25.04.2024

Евреи Владимир Янкелевич – Что может сделать один человек

+


Что может сделать один человек? 
 Пример женщины, спасшей более 7600
 еврейских детей.

Предупреждал же Конфуций – «Не
 дай вам бог жить в эпоху
 перемен»,
 но нам не повезло, сплошные
 перемены, волна за волной, как
 цунами. 
 Но что мы можем сделать? А еще
 лучше спросить, как в известном 
 московском спектакле: «Что я
 могу один?»
 Там в спектакле на сцену выходит
 человек и задумчиво повторяет 

этот вопрос, затем второй, затем
 третий… И вот уже вся сцена
 заполнена
 людьми, спрашивающими у самих
 себя: «Что я могу один?»
 Совсем недавно прошел юбилей
 великой женщины, которая таких
 вопросов не задавала. Я буду рад
 ошибиться, но, по-моему, о ней
 просто 
 не вспомнили. Звали ее Реча
 Фрайер.

 Реча Фрайер родилась 29 октября
 1892 в г. Норден на севере
 Германии, а Реча – это местное
 произношение имени Рахель. Вышла
 она
 замуж за раввина Морица Фрайера,
 и с 1919 года жила с семьей в
 Берлине.
 
 Начать небольшой рассказ о ней
 нужно не с того, что она сделала,
 а с того, чего НЕ СДЕЛАЛА.

 Она не испугалась фашистов. В
 один день с приходом к власти
 Гитлера, 30 января 1933 г., она
 зарегистрировала "Комитет
 Помощи для
молодежи» и внесла его
 в реестр благотворительных
 организаций.

> А затем с помощью этого комитета
> она стала спасать еврейских
> детей от
> уничтожения фашистами. Дети для
> Рейха «экономической ценности
> не имели», поэтому их уничтожали
> первыми.
> В то время лидеры мировых держав
> весьма слабо представляли
> происходящее в Германии, или
> просто делали такой вид, заявляя,
> как
> Чемберлен: «Я привез Вам мир».
> Улучшилось ли у мировых лидеров
> зрение сегодня?
> К сожалению, непохоже. Видимо,
> этот дефект зрения политических
> лидеров просто профессиональная
> болезнь.
>  Реча реально видела и
> понимала происходящее в Берлине
> и лучше всех
> смогла оценить ситуацию. Она
> знала, что детей нужно вывозить
> в
> Палестину, из Германии — прежде
> всего, и, кроме того, из стран,
> втянутых
> в германскую орбиту.

> Но в начале своей деятельности
> содействия она не получила.
> Сионистское движение ожидало
> эмигрантов, заранее
> подготовленных к
> самостоятельной жизни,
> владеющих специальностью,
> умеющих позаботиться о
> себе, а тут – дети. У молодых
> кибуцев не было денег для приема
> детей, да и взять их вроде было неоткуда.
> Детей нужно было расселить,
> кормить, учить, лечить…

> Старые руководители еврейских
> Общин Германии и Польши
> пытались 
> убедить ее, что родина немецких
> евреев – Германия, а польских –
> Польша.
> Такой позиции придерживался
> Бунд, который пользовался
> большим влиянием.
> Это понятно, он боролся за
> социальные права рабочих здесь и
> сейчас. Но
> особенно важным оказалось
> отрицательное мнение Генриэты
> Сольд о планах Речи. 
> Генриэта Сольд то время входила
> в руководство Всемирной
> сионистской организации, где
> занималась социальными
> проектами, а с 1930
> она вошла в состав Ваад леуми,
> где возглавила руководство
> социальной
> помощью. Мнение Сольд была
> крайне важно – денежными
> средствами, 
> необходимыми для планов Фрайер.
> распоряжалась она.
> Реча от нее поддержки не
> получила, Сольд выступала с
> резкой
> критикой, утверждая, что
> абсолютно нецелесообразно
> отправить европейских
> детей в кибуцы, особенно потому,
> что кибуцы не имеют
> инфраструктуры для
> приема детей, они не готовы к
> приему детей, как по
> экономическим
> причинам, так и инфраструктурно,
> школ и педагогов нет.

> Тем не менее, Реча собрала
> первую молодежную группу,
> приобрела на
> личные средства для своих
> протеже сертификаты на въезд в
> Палестину,
> оплатила им дорогу и дала
> немного денег на первое время.
> Она смогла
> убедить доктора Зигфрида
> Леманна, основателя и директора
> детской деревни
> Бен Шемен, принять 12 детей. Д-р
> Зигфрид, потерявший своих
> родителей в
> погромах, просто не мог ей
> отказать.  Эта первая группа
> детей стала
> пробой сил.

