл ресниц и бровей три-шесть месяцев.

Ногти. Полностью обновляются за 150 дней.

Кости. Полное замещение клеток занимает около 10 лет.

Печень. Даже при потере 75 % клеток (в случае оперативного вмешательства), печень способна полностью восстановиться полностью за пять-шесть месяцев.

Почки и селезѐнка. Их клетки обновляются за 300-500 дней.

Сердечные мышцы. Полное обновление происходит приблизительно за 20 лет. Загадка, что зубы обновлению не подлежат. Всего два комплекта выдаѐтся на всю жизнь — молочные и постоянные.

Да и хрусталик глаза совершенно не обновляется. Зато восстанавливаются и обновляются клетки роговицы. Цикл обновления достаточно быстр — семь-десять дней. При повреждениях роговица способна восстановится всего за сутки. 

Кровь. Ежедневно в теле среднестатистического человека замещается около триллиона различных клеток крови. Между прочим, современные учѐные, изучая состав крови научными методами, подтверждают то, о чѐм говорили и писали их коллеги в давние времена: от крови человека зависят не только его здоровье и самоѐ жизнь, но с ней напрямую связаны его привычки и даже характер.

  Не правда ли, всѐ вышеперечисленное пугает? Но дальше ведь ещѐ страшнее. Внимание! Прошу барабанную дробь! Оказывается, и все клетки мозга каждые двое суток обновляются. Полностью!

А если к тому же допустить, что тело состоит из энергетических полей, то можно представить, какие засухи, ливни и ураганы творятся в тех полях при такой-то движухе.

В конце концов, фиг с ним, с телом. Отдадим это увесистое на откуп практической медицине. Чтоб там всякие клизмы, мази, аспирин... 

Займѐмся ужасом, который в этих условиях творится с психикой несчастного конкретного индивидуума. Потому как, все эти количественные изменения обязательно должны переходить в качественные. То есть, что-то обязательно должно случаться с сущностью этого КИ. С осознанием самого себя.

Вот, к примеру, мой друг детства Петька. Теперь уже Петр Исаакович. Таки да, волосы выпали. Опять же, был жизнерадостным сангвиником, а теперь, вот те на, уже флегматик, И дрейфует в меланхолики. Психотип сменился. Поступки у него пошли неожиданные. Непривычные. Другое мировоззрение, другие реакции на мир, самооценка, круг интересов и всякое такое...

А вот эта... Была просто очаровашка, голову парням сносила на раз, одним взглядом, а тут, гляди, стала мымрой.

Согласитесь, вы в 25 лет и вы же в 35... Разные люди! Оглядываясь, удивляешься  — да я ли это, если даже почерк изменился.

...Он поседел. Он сгорбился. Пополнел. Бостоновый костюм с большими старомодными лацканами, галстучек в голубых разводах, велюровая шляпа, в руках авоська с каким-то пакетом — окончательно отдаляли его от того щеголеватого, стройного комбата, перетянутого в талии так, что и полушубок не полнил его. Ах, как он был красив — фуражка набекрень, смуглый нежный румянец, — наш комбат, насмешливый, молчаливый, бесстрашный... 

Даниил Гранин

А взять этот миф — усладу поэтов и старых дев — про «любовь на всю жизнь»... Оказывается, влюблѐнность проходит за три года. Потому что смена нейромедиаторов и гормонов, обеспечивающих победу эмоций над разумом, происходит в организме в течение именно такого отрезка времени. Движуха-с, дамы и господа!

Обратим внимание на личности, наследившие в истории человечества. Не будем тревожить тени всяческих Диогенов, Сократов, а также Плиниев (что Старшего, что Младшего). Вот поближе и похрестоматийней — Лев Николаевич, который Толстой. Шустрый поручик, бабник и бонвиван, начинающий писатель, грозившийся подстрелить Тургенева. Затем назначен обществом в столпы литературы. В титаны, в мыслители, в просветители... Потом, батюшки-светы, старец с патриархальными учениями о любви, прощении, непротивлении, идеолог архаичных сельских общин. А на излѐте и вовсе странник, бегущий из дому. Ну, чисто тебе «зеркало русской революции».

