28.03.2024

С меня хватит!

+


Кэтрин Кинг и Уэйн Адамс из Канады собственноручно соорудили остров и там живут, отделённые от социума водами озера и непроходимым лесным ландшафтом. Джил Редвуд из Австралии построила полностью автономный дом, без электричества и водопровода, и живёт там, ни о чём не беспокоясь и не завися от государства. 

Молодая канадская семья Столс с двумя детьми вообще живут на яхте, выходя на сушу раз в год по обещанию. Эти люди эмигрировали не в другую страну, а внутрь самих себя. Обыкновенная жизнь «как у всех» в социуме оказалась для них неприемлемой. Бывают на свете люди, которые не хотят видеть других людей. «Нехорошие вы, уйду я от вас…» Они так говорят. И не шутят. Однажды они просто уходят жить в другое измерение.

Вы встречали когда-нибудь довольных? Так, чтобы вот просыпались люди утром, а у них всё зашибись. И мироздание им не жмёт, не давит, и «хороший сегодня будет день!», жизнь прекрасна и разнообразна. Даже солнце в окно поступает под строго определённым углом, не в лоб, и не по лбу, а прямо в сердце, прелесть какая. Просыпаться счастье, в перспективе волшебного дня в компании людей, умеющих по утрам улыбаться… Бывают такие?

Не напрягайтесь. Вы их не вспомните. Потому что весь наш дорогой социум, вся наша нынешняя жизнь состоит из людей недовольных. Как будто их под конвоем загнали в их собственные шкуры. И продолжают силой там удерживать, ненадолго выпуская по пятницам (вечером!). А спросишь его – ну, дружище, чем недоволен? Что плохо?

 

 

А всё плохо! Вот прямо не задалась жизнь. Мы все достойны лучшей доли, профессии, места в жизни. Мироздание в отношении нас ошиблось. Мы здесь случайно. Никто не хочет быть тем, кем является. Даже банковским служащим трёт воротник. А кассиром в магазине быть приятно? А консультантом в бутике?  «Менеджером» пиджаков и ботинок? Ох! А картошку в «Макдаке» жарить? Не-е-ет. Ужас. Курьером, сотрудником колл-центра, работником сотовой компании? Кошмарные профессии, звучат как «убейся об стену». Как подумаешь, что это – ты сам, так и вздрогнешь во сне… Потому что только в страшном сне может присниться, например, Уэйну Адамсу – островитянину, что он сидит за кассой супермаркета, даже если этот супермаркет «Елисеевский».

 

geroi.jpg

Кэтрин и Уэйн

Четверть века прошло с тех пор, как Кэтрин Кинг и Уэйн Адамс из Ванкувера махнули на всё рукой. Это было похоже, конечно, на выходку двух хиппи. Но кому какая разница, как это выглядит, если смотреть некому? Двое молодых художников отчаялись найти себе место в обычной жизни. 

А ведь молодые они были тогда уже условно, поскольку обоим на тот момент было около сорока. Не скажешь, что романтика взыграла. Чего они хотели? Вообще-то обычного, не унижающего человеческое достоинство бытия в мире. 

Но оказалось, что мир пока не в состоянии предоставить им такую возможность. Ресурс не позволяет. Двадцать пять лет назад мир требовал от людей умения довольствоваться. Чем? Да примерно тем же, чем сейчас. Довольствоваться унижением, за которое заплатят. Скромно заплатят. Но разве ты стоишь дороже?

Да, эти двое стоили дороже. И ценили жизнь. Но четверть века назад мировой финансовый разум уже достиг умения выжимать людей, как тряпочки. 

У слова «работа» корень всегда «раб». Требуются всяческие умения, необходимые рабам. Например, умение вставать рано, бежать в метро, не задумываясь о погоде, хлебать на бегу обжигающие напитки, впихивать в себя завтрак, поскольку позже может оказаться некогда, обедать по свистку, молчать и слушать, когда говорит начальство, и улыбаться, когда впору заплакать. Эмоции не входят в комплект рабских умений. 

Резонировать бытие, чувствовать жизнь будешь на пенсии. Любоваться морскими закатами полагается в период законного отпуска. Личное время любого молодого жителя мегаполиса рассчитано по минутам. 

Именно это ужаснуло Кэтрин и Уэйна ещё в ранней молодости, когда они принялись пробивать себе дорогу в жизни. И если вы думаете, что у работников творческих профессий дело обстоит иначе, – вы смешной! 

Пятнадцать лет Кэтрин и Уэйн искали в профессиональной жизни свой путь. Но современный мир превратил в конвейер даже изначально эмоциональные профессии – музыку, танцы, рисование. Оказалось, что творческой свободы не существует по определению, по самому мироустройству. Такой вывод сделала Кэтрин. Работаешь, порабощённый выбранной профессией, и тихо довольствуешься небольшой горсткой денег в обмен на свои танцы-рисованцы. 

