25.04.2024

Израиль. Евгений Черняк: Государство с нуля

+

Один из самых богатых людей Украины, по версии журнала Forbes, владелец алкогольного холдинга Global Spirits Евгений Черняк опубликовал в журнале "Корреспондент" свою статью под названием "Государство с нуля".

 

B ней бизнесмен описал свои впечатления от поездки в Иерусалим, а также поделился своим мнением по поводу того, как опыт Израиля может помочь украинцам

 

Для щедро наделенной ресурсами Украины нет поучительнее

примера, чем история Израиля, который исключительно силами своих мозгов превратил пустыню в мощное государство, уважаемое друзьями и соседями.

 

Когда-то в молодости я прочитал Мастера и Маргариту с тех пор любимого мною Михаила Булгакова, а затем, уже пропустив сквозь себя библейские сцены великого романа, под невероятным впечатлением оказался в Иерусалиме.

 

Я видел замурованные Золотые ворота, через которые Мессия

вошел в город. Был в Гефсиманском саду, где Иуда предал  своего учителя за 30 сребреников. Был там, где Понтий Пилат принимал решение о казни Иисуса Христа. Побывал в пещере Иосифа Аримафейского, куда положили тело сына Бога и откуда он вознесся. Прикладывался лбом к камню, на котором лежало тело Иисуса после снятия с креста.

 

Никогда и нигде я не испытывал такого душевного подъема, как в этих местах.

 

<<Бог есть!>> — говорит здесь каждый камень. <<Вот его неопровержимые доказательства!>> — кричат тут птицы.

 

Я полюбил Иерусалим за то, как сильно бьется в этом городе мое сердце.
 

Чуть позже мой близкий друг в силу определенных обстоятельств провел в Израиле пару лет. Он полюбил эту страну всей душой и показал мне ее с другой стороны. 

 

Земля в окружении врагов и без ресурсов. Без пресной

воды. 70% территории — пустыня. Из активов — только мозги. И эта пустыня превращается в государство с невероятным уровнем патриотизма. Становится поставщиком программного продукта для большинства систем вооружений во всем мире. Выигрывает все войны (об этом книга Шестидневная война Рэндольфа и Уинстона Черчиллей), переживает огромное число локальных быстротечных конфликтов. К тому же это государство продает овощи и фрукты половине Ближнего Востока. И сажает по 2 млн деревьев в год, превращая пустыню в цветущий сад.

 

Здесь цена недвижимости выше, чем в Майами, потому что каждый богатый еврей мира считает своим долгом иметь здесь квартиру.

 

Израиль окружает себя каким-то фантастическим куполом, который отслеживает ракеты, ловит их, как только они пересекают воздушное пространство, элегантно выводит их траекторию в безлюдную пустыню и без вреда для людей, но с потерями для бюджета запускающей стороны взрывает.

 

Это чудо, а не страна, где девушки обязательно служат в армии, а по выходным возвращаются домой, но с оружием в руках для постоянной боеготовности.. Война может быть сексуальной, я вам скажу, — некоторых персон, сидящих на пляже в купальниках и с автоматами, можно просто так, без грима, отправлять на голливудские площадки в партнерши к Брюсу Уиллису спасать мир.

 

Вся израильская территория увешана бело-голубыми государственными флагами, просто как старший брат, Америка, — звездно-полосатыми.

 

А если где-то в мире обидят еврея, громокипящая толпа хасидов, друзей, послов будет атаковать принимающих решения лиц до полной отправки его на историческую родину, за что бы ни был осужден их брат. А уже на исторической родине примут решение, что с ним делать.

 

Хасиды и прочие ортодоксальные иудеи живут по правилу <<ешь, молись, люби>>.. Они на полном обеспечении государства. Молятся за весь народ. За весь народ и любят — у них по 10-12 детей.

 

Служить в армии здесь модно и престижно, служба дает капитализацию каждому при увольнении. При найме на работу обязательно смотрят, где служил(а), и уже затем предлагают должность.

 

Удивительно, какие метаморфозы происходят с эмигрировавшими сюда людьми. Наши спокойные, интеллигентные евреи через пару лет после

переселения в Израиль, набрав в грудь местного воздуха свободы и расправив крылья, становятся агрессивными сторонниками идеи, что всех арабов нужно срочно… переселить. Как минимум переселить. Израиль, кстати, полностью обеспечивает все эти арабские поселения,снабжает их

работой и электричеством. Ну и иногда, конечно, могут точечно взорвать или снести бульдозером дом, где проживал террорист. Но так происходит только тогда, когда, по мнению израильских спецслужб, не было другого способа поймать и судить этого человека.

 

Смертная казнь, кстати, в Израиле запрещена, а человеческая жизнь признана высшей ценностью.

