20.04.2024

Израиль будет прослушивать террористов под землей: репортаж с оборонной стройки около Газы

+


Это, возможно, самая длинная в мире бетонная стена: 65 километров от треугольника, образуемого границами Израиля, Египта и Газы, до берега моря (пляж Зиким). Там заканчивается эта стена и начинается волнорез в несколько сотен метров, тоже напичканный датчиками, способными уловить любые действия диверсантов и даже потенциальных подводных лодок ХАМАСа.


По окончании строительства Израиль получит бетонную стену, полностью упрятанную под землю. Ширина – лишь несколько десятков сантиметров, но полиэтиленовые трубки превращают ее из примитивного бетонного забора в "интеллектуальное препятствие", или КБА ("кир бетон индикативи" на иврите) – то есть стену, способную прослушивать все, что творится под землей недалеко от нее.
 
                                            Строительство заграждения.
Мы стоим над этой стеной, спрятанной под песчаную почву в нескольких метрах от границы с сектором Газы. Земляной вал защищает нас от снайперов и наблюдателей ХАМАСа. Искусственное вади создано человеческими руками и заполнено инженерным оборудованием, по нему движутся грузовики и бульдозеры, лежат трубы и бегают рабочие в касках и бронежилетах. С нами находится главный строитель генерал Эран Офер.
Стена – это 22 строительных площадки и 250 тысяч грузоперевозок, что для Израиля – непостижимые объемы строительства на одном объекте. Стоимость сооружения – 3 миллиарда шекелей.
Строительство ведется посреди черных пятен – следов пожарищ, причиненных террористами. Но нельзя сравнивать ущерб от пожаров с результатом возможного прорыва через тоннели крупного отряда боевиков из Газы. Непосредственным ущербом тут дело не ограничится, и неминуемо начнется полномасштабная война. Вот и решайте, целесообразны ли такие инвестиции.
Генерал Офер предугадывает мой первый вопрос: "Устранит ли это угрозу тоннелей? Мой ответ – да. Речь идет о герметичном подземном перекрытии".
 
                                                        Генерал Эран Офер. 
Пройдет немного времени, и Офер отметит десятилетие на посту начальника управления границ и строительства пограничных сооружений. Это совместная инстанция израильской армии и министерства обороны, успевшая построить вдоль границ ограждения длиной около 1064 километров. Египетская граница полностью герметична, сирийская – тоже. Против Ливана строят новый пограничный забор длиной в 11,5 км, полгода назад закончились работы на иорданской границе – 34-километровый забор защищает территорию от кибуца Амар до Эйлата. Этим забором Офер особо гордится: его высота 25 метров, он способен защитить самолеты, использующие аэропорт Арава, от ракет "земля – воздух".
Но все-таки ни одно пограничное сооружение не может сравниться с забором вокруг Газы. На строительстве работают 1200 человек в две смены по 12 часов шесть дней в неделю. В пятницу днем все работы прерываются и возобновляются на исходе субботы. По ночам работают с прожекторами.
С той стороны бросают гранаты, взлетают сотни ракет и минометных снарядов. От огня террористов людей защищает песчаная насыпь.
 
                Следы пуль террористов на армейской строительной технике.
"Люди здесь находятся в непростых условиях, вынуждены в жару надевать керамзитовый бронежилет и каску, – поясняет генерал Офер. – Одному крановщику "изрисовали" кабину пулями, он спасся чудом. Подрядчики и прорабы устраивают рабочим мотивационные встречи, говорят, что они не одиноки – армия охраняет стройплощадки очень серьезными силами".
Планировалось, что работать на строительстве забора будут израильтяне, но в результате эти строительные площадки не отличаются от прочих: здесь много иностранцев. Технология строительства требует особого оборудования, с которым знаком лишь ограниченный круг израильских работников. Объем строительства предусматривает одновременную работу большого числа отбойных молотков, поэтому пришлось ввозить рабочих из Молдовы, Бразилии, Испании, Италии и Германии. Правила техники безопасности и армейские инструкции переведены на их языки, от каждого потребовали прочитать их и расписаться под декларацией о том, что правила были поняты. Все знают, куда бежать в случае тревоги.
 