Так вот, оказывается, мемуары лиц, имевших удовольствие знаться с графом, как, впрочем, и свидетельства современников тех самых греков, римлян и всяких-разных неупомянутых нами знаковых фигур, бытие которых в мировой истории числится под грифом «жизнь замечательных людей» (учитываем весь спектр понятия «замечательный» — от «прекрасный» до «ужасный»), зафиксировали некоторую общую закономерность. Уж больно непоследовательными оказывались все эти «замечательные» в своих проявлениях в разные отрезки жизни. В том числе даже в обыденных реакциях и поступках. Ну, просто таки, разные личности внутри одного конкретного имярек!

Конечно, всѐ можно списать на причуды. Дескать, что с них взять — они же через одного гении. Но ведь, если оглядеться вокруг, окажется, что та же дискретность свойственна вообще всем людям. Которые как бы вовсе и не гении. Следовательно, есть основания утверждать, что в течение жизни каждого отдельного КИ в нѐм на постое пребывают последовательно даже не две-три, а гораздо больше разных самостей.

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое.

Лев Толстой  

Бдительные учѐные, приметив эту, мягко говоря, чехарду, выдвинули теорию, что жизнь человека от бирки на руке до бирки на ноге — это калейдоскоп разнообразных психических состояний, как то: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д. (Интересно, а входит ли в перечисленное ПМС — предменструальный синдром?).

Но, почему же эти славные учѐные не сделали следующий шаг и не осознали, что вышеозначенные кратковременные изменения состояний весьма легковесное объяснение сложных процессов, происходящих в психике человека. И что на самом деле надо признать наличие череды самостоятельных субъектов, каждый из которых обладает своими психическими свойствами и личностными характеристиками. И, следовательно, конкретный индивидуум как бы проживает несколько жизней. Недаром в Израиле, в отличие от других стран, где отделы кадров требуют автобиографию, спрашивают «корот хаим» ( ים קוֹרוֹת ִיַ , )ח что дословно переводится — «описания жизнЕЙ».  

Короче, формулирую...
 
Постулат Первый:
 
Представление об индивидууме в течение цикла проживания — от рождения до смерти, — как о непрерывной личности, является заблуждением. На самом деле — это череда существований неких самостоятельных субъектов, каждый из которых имеет свой психический облик, то есть, свои внутренние мотивации, свой уровень психической активности. И даже свой характер.

Воевал не я. Воевал юноша с моими именем и фамилией. Он был романтичен, как,  впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном врагов народа, и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна.

Булат Окуджава

А вот самое что ни на есть конкретное подтверждение постулата! Александр Галич (Гинзбург). Сосед Булата Окуджавы по Пантеону Славы и соратник по поэтическому цеху. Баловень судьбы. Сибарит, пижон, богатей, завсегдатай московских ресторанов, любимец публики. Как писал о нѐм Юрий Нагибин, «был он внешний человек, с блеском и обаянием, актер до мозга костей, эстрадник». Член всяческих творческих союзов. Это его слащавая пьеса «Вас вызывает Таймыр» шла во всех театрах страны. Это его, не менее опасный по части диабета, чемпион кинопроката (более 30 миллионов зрителей за первый год) фильм «Верные друзья». Всѐ славно. Жизнь удалась. И тут, на тебе... В возрасте пятидесяти лет такой вдруг шарах. «В Абакан плывут облака»! А ведь ничто не предвещало! Исследователи его жизни изощряются в поисках причин столь кардинальной перемены участи. Чего только не городят вплоть до «совесть взяла верх над инстинктом самосохранения». Наивно! Ведь на самом деле, в конкретном индивидууме внезапно для него самого (и это проступает в поведении и высказываниях Галича) активизировался новый субъект. Да такой неудержимый, что нелюдям, дабы его остановить, пришлось Александра Аркадьевича убить. Такие дела.
 
Ипостасие
 
Для дальнейших рассуждений не мешало бы определиться с наименованием этих самых психологических субъектов. «Сущность»? Нет, уж больно слово свистящее. И опять же попахивает Блаватской и Шамбалой. Оккультизмом типа: «что есть сущность и что есть сущность сущности»? Вроде, может подойти ивритское слово «ха»! Но тут как бы сионизмом отдаѐт. О! Простенько и со вкусом — Ипостась. Тем более что в этом слове просматривается установка на временность, на сменяемость. На движуху. В дальнейшем будем пользоваться и самим термином, и его сокращением — ИПО.

