25.04.2024

Тайны “Покровских ворот”

+


30 лет назад Михаил Козаков снял «Покровские ворота», и фильм не просто прошел проверку временем – с годами его любят все больше и больше. Трудно поверить, но после премьеры на стол тогдашнему рулевому партии Константину Черненко легло письмо, в котором новый фильм Казакова назывался клеветническим и антисоветским, и расценивался как крупнейшая неудача советского телевидения…

 

Чуть позже, при Горбачеве, у режиссера потребовали выбросить все сцены "пьянства" вроде знаменитой фразы "А не хлопнуть ли нам по ромашке?" Хорошо, что вменяемых людей все-таки больше, чем невменяемых. Время пуганых закончилось. В картину вернули все вырезанные кадры. И сегодня, как и четверть века назад, мы вовсю хохочем над "Покровскими…", хлопаем по рюмашке, со вкусом произносим "Высо-о-кие отношения" – и не надоедает! Побольше бы на нашем телевидении появлялось подобных "неудач", правда?

Одна из главных прелестей этого фильма заключается в том, что здесь нет главного героя — они все главные. По-своему. Все характеры и образы героев фильма, безусловно, утрированы. Но именно это и добавляет ему яркости…

Хоботовым мог стать Андрей Миронов

Сначала Козаков поставил пьесу Леонида Зорина в Театре на Малой Бронной. Это был режиссерский дебют, и он удался. Успешная обкатка на сцене с дальнейшим переездом на экран – история не только «Покровских ворот», но и фильмов «Служебный роман», «Любовь и голуби» и др.

Спектакль о жильцах коммунальной квартиры шел очень долго – 10 лет. 3 года назад, к 85-летию писателя, театр попытался вернуть его в репертуар. В новоделе играли Даниил Страхов и Юлия Пересильд. Потребовалось мало времени, чтобы понять: «Покровские ворота» могут быть только одни – козаковские.

1265892166_pokrovskie-vorota1

Приступая к киноверсии, Козаков четко знал, что и как будет снимать, и держал в уме сразу два состава актеров. В первом варианте Хоботовым должен был стать Андрей Миронов, Маргаритой Павловной – Наталья Гундарева, Саввой Игнатьевичем

– Никита Михалков. Без последнего, по мнению режиссера, этот тройственный союз никак не мог сложиться. Он и не сложился. Михалков отказался от роли: его не впечатлил сценарий. В итоге любовный треугольник разыграли Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов. Увы, никого из актеров уже нет в живых. Последним  ушел Равикович. Роль Хоботова стала для артиста самой яркой в кино, но его отношение к той работе было неоднозначное.

53750103_Pokrovskie_vorota3

Равикович характеризовал Козакова на площадке как тирана, который диктовал актерам не то что слово – каждое действие вплоть до поворота головы, движения глаз. Анатолий Равикович рассказывал в интервью «Собеседнику», что уж его Хоботов дал бы отпор Маргарите Павловне, однако Козаков не позволил этого, оставив интеллигента бессильным в борьбе с ней.

Меньшиков играл не Козакова, а Зорина

Дольше всего искали исполнителя роли Костика. Как пояснял Михаил Козаков, был нужен «шпаликовский герой». А его не то что сейчас – и 30 лет назад было найти непросто. Помогла жена режиссера (тогда ею была переводчица Регина Быкова).

Она увидела подходящего юношу в фильме про партизан «Жду и надеюсь», проштудировала титры и выписала имя – Олег Меньшиков. Оказалось, тот, кого столько искали, все это время был под боком. 19-летний актер учился в Щепкинском театральном училище. Он тогда только-только отснялся у Михалкова в «Родне». Потом у них были «Сибирский цирюльник» и все «Утомленные солнцем», но в них уже Меньшиков снимался в другом статусе. Известность актер получил все-таки не у Михалкова, а после «Покровских ворот».

1271673681_4

Позже Олег Меньшиков признавался, что в момент съемок был уверен: он играет юного Козакова. В действительности же он играл Зорина. Костика – героя целой серии произведений – Леонид Генрихович списал с себя.

