29.03.2024

Зоя Федорова. Неоконченная трагедия. Видео

+

 

…Когда главы повести шли в набор, я встретился в Нью-Йорке с гражданкой США Викторией, дочерью замечательной русской актрисы Зои Федоровой, убитой в 1981 году.
   Любители кинематографа помнят роли, сыгранные ими: «Подруги» Зои Федоровой и «Двое» Виктории вошли в анналы искусства навсегда – как документы эпохи.
   – Мама была у меня в гостях несколько раз, – рассказала Виктория. – Однако, когда я пригласила ее в восьмидесятом, вскоре после того как здесь выпустили мою книгу «Дочь адмирала» – отец умер в звании адмирала флота США, – маме отказывали в выдаче паспорта. Я обратилась за помощью к тому сенатору, за которого голосовала, – Брэдли. После совещания в его штабе мне ответили: «Если бы мама просилась в эмиграцию, сюда, к вам, для воссоединения семьи, мы бы могли оказать какую-то помощь. В ином случае брежневская администрация нам откажет: „Давать или не давать выездной паспорт для поездки в гости – наше внутреннее дело… “

Читать и смотреть далее:

http://amnesia.pavelbers.com/Aktery%20i%20sudba.htm
   Я позвонила маме и рассказала ей об этой беседе.
   – Меня скоро убьют, – сказала она, и это было не первый раз, когда мы перезванивались. – Ладно, в среду пойду на прием…
   Она позвонила в среду вечером: «Я им сказала, что, если меня, русскую до последней капельки, патриота России, не выпустят в гости к дочери и внуку, я подам на эмиграцию… »


   В пятницу ее убили… «Мосфильм» отказал в том, чтобы выделить зал для гражданской панихиды. А мне не дали визу, чтобы приехать на ее похороны: «Кто такая Зоя Федорова? У нас нет на нее никакой информации… » Тогда я положила мой советский паспорт в конверт и отправила его в Посольство СССР.

 

(Юлиан Семенов "Тайна Кутузовского проспекта" )

 

11 декабря 1981 года в элитную квартиру, расположенную по адресу: Кутузовский проспект, дом 4, позвонил молодой человек. Дверь ему никто не открыл. Точно зная, что тетя должна быть дома, он помчался к себе домой за запасными ключами, которые тетя, будто что-то

«Подруги», 1936 г. Зоя.

 предчувствуя, хранила у племянника… Вернувшись и войдя в гостиную, он застал страшную картину: известная киноактриса Зоя ФЕДОРОВА сидела за столом, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью…

«Пособница» шпиона

ЗОЯ Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Мать воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой младшей. Отец — рабочий-металлист всем сердцем принял революцию 1917 года и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьей перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле.

С юных лет девочка бредила театром, с удовольствием занималась в драмкружке. Однако отец не разделял ее увлечения, считая, что у дочери должна быть солидная профессия. И Зоя после окончания школы устраивается в Госстрах счетчицей. Ей всего 17 лет, и, отбыв положенные часы на ненавистной работе, она бегает на танцульки. На одной из вечеринок знакомится с военным Кириллом Прове. Вспыхивает первое чувство, но… Осенью 1927 года Прове внезапно арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. А следом за ним чекисты арестовывают и Федорову как пособницу иностранного шпиона.

На первом же допросе Зоя показала: «В 1926–1927 годах я посещала вечера у человека по фамилииКебрен, где танцевала фокстрот. У него я познакомилась с военнослужащим Прове Кириллом Федоровичем. Он играл там на рояле. Кирилл был у меня дома один раз, минут десять, не больше. О чем говорили, не помню, но, во всяком случае, не о деле. Никаких сведений он у меня не просил, и я ему их никогда не давала. О своих знакомых иностранцах он тоже никогда ничего не говорил. У Кебрен при мне иностранцев не было, и у меня знакомых иностранцев нет».