Итак, картина маслом. Имеется конкретный индивидуум, так сказать, владелец жилплощади (ответственный квартиросъемщик) и сменяющие один другого жильцы. А вот как часто они заселяются? Апологеты пересменок психических состояний наработали достаточно много теорий о циклах. Суть их заключается в том, что каждому возрасту соответствует свой психологический кризис личности. У одних авторов эти циклы семилетние. У других пятилетние. Ну, я бы не доверял этой страсти к систематизированию всего и вся. Кардинальный просчѐт в том, что личности в этих теориях традиционно рассматриваются как неделимые и непрерывные. Закоренелые «циклисты» никак не учитывают всеобъемлющую движуху, обеспечивающую неисповедимость в изменениях личности и некое задушевное безумие в круговерти возникающих и исчезающих ипостасей. Между прочим, товарищи буддисты в этом вопросе выражают полное единодушие со мной (или я с ними): «Каждое мгновение вы становитесь кем-то другим, ибо нет никакого постоянного „Я―. Оно существует лишь в настоящем...».

Так что все эти циклы и таблицы — шаманство. Гадание на кофейной гуще, вчерашней заварке, бульонных кубиках. Как по мне, никакой закономерности вообще быть не может. Все изменения в психике КИ в результате смены одной ИПО на другую (существование которой может длиться десятилетиями, а может схлопнуться за год, за два) случаются спонтанно. И переходы — «из» и «в» — могут быть мгновенными. Как бы скачком. А могут, наоборот, плавным вытеснением.

И что интересно, логики ведь в чередовании ипостасей нет. Ни, чтобы там строго по восходящей — от примитива к мудрецу, ни, наоборот, по нисходящей к примитиву. Вот, вполне может случиться, что со следующей ипостасью придѐт к индивидууму просветление. И пробудится в нѐм духовность и станет он жить просто-таки как святой. Вот мой друг. Был успешным учѐным. Атеистом. Теперь раввин. Да ещѐ и в Иерусалиме.

А может такая ИПО набежать — ну, просто брызги шампанского! Толпы приятелей, шумное весѐлое гуляние по жизни, радостное общение (даже с роднѐй). А если ко всему этому он окажется азартным, да ещѐ и удачливым игроком... Ну, тут уж вокруг красавицы, яхты-шмахты, пиры горой. А потом, упс, на смену вползѐт пустоватая ипостась... Тупое проживание, серое. В стиле нежити. Вата. Унылое отбывание жизненной повинности. И тут, бац, в семьдесят лет в ипостаси № 6 — страстный (на весь остаток сил) влюблѐнный. Поэт, философ. Правда, обидно! Нет, чтобы такая ИПО, да в молодости подвернулась, когда и сил немерено, и масса времени в запасе.

Попутно, про институт брака. Вот, говорят, «разлюбил». Или поджимают губу «мы стали чужими людьми». Это же, какие дрова наламываются, какие разборки устраиваются! А ведь супругам просто невдомѐк, что они проживают жизнь вовсе не по формуле «один единственный с одной единственной». На самом деле, это разные ИПО во взаимодействии с другими разными ИПО. Такой себе неосознаваемый разврат-развратыч.

А если взять шире — папа, мама, сестрички, братики, дяди, тѐти. Мы, воспитанные в пиетете к понятию «семья», твѐрдо уверены, что эти люди должны желать своим близким только добра. Мол, родная кровь... 

Помнится крик души моей сослуживицы:
— Мама стала вампиром! Отсасывает энергию! И мы с братом главные доноры. Но как бежать от собственной мамы?! Она такая старенькая... Жалко еѐ.

Тут, как мне кажется, ключевое слово — «стала». И старушку бросать не стоит.  Просто надо осознать — это не мать. То есть, номинально — да. А на самом деле это тот самый «чужой», что по капельке отсасывает ваши жизненные силы.