– Я снимал квартиру на Петровском бульваре и лично знал всех героев «Покровских ворот», ничего не фантазировал.

Единственная придуманная фигура – тетка Костика Алиса Витальевна, вместо нее у меня была квартирная хозяйка, – делится Зорин. – Костик – это вообще я, просто стопроцентно. В его уста я и вложил главную мысль произведения, которую он произносит в конце: «Осчастливить против желания нельзя».

Как «напакостила» Коренева

– Мы и не думали, что «Покровские ворота» станут киноклассикой, – вспоминает Татьяна Догилева, та самая пловчиха Света, она же Наяда – объект сладострастных мечтаний поддающего артиста Мосэстрады Велюрова. – Снимались в удовольствие. Говорили, о чем думали. А надо сказать, что все интеллигенты тогда были немного диссидентами, мечтали о свободе. Но иллюзий, что после выхода картины мир изменится и те, кто мешает нам жить, уйдут, никто не испытывал. Да и премьера в Доме кино, откровенно говоря, не удалась. И зрители, и коллеги приняли наш фильм прохладно.

2012-12-02_135807

Чиновники сразу почуяли опасность. Председатель Гостелерадио Сергей Лапин, всегда сам смотревший фильмы перед тем, как показать их по телевидению, буквально размазал Михаила Козакова. «Какую же вы сняли мерзость!» – такой «благодарности» за работу режиссер, наверное, не получал больше никогда. Упреки из уст Лапина сыпались один за другим: «Вы с Зориным не можете в открытую сказать: «Долой красный Кремль!» – и поэтому снимаете такие картины?!»

– Думаю, неприятнее всего для власти было то, что мы показали: советская семья может жить сама по себе, вне партии и без ее постановлений, – считает Леонид Зорин.

Вдруг обнаружилось, что персонаж Саввы Игнатьевича с его «натюрлих» и «алес гемахт» порочит облик советского солдата. А что за пошлость эта сцена с Мариной Дюжевой, которая «вся такая внезапная, противоречивая вся»?!

29531

Козаков был готов пойти на компромисс и вырезать часть неугодных сцен, но тут ему «удружила» медсестра Людочка – Елена Коренева. Она еще во время съемок встречалась с американцем, а по окончании работы взяла и изменила. Но не ему, а Родине. Актриса вышла замуж за иностранца и уехала в США. Раздосадованный Козаков написал в ее адрес едкий стих, который заканчивался так:

На выезд подала она – И в …опе два моих кина.

«Покровские ворота» спас приход Андропова, решившего сделать жизнь народа веселее хотя бы на экране телевизора. Новый генсек вызвал Лапина и дал задание срочно выдать какую-нибудь комедию. Из готовых была всего одна, ее и показали.

– Что бы ни делали с фильмом, ядро оставалось целым – семья Хоботовых как ячейка общества и главенствующая роль Маргариты Павловны в ней, – говорит Зорин. – Одной рукой она (то есть государство) хотела крепко держать рабочий класс в лице Саввы Игнатьевича, другой – не выпускать горло интеллигенции (Льва Евгеньевича), вечно мечтающей о свободе. Вам эта модель устройства ничего не напоминает? Может, потому фильм актуален и любим?

showImage

Идея снять продолжение у Михаила Козакова была. Однако реализовать её он так и не решился – больно печальным получался финал жизни у многих героев: Хоботов должен был эмигрировать в Израиль, а Костик – умереть до срока.

Но отсутствие продолжения не мешает нам раз за разом пересматривать «Покровские ворота», которые давно уже растащили на цитаты: «Спит родимый аквариум», «Заметьте – не я это предложил!», «Высокие, высокие отношения!», «Ты любить не способен, как все тайные эротоманы», «А кто не пьёт – назови, нет, я жду!» и т. д.

Фильм «Покровские ворота» это обязательная составляющая «программы просмотра» советских фильмов. Нужно иметь представление о той жизни, о тех людях, их нравах и характерах. Ведь без прошлого (пусть и не такого далекого) нет будущего.

 

 


57 элементов 0,625 сек.