Дело могло закончиться для молоденькой девушки очень и очень плачевно, но провидение ее до поры до времени хранило. 18 ноября 1927 года Генрих Ягода собственноручно начертал на ее деле: «Инкриминируемое гр. Федоровой З. А. обвинение следствием установить не удалось, а посему полагал бы дело по обвинению Федоровой З. А. следствием прекратить и сдать в архив». Удивительное тем временам заключение. А может быть, дело вовсе не в провидении? Может быть, у ОГПУ на нее были какие-то виды? Как знать…

 

 

В 1930 ГОДУ Зоя, несмотря на недовольство отца, осуществила-таки свою мечту — поступила в училище при Театре Революции. Будучи

«Свадьба», 1944 г. Невеста

студенткой, снялась в эпизодической роли в фильме С. Юткевича «Встречный». На премьеру пригласила всех своих родственников, не зная, что эпизод с ее участием при окончательном монтаже из картины вырезали.

Первая попытка оказалась неудачной, но именно во время этих съемок она познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал ее мужем. Дебют же Федоровой в кино состоялся в 1933 году в музыкальном фильме И. Савченко «Гармонь». После этого фильмы с ее участием стали выходить на экраны страны один за другим. В 1936 году на экраны вышел фильм «Подруги» — трогательная история о трех девушках, добровольно ушедших сестрами милосердия на фронт в годы Гражданской войны. Фильм имел огромный успех и принес Федоровой всесоюзную известность.

Все складывалось прекрасно, но наступил 1937 год.

Отец Зои Алексеевны на правах человека, работавшего с Лениным, позволял себе порой нелестные отзывы в адрес некоторых руководителей партии. Финал закономерен: А. Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы. Как это ни странно, арест отца практически не отразился на звездной карьере актрисы. Более того, она предприняла ряд попыток вызволить отца из тюрьмы. Даже напросилась на прием к Берии. И, о чудо, в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу.

Очевидно, Лаврентий Павлович, симпатизировавший Федоровой, как, впрочем, и многим другим знаменитым актрисам того времени, рассчитывал на благодарность с ее стороны. Однажды он пригласил Зою Алексеевну в свой особняк на улице Качалова. Что произошло между ними, доподлинно не известно. По одной версии, Федорова жестоко оскорбила всесильного наркома. Когда он встретил ее в одной пижаме, она, взглянув на его обнаженную грудь, возмутилась: «Да что вы себе позволяете?! Вы, старая обезьяна!..» Услышав такое, Берия якобы приказал ей убираться, а когда она вышла на улицу, догнал ее и, вручив букет роз, мрачно произнес: «Это букет на вашу могилу!»

По другой версии, Федорова не только ответила на ухаживания Берии, но и, будучи еще с 1927 года агентом ОГПУ-НКВД, получила от него разрешение обращаться в случае необходимости к нему лично.

Об этом, кстати, свидетельствует единственное письмо, написанное Федоровой Берии. Впрочем, об этом чуть позже.

 

«За что я должна погибнуть?»

 

«Свадьба в Малиновке», 1967 г. Гарпина Дормидонтовна.

К 1946 ГОДУ Зоя Федорова стала одной из самых популярных актрис советского кино. В ее активе роли в таких фильмах, как «Музыкальная история», «Шахтеры», «Фронтовые подруги», «Великий гражданин», «Свадьба» и во многих других. Она — дважды лауреат Сталинской премии, награждена орденом Трудового Красного Знамени… Но тучи уже сгущаются над ее головой. В январе 1945 года она знакомится с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом. Очень быстро знакомство перерастает в сильное чувство. С Рапопортом Федорова к тому времени уже развелась.

Придерживающиеся версии, что актриса была негласным агентом, считают, что ее специально ввели в круг американских дипломатов. Но тогда получается, что кураторы Федоровой не учли следующего: она была обыкновенной женщиной, которая не смогла устоять перед чарами американского офицера. Иначе как объяснить последовавшую вскоре после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой? Дочь Виктория родилась 18 января 1946 года. Но отец об этом даже не узнал. Война закончилась, и американцы из наших союзников превратились во врагов. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Федорова вернулась в Москву, ее любимого там уже не было…

27 декабря 1946 года Федорову арестовывают. Главные пункты обвинения выглядят зловеще. «Являлась инициатором создания антисоветской группы, вела враждебную агитацию, допускала злобные выпады против руководителей ВКП(б) и советского правительства, призывала своих сообщников к борьбе за свержение советской власти, высказывала личную готовность совершить террористический акт против главы советского государства. Поддерживала преступную связь с находившимися в Москве иностранными разведчиками, которым передавала извращенную информацию о положении в Советском Союзе. Замышляла совершить побег из СССР в Америку. Кроме того, незаконно хранила у себя оружие».