А что, разве КИ, предоставивший вам возможность появиться на свет, не  застрахован от смены ипостаси? И тут вполне может оказаться, что очередная ИПО — вампир? А почему нет. Ведь, если чѐрные дыры во Вселенной глотают что ни попадя, то почему бы на Земле не цвести буйным цветом энергетическому людоедству. Ведь это такое милое дело — вампирить родню. Они-то ведь подпускают вплотную, позволяют в душу залезть Мол, мы же близкие люди.

Предвижу возгласы:
— Позвольте, позвольте! Как же так! Вы замахиваетесь на самое святое...

Простите великодушно, но уж позвольте вам не позволить. В конце концов, давайте сознаемся, что во всех этих выстраиваниях родословных, рисовании генеалогических древ нас ведь интересует не столько житьѐ-бытьѐ наших предков, а как долго жил дядя и что со зрением было у тѐти. Да и, не было ли, случаем, у дедушки паранойи. Причѐм, фиг с ними-то самими. И с дядями, и с тѐтями, и с дедушками. Тут бы понять, что там валяется в генах. Каковы параметры долголетия в роду и что за наследственные заболевания могут на нас свалиться. Вон, тот же алкоголизм.

Прошу отметить, я ведь толкую про среднестатистического КИ, обитателя стран Европы, Америки и т. п. Без не знакомых мне Африки и Арктики. Хотя, думаю, что и бербер в пустыне, и эскимос на льдине тоже худо-бедно, но проживают свои цепочки ипостасей.

Первая пертурбация с ИПО случается при переходе из детства в отрочество. Это когда, сами понимаете, в период от 7 до 13 лет заявляет о себе главный наш гормон. Явление это было замечено задолго до появления письменности и с тех же пор канонизировано всеми культами и религиями в виде обрядов инициации. Вот и сейчас у католиков дети в возрасте 7—10 лет принимают первое причастие. В иудаизме бар-мицвы у мальчиков (в 13 лет) и бат-мицвы (в 12 лет) у девочек. В исламе в этих же временны́х границах совершают обряд обрезания подростков мужского и, увы, часто женского пола.

Для детской психики эта первая смена ипостаси, несущая кардинальное изменение взаимоотношений в системе «ребѐнок — родители», сравнима разве что с землетрясением. Недаром ведь всплѐскивают руками: «Ну, подменили ребѐнка, ну, не узнать! Такой стал...». А ведь это только начало. Причѐм с непредсказуемыми для каждого, вступающего в жизнь КИ, последствиями.

А уже на подходе следующая ИПО. А потом ещѐ. И ещѐ. И ещѐ. «Пост сдал! Пост  принял!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»). 

Менять вот так же состоянье духа, Как пенни выменял бы я на шиллинг...

Кристофер Лог

Знания и навыки, которые приобретает конкретный индивидуум в период проживания в нѐм каждой ипостаси, понятное дело, аккумулируются. Все-все. Читать, писать, плавать, иностранные языки, варить кашу, стрелять, вышивать крестиком, различать грибы, брать интеграл от дроби, открывать бутылку вина без штопора и т. д. Другое дело, что́ именно из всего этого будет востребовано следующими ИПО. Например, умение играть на балалайке, простимулированное одной из прожитых ипостасей, может быть, вдруг и пригодится.

Определить водораздел смены ипостасей несложно. Достаточно уловить момент перемен в кругу друзей и появление новых врагов. Увы, бывает, что индивидуум отмечает случившийся переход в новую ипостась под мерный звук кардиомонитора, очнувшись после клинической смерти. Хотя, лучше бы без такой жѐсткой оплеухи от жизни... А просто, почуяв шестым чувством момент прощания с отбывающей ипостасью, например, № 3 и заступлением на пост ипостаси № 4, устроить под водочку, селѐдочку и гитарные переборы — и проводы, и встречу одновременно.

Вполне резонно напрашивается вопрос: а возможно ли прожитие всей жизни с одной ипостасью? Думаю, во времена, предположим, среднего палеолита такое часто случалось. Уж весьма лаконичной была жизнь отдельного Homo sapiens. Не успеешь оглянуться, мамонт наступит или к саблезубому тигру на зуб пожалуйте. А то и сосед каменным топором тюкнет. Ему кормить семью чем-то же надо. Зато при нынешней продолжительности жизни, позволяющей разгуляться с количеством ИПО, отсуществование всего с одной ипостасью навевает грустную мысль — а не идиот ли данный КИ? 