Не устраивает?

 

dom.jpg

"Бухта свободы" состоит из 12 плавучих платформ, включая танцпол, художественную галерею, маяк и десяток теплиц

«Бухта свободы» – так назвали свое обиталище Кэтрин и Уэйн – родилась в их замыслах после того, как эти двое осознали всю тщетность своего трудолюбия. Хоть ты обпляшись, хоть обрисуйся и обпойся – денег нет и не будет. Подсчитав однажды свои потенциальные заработки, они поняли, что заработают на собственное жильё лет эдак через триста. Бросить всё – податься в штукатуры, в таксисты, в банковские клерки? 

Так размышлял Уэйн. И никак не мог представить себя винтиком, пусть даже и самого наилучшего механизма. Офисное рабство оказалось не по нутру мистеру Адамсу. Его красавица-жена, танцовщица Кэтрин, не хотела стоять за барной стойкой. Надеяться им было просто не на что. 

Их осенило во время одной из поездок «на пленэр». Прогулка по озеру закончилась ночёвкой на лодке и завтраком на воде. Кофе, сваренный на спиртовой горелке, приправленный солнечными зайчиками, показался любителям свободы стократ ароматнее любого городского эспрессо. Вот как лодка стала их домом. Уже после эта лодка разрослась до размеров острова на понтонах. 

 

 

К слову, им нечеловечески повезло, что родились не в России, где проживание на лодке карается по морозу.    

 

И вот, спустя пару десятков лет, это уже и не лодка, а целый плавучий замок, зависший у берегов острова Ванкувер в Британской Колумбии. Кэтрин Кинг там королева. Конечно, теперь они оба слегка постарели, хотя, глядя на Кэтрин, этого даже не скажешь. Неизвестно, в чём тут дело, может быть, в прохладном и влажном воздухе, струящемся от воды? Или это простое семейное счастье плюс спокойный ритм жизни так её омолаживают? 

Стройная, с прекрасной гривой кудрявых волос, она сохраняет точёную стать балерины и улыбку юной девушки. Они с мужем успели вырастить на своём острове двоих детей, выпустив их в огромный открытый мир, наслаждаются теперь покоем в компании собачки и помидоров. 

 

urojay.jpg

Кэтрин

Дело в том, что две трети их острова занимают теплицы, в которых произрастают их будущий обед, ужин и даже полдник. Они сумели разбить на плавучем острове и огород, и сад. И почти никаких продуктов не покупают в городских магазинах, да и вообще редко выезжают из дому. 

Зачем? Чего они не видели в мире людей? 

В «Бухте свободы» у них есть всё, что нужно для жизни, даже танцевальный зал для Кэтрин там построен, поскольку для её занятий балетом необходим был ровный пол. Там вообще полно места, можно даже уединиться при желании. Есть возможность и работать по профессии. Уэйн, например, резчик по дереву. Он снабжает своими работами сувенирную лавку. И зарабатывает достаточно, чтобы купить всё недостающее. 

Всё строительство острова – его рук дело. Кстати, он построил всю «Бухту свободы» без единого электрического прибора. По старинным технологиям – топор, пила, молоток, только ручные инструменты.

Таким образом жители «Бухты свободы» уподобились тем лилиям, которые «не прядут». 

Поначалу они просто питались чем бог послал, то есть рыбой, обитающей в озере. И брали всё, что можно взять в лесу задаром, – травы, грибы и ягоды, съедобные коренья. Конечно, не обошлось без вегетарианства, поскольку мясо и молоко из лесу в лодку не прыгало. 

Но как прожить без электричества? Начавши строить, они включили в проект солнечные батареи, которыми с успехом теперь пользуются. Потом оказалось, что, применяя вполне современные технологии растениеводства, можно вырастить урожай чуть ли не на ладошке. И для размещения огорода вовсе не нужны такие обширные земельные угодья, какими располагают огородники на материке. Томаты прекрасно растут в горшках. И даже картошку при желании можно возделать в обыкновенном ведре. 

Оказалось, что картошка как миленькая растёт на субстанции из опилок и газет. А клубника благоденствует в подвесных горшках, и вьётся, и плодоносит. Стоило только начать, чтобы обнаружить, как просто и ловко можно устроить себе радость, и даже «счастье есть». 

И какой смысл было лучшие годы убивать, упираться рогом в стараниях заработать на малометражное жильё в тесном и дымном городе, когда мир так просторен и лёгок в обращении?