> А через год, 19 февраля 1934 года, на
> том же пароходе «Марта
> Вашингтон» в Хайфу прибыла
> группа уже в 43 человека, их и
> считают
> началом «молодежной алии».
> Потребовалось несколько лет,
> чтобы понять – Реча Фрайер
> права, что
> нужно спасать еврейскую
> молодежь от нацистов, спасать
> столько, сколько
> возможно, законно и незаконно,
> правдой или обманом. Как –
> неважно,
> главное – спасать.

> >>>> Обстановка в Палестине
> была, мягко говоря, накаленной.
> Английским
> властям нужно было обеспечить
> спокойствие, унять и арабские
> бунты и
> еврейское сопротивление, а в
> таком случае, они считали,
> прагматизм –
> вернейшее дело, благо имелся
> большой опыт колониального
> управления.
> >>>> Правительство
> Великобритании, конечно,
> подтверждало свою 
> приверженность Декларации
> Бальфура, но обстоятельства…
> Они
> способствовали смещению
> акцентов, причем настолько, что
> при сохранении
> внешней вывески превратили
> первоначальную идею в ее
> противоположность.
> >>>> Англия к тому времени
> уже трактовала Декларацию
> Бальфура иначе, 
> чем при ее подписании, да и
> вообще допускала евреев в страну
> крайне
> ограничено, так чтобы «…число
> прибывших устанавливалось с
> учетом
> экономической емкости страны в
> каждый данный момент…», а точнее
> — чтобы не раздражать арабов.
> >>>> Но не раздражать
> арабов не удавалось. 
> >>>> Шейх Изз ад-Дин
> аль-Кассам уже создал свою
> организацию «Чёрная
> рука», его боевики рвались в
> дело. Позже, в ноябре 1935-го, его
> объявили 
> вне закона. Он при аресте оказал
> сопротивление полиции с
> предсказуемым
> результатом – его застрелили,
> после чего он немедленно стал
> «вечно живым» символом сопротивления.
> Он после смерти оказался куда
> важнее, чем 
> был при жизни.
> >>>> Активно готовил
> восстание и Амин аль-Хусейни. За
> организацию
> еврейских погромов в 1920 году он
> был приговорен английскими
> властями к
> 10 годам тюремного заключения, но
> эти 10 лет уложились менее чем в 
> месячный срок. По какой-то
> непонятной причине его
> амнистировал Верховный
> комиссар Палестины Герберт
> Самуэль и назначил Верховным
> муфтием
> Иерусалима. Из резиденции
> Верховного муфтия готовить
> арабское восстание
> удобнее, чем из английской
> тюрьмы. Зачем это было нужно
> рыцарю ордена
> Большого креста Британской
> империи, сэру Герберту Льюису
> Самуэлю?
> >>>> Кем он был, Герберт
> Льюис Самуэль, на самом деле?
> Трудно сказать. 
> Факты известны, но набор фактов
> — не истина, а только материал
> для суждения. Ее, независимой от нас,
> не существует.
> >>>> Его воспитывала мать,
> ультраортодоксальная еврейка.
> Видимо, ортодоксальность он воспринял с
> детства и сохранил на всю жизнь.
> Это понятно, впитанное в детстве
> укореняется в натуре
> основательно, но после 
> учебы в Оксфорде он заменил
> ортодоксальный иудаизм на не
> менее ортодоксальный либерализм. 
> >>>> Либерализм хорош, но в
> практической политике он чаще
> всего приводит к противоречивым
> результатам. Видимо, поэтому он
> остался в
> еврейской истории политиком,
> отошедшим от принципов
> Декларации Бальфура
> и заискивавшим перед
> радикальными арабскими
> элементами. В арабской
> истории он предстает
> радикальным сионистом,
> поддерживавшим исключительно
> евреев и ущемлявшим интересы
> арабского населения, для вида
> заигрывая с его вождями. 
> >>>> Он хотел «как лучше»,
> подвел либерализм. Как бы то ни
> было, его
> ошибки впоследствии пришлось
> исправлять генералу Монтгомери,
> весьма далекому от либеральных идей.
> >>>> Дело шло к большой
> войне, и Италию и Германию
> устраивало любое
> восстание, направленное против
> британцев. План оттянуть
> английские силы 
> из Египта и Ирака на борьбу с
> восставшими в Палестине Риму и
> Берлину очень нравился. 
> >>>> А тут еще Реча, со
> своими идеями вывоза детей в
> Палестину. 
> >>>> — Ничего особенного им
> не угрожает, а вот
> спровоцировать арабов
> это может!!!
> >>>> И британские власти
> препятствовали эмиграции. 
> >>>> На какое-то время Реча
> нашла выход. Она оформляла детей, как
> выезжающих на учебу в Палестину.
> Такой вариант пока проходил.