Соответственно, может возникнуть и вопрос наоборот: а бывает ли, что ипостасей в индивидууме одновременно несколько? Ответ: бывает. Вон, в психиатрии сейчас широко обсуждается теория мультиперсональности. Дескать, эта «мульти» способствует творческой активности. Сами понимаете, что она скорее имеет отношение к шизофрении. И что те, в ком это «мультяшка» наблюдается, — готовая клиентура для психушек. Так что, граждане, то бишь, ипостаси, не толпитесь! Давайте по одной! В порядке живой очереди!

Спусковым крючком, импульсом для смены ипостаси может быть что угодно. Реплика в метро или эсэмэска прилетела... Начальник наорал... Обсчитали в магазине... Особенно стимулируют возникновение новых ипостасей переезды, смена рода деятельности. Например, прохождение воинской службы. И уж совсем однозначно — эмиграция со всеми еѐ стадиями!

Неужели не я, освещенный тремя фонарями, Столько лет в темноте по осколкам бежал пустырями, И сиянье небес у подъемного крана клубилось? Неужели не я?..

Иосиф Бродский

Но весьма опрометчиво утверждать, что причиной возникновения каждой следующей ипостаси является социум. Да и вообще, соображение, что смена ипостаси это такой способ выживания КИ в окружающей среде попахивает вульгарной социологией. Что поделаешь, мы с детства загипнотизированы высказыванием Ленина (явно им краденое, как и всѐ остальное в его «трудах»): «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

В том-то и дело, что ипостась это активное самопознающее начало. Отдельный субъект с автономной психикой. Своя спонтанность, своя креативность, своѐ восприятие окружающего мира. Даже трудно предугадать, что может любая ИПО сама себе навыдумывать! Тем самым, между прочим, подводя под монастырь конкретного индивидуума, в котором она на тот момент проживает. Вплоть до разрушения всех чаяний социума по отношению к этому КИ.

Вполне возможно, что пролет в эмиграцию Льва Давыдовича Троцкого случился как раз потому, что тогда, в 1929 году, в нѐм сменилась ипостась. И на смену прежней, допустим, № 5 — «стреляный волк», пришла, облегчив задачу Сталину, ипостась № 6 — «зайчик-побегайчик». А на большой дороге из Шарлеруа, близ деревушки Ватерлоо союзники, скорее всего, имели дело со свеженабежавшей ипостасью Наполеона. Уже не гениальный и непобедимый то ли полубог, то ли Антихрист, а, предположим, агроном. Ведь это же он распорядился культивировать свѐклу и невольно стал отцом-основателем европейской сахарной промышленности. 

А вот как бы недавние события...

Несгибаемый солдат. Жѐсткий генерал, ставший премьер-министром. И вдруг уступка за уступкой, которые каждый раз ставили страну на грань краха.

Все разводили руками:
— Как же так! Что это с ним?

А это у КИ, что числился под индивидуальным идентификатором «Ариэль Шарон», сменилась ипостась. И получилось то, что, увы, получилось.

Вообще, взаимодействие свежеиспечѐнных ипостасей с социумом может быть темой множества исследований. Например, вот такой вариант — ипостась принимает к исполнению заказ общества. Жил-был КИ с наличием в нѐм ипостаси, предположим, № 2 — неприкаянный демобилизованный солдатик (пардон, ефрейтор), мечтающий стать художником. Бац! Обзавѐлся новой ипостасью № 3, которая приняла на себя реализацию ожидания социальной среды — обиженной в Первой мировой войне Германии. И ведь кандидатов на место фюрера было много. Стояли, миленькие, в очереди, дышали друг другу в затылок. Но тут уж по Пушкину: «И Случай, Б-г, изобретатель»... Просоответствовал этот, с усиками а-ля Чарли Чаплин. 