 

Приговор — 25 лет тюремного заключения

 

«Взрослые дети», 1961 г. Татьяна Ивановна

ЗОЯ Алексеевна обращается с письмом к своему давнему поклоннику. «Многоуважаемый Лаврентий Павлович! Обращаюсь к Вам за помощью, спасите меня. Я не могу понять, за что меня так жестоко терзают. В январе месяце 1941 года, будучи несколько раз у Вас на приеме по личным вопросам, я хорошо запомнила Ваши слова. Вы разрешили мне обращаться к Вам за помощью в тяжелые минуты жизни. И вот тяжелые минуты для меня настали, даже более чем тяжелые, я бы сказала — смертельные. В глубоком отчаянии обращаюсь к Вам за помощью и справедливостью.

27.XII.46 года я была арестована… Я была крайне удивлена этим арестом, так как не знала за собой никаких преступлений. Правда, за последние шесть лет Министерство кинематографии постепенно затравливало меня. Последние два года я чувствовала себя в опале. Это озлобило меня, и я среди своих родственников и друзей критиковала нашу жизнь. Говоря о материальных трудностях, я допускала довольно резкие выражения, но все это происходило в стенах моей квартиры. Находясь в жизненном тупике, я всячески искала выход: обращалась с письмом лично к Иосифу Виссарионовичу Сталину, но ответа не получила; пыталась зайти к Вам, но меня не пустили Ваши сотрудники…

 

Инкриминированное мне преступление и весь ход следствия напоминают какую-то кровавую комедию, построенную следователями на нескольких неосторожно мною сказанных фразах, в результате чего на бумаге из меня сделали чудовище. Я пыталась возражать и спрашивала: «Зачем вы все преувеличиваете и сами за меня отвечаете?» А мне говорили, что если записывать мои ответы, то протоколы будут безграмотны. «Вы боитесь терминов», — говорили мне и вставляли в мои ответы термины — один другого ужаснее, один другого позорнее, делавшие из меня изверга и изменника Родины.

Что дало повод так позорно заклеймить меня? Мое знакомство с иностранцами. Но знала ли я, что дружба, которая была у нас с ними в те годы, перейдет во вражду и что это знакомство будет истолковано как измена Родине?! Но этого мало, полет жестокой фантазии следователей на этом не остановился. Подаренный мне во время войны маленький дамский пистолет послужил поводом для обвинения меня в террористических намерениях. Против кого? Против власти? Против партии и правительства, ради которых, если Вы помните, я дала Вам согласие остаться в Москве на случай, если немцы захватят ее, чтобы помогать Вам вести с ними подпольную борьбу.

Следователи говорили мне: «Не бойтесь, эти протоколы будут читать умные люди, которые все поймут правильно. Неужели вы не чувствуете, что вам хотят протянуть руку помощи? Вас надо было встряхнуть. Да и вообще, это дело вряд ли дойдет до суда». Я сходила с ума, решила покончить с собой и повесилась в одиночной камере Лефортовской тюрьмы, но умереть мне не дали… Потом я была отправлена в Темниковские лагеря — больная, полусумасшедшая. Но Особому совещанию показалось недостаточным столь суровое наказание, и через два месяца они решили добавить конфискацию имущества, отнять то, что было нажито в течение всей жизни честным трудом. Этим они наказали не меня, а моих маленьких детей, которых у меня на иждивении было четверо: самой маленькой, дочери, два года, а самому старшему, племяннику, десять лет.

 

 Читать далее:

http://amnesia.pavelbers.com/Aktery%20i%20sudba.htm

 


58 элементов 0,687 сек.