                                                             Тоннель ХАМАСа. 
Государственный контролер Йосеф Шапиро посвятил специальный отчет угрозе тоннелей после операции "Нерушимая скала". За восемь лет до нее был похищен Гилад Шалит. Тогда террористы воспользовались стометровым подземным тоннелем. Их успех должен был пробудить от спячки военное ведомство, но ничего сделано не было. Даже случайно обнаруженный в октябре 2013 года, за восемь месяцев до операции, тоннель в полях кибуца Эйн Ха-Шлоша не заставил никого действовать без промедления.
Все изменилось окончательно во время самой операции летом 2017 года: в июле 13 террористов пробрались по тоннелю на территорию кибуца Суфа. Тоннель ликвидировали, но стало понятно, что есть и другие. В самой Газе в столкновениях с вышедшими из тоннелей террористами погибли 11 солдат и офицеров израильской армии.
Рассказывает генерал Офер: "Во время операции "Нерушимая скала", когда выяснились масштабы угрозы, меня срочно пригласил к себе тогдашний заместитель начальника Генштаба Гади Айзенкот. Он сказал: слушай, все ищут решение этой проблемы. Даже предложили построить подземное препятствие стоимостью 22 миллиарда шекелей, но эта цена несерьезная. Подумай над чем-то более дешевым. Мы исследовали геологию и гидрологию на границе с Газой. Директор министерства обороны Дан Харэль предоставил бюджет на пробные бурения. Проделали 40 отверстий, чтобы определить вид и прочность почвы на каждом участке. Мы тогда добрались до скальных фрагментов русел древних ручьев, выяснили характеристики каждого метра границы, отметили глинистую, песчаную, каменистую почву – тут много всяких видов. Стало ясно, что необходимо сочетание физического препятствия и современной технологии. Но прошло немало времени, пока мы нашли средства обнаружения подземных работ. Мы получили 2,5 миллиона шекелей на создание опытной базы в районе Керем-Шалом, установили под землей технические средства и начали испытания. На определенном этапе вырыли тоннель – в точности такой, какие роет ХАМАС, чтобы понять, каким образом датчики воспринимают звуки из-под земли. А в конце 2015 года после звонка Айзенкота у нас появился премьер-министр с министрами и понаблюдали за экспериментами. На их глазах стена продемонстрировала свою надежность".
 
 
                                      Подземная стена на границе с Газой. 
Офер говорит, что были побиты рекорды не только длины, но и глубины: подземная стена – это десятки метров под землей. "Чисто инженерный вызов был непростым – во многих местах почва глинистая, наполняющаяся водой. Это одна из многочисленных технических проблем, которые нам удалось решить. Не хочу раскрывать технические данные, но, скажем, с момента начала работ до окончания строительства отрезка проходит не более 24 часов. Никто в мире еще такого не делал, ни одна страна не строила препятствие такого масштаба. Сюда едут специалисты со всего мира, чтобы набраться опыта".
Собственно строительные работы начались около года назад, после решения правительства и утверждения бюджета. Кроме забора решено создать 21 дополнительный объект: металлические мачты высотой в десятки метров, напичканные технологическими средствами обнаружения и слежения, о многих из которых даже упоминать не положено. Так что ЦАХАЛ получает в свое распоряжение мультисенсорную систему.
За время строительства были обнаружены 15 тоннелей, которые выходили на территорию Израиля.
На морской границе, там, где забор переходит с суши на море, начались работы, которые завершатся возникновением у Израиля морского рубежа. Понимание необходимости защиты со стороны моря пришло также во время операции "Нерушимая скала", когда террористы из морского спецназа ХАМАСа попытались проникнуть на территорию Израиля. Умный волнорез должен прикрыть берег к северу от Газы.
"Это будет непреодолимое препятствие, мы не позволим прорваться ни над, ни под ним", – говорит генерал.
Совсем недавно группа инженеров и руководителей стройки получила от президента страны премию "За защиту Израиля".


58 элементов 0,662 сек.