Сегодня «Бухта свободы» состоит из двенадцати плавучих платформ, включающих танцпол, гостевые комнаты, салон, художественную галерею, маяк, студию Адамса и десяток теплиц. Пресной водой бухту снабжает близлежащий водопад. Электричеством – солнце. Солнечные батареи используются во всём мире, это не откровение. 

Уэйн и Кэтрин никогда не заморачиваются режимом дня, живя по солнечным часам. И они с удовольствием принимают у себя гостей, любопытных и желающих совета в жизни – где взять счастье? Им есть что рассказать. 

Бухта их радости  – идеальный пример экопоселения, не наносящего ни малейшего вреда природе. Туристы частенько остаются у них на несколько дней и даже норовят остаться вообще. Очень уж у них хорошо, очень тепло греет их солнце. Тишина, воздух. Недосягаемы ценности горожан.

Спрашивается, а вам что мешает? Так и будете сидеть, таращась в экранную заставку – море, пальма и пара босых пяток, торчащих из гамака? Чтобы получить от жизни нечто новое, нужно хотя бы выпустить из рук старое. Как минимум заставить себя разжать руки. 

Вот, к примеру, канадская семья Столс, состоящая из двоих взрослых и двоих маленьких, не так давно именно так и сделала. Ну, как недавно? Как минимум столько лет назад, сколько достаточно для рождения двоих детей. Обе их дочери, Эриас и Эллия, родились уже в море. Поскольку последние несколько лет эта семья проводит исключительно на своём плавсредстве. Дети с рождения ныряют, как рыбы, и совершенно не страдают морской болезнью. Разве что у них теперь может начаться «береговая». 

Море, ветер, волны, солнце, воздух – вот всё, что эти дети знают. Плюс, конечно, улыбчивые лица родителей, их друзей и окрестных дельфинов. Улыбаться каждому новому дню, вместо того чтобы мрачно мерковать, на какие шиши купить носки Hermes, – вот их жизненная концепция.

Почему они так поступили? Будучи вполне преуспевающими жителями мегаполиса, эти люди в какой-то момент поняли, что жизнь проходит мимо, пока они влачат рабскую долю. Даже если рабство это вполне фешенебельное. 

Успешный менеджер по продажам, Эбен заработал себе феерический, как по учебнику, нервный срыв. Этот сильный, здоровый, прежде весёлый мужчина постоянно тревожился о завтрашнем дне, и даже шелест купюр в карманах перестал его утешать. Он беспокоился. Он говорил потом, что даже во сне, если ему удавалось заснуть, он видел бесконечные ряды автомобилей, которые днём ему приходилось продавать. 

Стоило ему заснуть, перед его закрытыми глазами вновь и вновь всплывали «рёбра, груди «жигулей»… И этот преуспевающий менеджер практически перестал спать по ночам. Законный отпуск, который он «заработал» впервые за пять лет работы в компании, не компенсировал затрат на его приобретение. 

Странное дело, у Эбена всё было – деньги, возможности, даже некоторая слава, вот только самой жизни у него как будто не было. Он перестал чувствовать её вкус. В отпуске он никак не мог распробовать пасту с морскими гадами, любимую в юности. Так и жевал её – как вату. Правда, Эбен успел заметить, что шелест волн – лучшее снотворное. К концу второй недели на море он наконец вновь научился спать. 

И вот тогда, когда законный отпуск уже заканчивался, вместе с любимой Женевьев они обдумали план действий. И они продали всё «лишнее», чтобы отправиться в бессрочное путешествие по тёплому морю. Дом, заработанный потом и кровью, им тоже пришлось продать, чтобы купить яхту. Так они сменили престижную жизнь на жизнь спокойную и счастливую. Оказалось, что довольствоваться можно малым. А рыбу вообще можно ловить в море. 

Сейчас Эбен зарабатывает тем, что, время от времени возвращаясь на берег, чинит яхты и лодки другим любителям морей. Завтрашний день его более не волнует. Он даже нашёл в этом удовольствие. Семья Столс наслаждается даже самыми непредвиденными обстоятельствами. Вечно они планируют одно, а получается в итоге прямо другое. Собирались, например, плыть на Гавайские острова, а вместо этого родили первую дочку. Сюрприз! С тех пор они частенько говорят о себе: «Мы пишем свою судьбу на песке во время отлива».

Канадцы вообще отличаются эксцентричностью. Вроде всё ничего-ничего, но один из ста вдруг выкинет такое, о чём будут долго судачить соседи, и даже в Интернет попадёт. Особенно этим почему-то грешат уроженцы Британской Колумбии. 

Вот, к примеру, нормальный такой парень Джоэл Аллен однажды влез на дерево. Нет, вы не подумайте, поначалу-то у него всё шло как у людей. Он закончил университет, что-то там по компьютерам, однако потом компанию, в которой он начал было свою трудовую деятельность, разорил кризис, стало не до компьютеров. 