А бывает и наоборот. Конкретный индивидуум, а точнее, его квартирантка -ипостась переламывает социальную среду под себя. Вот Рябой, не к ночи будь помянут. Уголовник, бандюга и вдруг... Всемогущий социум, — так сказать, гегемон — думал, что вот дорвался до пользования этим КИ. Ан нет. Не дорвался, а нарвался! Этот конкретный индивидуум почти тридцать лет держал за горло страну со 150-миллионным населением и разросся метастазами по всему миру. За это время в нѐм сменилось как минимум четыре ипостаси: мелкий уголовник на побегушках у политических авантюристов в 10-х, расчѐтливый убийца в 20-х и 30-х годах, маньяк, зацикленный на идее мировой войны в 40-х и параноидальный старик с манией преследования в последней своей ипостаси в 50-х годы... Медсестра, обмывавшая труп Сталина, рассказывала поэту Твардовскому: «И вдруг стало мне его так жалко — вспухший животик, тоненькие ручки, тоненькие ножки — паучок, да и только».

А вот если ИПО и не встраивается в социум, и не перестраивает его под себя? То есть, ни то, ни другое. О! Тут мы с вами набредаем на базовый конфликт в жизни человеков, старательно отражаемый на протяжении столетий всеми средствами искусства. Противостояние КИ и общества. Нежелание (или неспособность) индивидуума, а точнее, проживаемой в этот момент в нѐм ипостаси, соответствовать требованиям социума.

Масштабы этого конфликта могут быть разные. От разборки на коммунальной кухне до полей мировых войн. При этом механизм конфликта один и тот же. Какой-то период КИ с наличествующей в нѐм ипостасью прекрасно сосуществует с обществом. Тихо-мирно плывѐт по течению, старательно принимая участие в социальных играх. Но вот проклѐвывается следующая ипостась. И она, в силу каких-то своих особенностей, так или иначе (поведением или резким поступком) чѐтко заявляет своѐ несогласие с запросами социальной среды. И тут уж как пойдѐт. Насколько будет агрессивен социум. Сможет ли он потерпеть или стряхнѐт КИ с его свежеиспечѐнной ипостасью с беговой дорожки. Такой себе улѐт с арены цирка под названием «жизнь» (см. «Гамлет» или «Палата № 6»).

Ну, а теперь рявкнем: «Стой! Кто идѐт!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»). То есть, приглядимся к генезису ипостаси. Ведь, понятное дело, что каждая очередная ИПО не приносится извне каким-нибудь космическим ветром, а созревает внутри КИ. Где-то там, в глубинах нервной системы с еѐ нейронами, синапсами, клетками нейроглии и другими клетками, образующими неврилемму.

Из чего она формируется — свежая ипостась? Каковы они, ингредиенты этого активного самопознающего начала? Ведь кто знает, как, при тотальной движухе в организме, срабатывают гены. И опять же, что могут натворить те самые первичные и вторичные половые признаки, которые я недаром упомянул как базовый элемент организма КИ. О! На что только ни способен половой гормон! Недаром сам термин «гормон» означает именно «побуждать». И в результате индивидуум, существовавший с какой-то вялой серой монотонной ипостасью, может при смене на новую — заполучить весьма сексуально озабоченную ипостась... Влететь в состояние такого «амока» (одержимость, в украинском языке красивее — навіженість), что мама дорогая!

Вообще, если конкретный индивидуум как бы сосуд, в котором зарождаются и зреют ипостаси, то почему бы не представить себе этакую кастрюльку, в которой каждый раз закипает непростой супчик (см. «Книга о вкусной и здоровой пище»). И какой он получится, в немалой степени зависит от того, что из менталитета индивидуума будет доминировать в виде специи в этом бульоне — украинская наивность, русская ксенофобия, еврейская ироничность, польский гонор, немецкая дотошность, английская чопорность, французская болтливость...

Таки да, я вынужден признать, что социум всѐ-таки, пусть и весьма опосредованно, но принимает участие в приготовлении блюда. Ведь, наверняка, при формировании ИПО учитывается ещѐ и множество корректировок на микроуровне: «что пили?» — тройной одеколон или «Агдам»? А может коньяк «Курвуазье»? Что ели? С кем дружили и с кем ссорились, какое кино смотрели, какие книги были доступны. И уж обязательно заветная щепоточка, добавляемая в варево напоследок, — оброненное кем-то невзначай слово, что запало в душу... Короче, темна вода во облацех... Может случиться огненное харчо, жидкие рахитичные вчерашний щи с кислой капустой или добродушный борщ. А может вскипеть жутко наваристый йеменский суп из бычьих хвостов. Кстати, «суп» на иврите «марак». Как бы, мрак... Вари, горшочек, вари!  