> >>>> После принятия
> Нюрнбергских законов
> необходимость молодежной алии, 
> наконец-то, стала понята всем.
> Всемирная сионистская
> организация начала 
> поддерживать работу Фрайер, Реча
> стала руководить деятельностью
> организации в Германии, а
> Генриетта Сольд в Иерусалиме.
> Сольд смогла 
> убедить знаменитого
> актера-комика Эддии Кантора
> (Исраэла Ицковича) в
> особой важности этой работы, и он
> выписал чек на очень большую для
> того
> времени сумму – на $25 000, и дело
> пошло. 
> >>>> В период между 1933 и 1939
> годом при помощи молодёжной алии
> в подмандатную Палестину прибыло
> более 5 тысяч детей, в основном
> из Германии, Австрии и Польши.
> Британские власти
> сопротивлялись, как могли.
> Достаточного количества
> разрешений на въезд в Палестину
> получить у них
> не удалось, и поэтому 15 тысяч
> еврейских детей были отправлены
> Западную Европу и главным образом в
> Великобританию. 
> >>>> У вокзала в Берлине
> стоит памятник этим детям, он
> называется «Поезд в жизнь – поезд в смерть».
> Это потрясающий памятник. 
> >>>> Им не дали въездных
> сертификатов в Палестину. С
> началом Второй 
> мировой войны, даже дети и
> подростки считались британскими
> властями «враждебными иностранцами», им
> больше не разрешалось
> непосредственно 
> иммигрировать в подмандатную
> Палестину. 
> >>>> Сейчас об этой акции
> спасения детей, выехавших в
> Англию, говорят 
> много и охотно, но только не о
> второй стороне памятника, о той
> стороне, 
> где те, кого не пустили «в жизнь».
> Да и обычно не вспоминают, что
> этот выезд детей «в жизнь» был частью,
> фрагментом большой и
> разнонаправленной
> работы.
> >>>> Реча ходила по лезвию
> ножа. Она работала в Германии с
> помощником
> Соломоном Дзубасом. Его жена,
> Ривка Сускинд, помогала
> Соломону, чем 
> могла. Гестапо арестовало
> Соломона в 1938 году, его отправили в 
> Освенцим, где он погиб. Его жена,
> арестованная тогда же, погибла в 
> Терезине, а ее родителей просто
> застрелили при аресте. Выжили
> две дочери
> Соломона и Ривки, он успел до
> ареста на последнем поезде
> отправить из 
> Германии дочерей, Двору и
> Джудит. 
> >>>> Рече и самой пора было
> спасаться, но она решила иначе. В
> 1939 году 
> Реча настояла, чтобы муж с тремя
> детьми уехал в Англию, один из
> сыновей 
> в Палестину. Было слишком опасно,
> но она с дочерью осталась
> продолжать работу. Не стало Соломона, что
> делать, пришлось работать с
> удвоенной нагрузкой.
> >>>> Реча использовала все,
> что могла. В ход шли так
> называемые «серые» 
> и просто незаконные методы.
> Плевать на закон! Нужно было
> отправить как
> можно больше детей «в жизнь».
> >>>> Часть детей была
> отправлена в СССР. Там их
> переправили в Тегеран, 
> а оттуда, в феврале 1943 года, «Дети
> Тегерана» смогли попасть в
> Палестину. Всего из Тегерана
> прибыли 369 взрослых и 861 ребенок,
> из них 719 детей были сиротами. Дети были
> серьезно травмированы
> психологически, 
> но они остались живы.
> >>>> В 1940 году Реча была
> предана кем-то из тех, с кем
> сотрудничала, 
> немцы были мастера выбивать
> признания. Но предупреждение о
> предстоящем 
> аресте помогло ей бежать из
> Германии, взяв с собой еще 40
> подростков, а 
> непосредственно перед бегством
> еще и переправить 90 еврейских
> детей из Югославии.
> >>>> Побег из Германии был
> непростым. В ее паспорте стоял
> штамп «недействительно», но она смогла
> вместе с дочерью бежать через
> Вену в Загреб, а затем через Грецию,
> Турцию и Сирию в Палестину. В
> Иерусалим она попала в марте 1941 года. 
> >>>> Только из Германии она
> смогла спасти более 7600 детей, но
> всю жизнь страдала, что не смогла
> сделать больше. 
> >>>> Ее именем названа
> небольшая площадь в квартале
> Катамон в Иерусалиме. Там лежит камень с
> надписью, мимо проносятся
> машины… Кто эту
> надпись читает? 
> >>>> Есть такая еврейская
> максима, что мир выживает
> благодаря тому, что
> есть на земле 36 праведников…
> >>>> Реча была одним из них.
> Только вот забытым праведником.
> А они очень нужны сегодняшнему
> непростому времени.

Автор: Владимир Янкелевич, Военный эксперт "Полосы"


58 элементов 0,706 сек.