И вот, весной 2008 года, разочарованный в выбранной профессии Джоэл забрался на столетнюю сосну, чтобы там, в тени густых ветвей, поразмыслить о сути бытия. На земле-то его обычно донимали родственники. Мама лезла советовать, бабушка подключалась с дедушкой – этим всё накормить. И так они его тузили, что бедный раб клавиатуры уже переехал было жить в автомобиль. И может, совсем бы этот парень спёкся, не попадись ему на жизненном пути совершенно посторонний дед, давший внезапно реально дельный совет: «Меняй профессию, дятел!» – и вложил ему в руки пилу и топор, вроде как в наследство. Вот как безработный компьютерщик превратился в новоиспечённого плотника. 

Оказалось, что, стуча молотком по дереву, можно заработать больше, чем пальцем по клавиатуре. И вот, первым делом упражняясь в деревообработке, Джоэл и собрал для себя домик на дереве, о котором мечтал всё сознательное детство. Мечты сбываются! Главное всё-таки – не выключать здравый смысл. Подальше от людских глаз, но не так уж далеко от проезжих путей. Не следует лезть в тайгу. Потом, окна стоит повернуть на юг, так теплей и веселей. Ну и питьевая вода чтобы оказалась в шаговой доступности. Так он и сделал. 

Работая над проектом, Джоэл умудрился встретить свою спутницу жизни. Нет, не белочку, а девочку. Мегги работала в магазине стройматериалов и согласилась залезть в фамильное дупло. И скоро у них уже появятся бельчата. Всё у них идёт превосходно, конечно, если считать, что «превосходно» может быть у людей, живущих в ветвях сосны, в чём сомневаются бабушка и дедушка Джо.

Зато Джоэла с его девушкой прекрасно поймёт бабушка Джил Редвуд, которая вот уже тридцать лет прекрасно себя чувствует, проживая в одиночестве. Джил отказалась от участия государства в своей жизни. И хотя она проживает не в дупле, но о ней можно сказать, что её дом – это отдельная страна. Усадьба, худо-бедно построенная своими руками, без центрального энергоснабжения, водопровода, сотовой связи, радио и телевидения. И хотя Джил всё-таки покупает что-то в супермаркете, но её расходы составляют не более двухсот долларов в месяц. 

В принципе, при необходимости она может отказаться даже от этих покупок. Ближайший магазин находится в часе пешей ходьбы от дома Джил, но ходит она туда редко, поскольку, как говорят в таких случаях, «всё своё». Ничего не покупая, женщина может обходиться месяцами. Как у полевой мышки, у неё кладовочка доверху забита припасами ручного производства, домашними консервами, напитками. 

Натуральное хозяйство, земледелие и животноводство – её всё. Более полусотни домашних животных благоденствуют рядом с нею. Даже несколько лошадей составляют ей компанию. Куры у Джил совершенно ручные. Сад и огород – всё что душа пожелает, – она выращивает своими руками. За те годы, что женщина живёт на одном месте, успели вырасти и плодовые деревья. Джил лучше кого бы то ни было знает и умеет за ними ухаживать. 

Её сад и есть супермаркет. Как и канадцы-островитяне, она берёт электричество у солнца, а воду – из небольшой речки. В чём причина её уединения? Джил принимает очень близко к сердцу несовершенство мира. И она гораздо больше любит животных, чем людей. Она считает, что люди не имеют морального права плохо обращаться с животными, растениями и всей своей планетой. Однажды она решила собственным примером показать, как можно счастливо прожить жизнь, обойдясь без достижений «цивилизации».

Эти примеры – вовсе не чудачества отдельно взятых дуралеев, как некоторые могут подумать. Вот, к примеру, в одной из самых благополучных стран мира – Швеции стала расти тенденция человеческого уединения. Как это выглядит? 

Там в последние годы с удивительной скоростью растёт число домохозяйств, управляемых одним человеком. Это такие усадьбы, в которых живёт кто-то один. Или же одна семья. В Швеции это нетрудно сделать. Там есть шхеры – маленькие острова, которые продаются. По статистике это выглядит так: если ещё в 2008 году в стране было 48% домохозяйств, где жил один человек, то за эти годы их стало уже 56%. И очень похоже, что люди стали уставать от урбанизации. До многих дошло, что не существует такой глобальной ценности, которой их одаривает мегаполис, ради которой можно отказаться от самого себя. 

«Что хочу я сам?» – этот вопрос рано или поздно задаёт себе каждый. 

Автор: Ольга Филатова

фото: WENN/LEGION-MEDIA; REX/FOTODOM

Автор: Ольга Филатова источник


58 элементов 0,766 сек.