А потом настаѐт торжественный момент и новенькая, с пылу с жара, ипостась заступает на дежурство. Здравствуйте, я ваша тѐтя... и буду у вас жить.

В ту ночь я умер и я возродился... Другое существо, абсолютно новое, начало существовать...

Индийский мистик Ошо

Теперь не мешало бы определиться со скоростью сменяемости ИПО. Тут, скорее всего, темп задают процессы, протекающие в организме. В детстве, в юности всѐ несѐтся ну просто таки курьерским поездом. Болеют быстро, выздоравливают быстро. Влюбляются — вжик, страдают — вжик... Поэтому в эти периоды ипостаси сменяются довольно часто.

Потом к зрелости физиологические процессы замедляются. Всѐ притупляется — вкус, зрение, обоняние, слух, боль, либидо, память, ненависть, любовь... Болезни протекают медленно. Даже депрессии и те случаются какие-то вялые, скучные и неубедительные.

- Доктор, мне холодно. Я замерзаю...

- Нет, вы остываете

И горшочек, в котором варятся ипостаси, уже еле побулькивает. К тому же скудеет набор специй, и учащаются случаи недопоставки полового гормона. Да и другие гормоны тоже приутихают. Доминировать начинают гены. Недаром индивидуум к старости моторикой и психикой становится похожим на родителей да и на бабушек с дедушками. И остаѐтся лицам так называемого золотого возраста лишь меланхоличное перелистывание случившихся по жизни ипостасей... Был глуп. Ну, просто таки, дурак дураком. Или, наоборот, умѐн, молодец молодцом. Играл в шахматы (а вот напрочь разучился), писал стихи, рисовал удивительно. Так много понимал (или совсем ничего), столько хорошего (или плохого) сделал.

Тут самое время объявиться сердобольным читателям, которые озаботившись участью сменившихся с поста ипостасей, могут предъявить таки печальный вопрос: А что с ними-то, так сказать, демобилизованными, потом делается? Куда они деваются? Воспаряют или сливаются в какую-то бездну? И должны ли эти, хоть и схлопнувшиеся, но заслуженные, продолжать нас интересовать?

Увы, этот топик выходит за рамки данного трактата. Но позволю себе надеяться, что тема утилизации ипостасей-«дембелей» окажется среди других предметов исследования для тех, кто будет дальше развивать мою теорию.

Читать далее

http://ehorussia.com/new/node/20486

 



Источник
Автор: Ефим Гальперин
Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.



100%
голосов: 24



ТЕГИ:
Ефим Гальперин

ID материала: 34669 | Категория: Очерки. Истории. Воспоминания | Просмотров: 1392 | Рейтинг: 5.0/24


Всего комментариев: 5
avatar
1
зуд писательства
avatar
2
Очень хорошо написано! Советую пойти по ссылке!!!
Редко встретишь такое исследование ! Браво !
avatar
3
СПАСИБО ЗА МАТЕРИАЛ! БРАВО ГАЛЬПЕРИНУ! РАИСА СЛДИЗИНОВА.
avatar
4
Образец словоблудия...
avatar
5
илья 3/27/20
Представленный трактат это ироничный,с юмором литературный рас-
сказ не имеющий ничего общего с наукой.Сложная многофункцио-
нальная взаимозависимость личности и общества подменяется в рассказе сменами мифической ипостаси,причём первична смена
ипостаси,но об этом автор судит по изменившимся событиям,т.е. по вторичному следственному признаку.Короче за
литературу спасибо и оценка 5,а более ничего.


Мы уважаем Ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев.
avatar
Подписка



Поиск
Мы в соц.сетях
Мы в linkedin

www.NewRezume.org © 2020
Главный редактор: Леонид Ходос
leonid@newrezume.org
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Сайт содержит материалы (18+)
Правообладателям | Вход