Но умер один еврей — умрут два араба. Такой девиз популярен здесь последние 50 лет. Голда Меир, культовая историческая личность, добрая бабушка с глазами, в которых сосредоточилась вся грусть еврейского народа, после теракта в Мюнхене пообещала найти каждого террориста и сдержала свое слово. И, несмотря на ошибки во время войны Судного дня (приведшие к неоправданным потерям — в этом уверено старшее поколение жителей Израиля), ее уважают и любят до сих пор.

 

Отдельная история — о бывших одноклассниках и одногруппниках, которые в разное время выехали сюда и живут с разным уровнем успешности. Один из них, Славик ростом 1 м 51 см, которого в школе не обижали лишь потому, что он всегда разрешал списывать математику и никогда не сдавал списывающих, сейчас работает на оборонку. Уважаемый человек. Даже как-то выше ростом стал. Его сын и дочь сейчас служат в армии. Был у него дома. Выпили, конечно, крепко, вспомнили наших, некоторых и в живых-то уже нет, многие эмигрировали, а о тех, кто остался в Украине, и сказать особо нечего. Потом перешли к обсуждению геополитических проблем и ближневосточного урегулирования. И тут началось! В спор включилась семья Славика и его многочисленные соседи. Я отстаивал тезис, что люди из Газы — тоже люди и нужно попытаться с ними договориться. В результате семья и соседи Славика именно с меня захотели начать это урегулирование, и, чтобы не разразился международный конфликт, я отполз на заранее подготовленные позиции.

 

Израильтяне, абсолютно уверенные в своей правоте и богоизбранности, живут по законам военного времени, не уставая радоваться каждому неимоверной красоты закату, потому что завтра его может и не быть. Ведь кроме всего прочего рядом враги, и они не дремлют.

 

Особая тема — местная еда, хумусы и тхины с рыбой сегодняшнего улова. А израильский совиньон пробовали? Если пробовали, то тянуть в сюда будет всегда. Из Киева лету — два часа 40 минут. Еще час — и вы в Тель-Авиве, городе, который никогда не спит. Заходите в любую забегаловку. Уровень еды очень высокий. Вкусно поесть — национальный вид спорта. И это все несмотря на полное отсутствие сервиса. Приняв заказ, все перепутают, а иногда уронят. Со снисходительной улыбкой, но без извинений и после двух-трех напоминаний переставят порции. Удивятся, что люди недовольны сервисом. Ребята, у нас война! К чему условности?
 

Проповедничество в иудаизме запрещено. Просто живи правильно, и люди тоже захотят так жить.

 

А если в одном месте собирается много евреев, то выдержать это человеку с неподготовленной психикой невозможно. Говорят громко, все и одновременно. Дети вытворяют что хотят, и никто их не останавливает. Не нравится — не смотрите. Нас Бог любит. И есть за что. Делаем, что пожелаем. Дети Солнца — что ж вы хотели?
 

И везде по-восточному грязно. Посещение туалетов в общественных местах не для слабонервных. Машины в большинстве своем пыльные и грязные. А чего мыть? Завтра же опять запылится.

 

В гостиницах, обычно строениях десятилетней давности, любой самый простой вопрос вызывает производственное совещание прямо по месту его постановки и сопровождается гортанными криками, а иногда и мелкими ссорами. Затем все забывают, с чего все началось, и передвигаются шумной толпой в неизвестном направлении, а ты стоишь, глупо улыбаясь и не понимая, почему простейший вопрос так и не решился. Хотя тут вкуснейшие завтраки с огромным количеством кисломолочных продуктов и прочей кошерной вкуснятины.

 

Отдельная история — шабат. Креативный ход позволяет больше суток ничего не делать. Не успел подготовиться — будешь сидеть голодный в пятизвездочной гостинице и ездить на лифте, останавливаясь на каждом этаже, потому что кнопки в шабат тоже нажимать нельзя. Маразм, по-нашему? Но эта нация выжила и стала успешной только потому, что соблюдала правила. И намерена это делать в дальнейшем.
 

Израиль — страна контрастов. Это не банальность — это вывод. Всем, кого манит форма, а не содержание, не сюда. Им в страны, в одночасье настроившие небоскребов без души, которые, кажется, ткни пальцем — упадут, как картонная бутафория, обнажив тысячелетнюю девственную пустыню с кочевниками.
 

В Израиль нужно ехать за вдохновением и прозрением в святых местах. В Израиль нужно ехать за пониманием, как небольшая страна исключительно благодаря мотивации и мозгам своих граждан превратилась в  мощное государство, которое заклятые соседи боятся и уважают. Сюда нужно ехать, чтобы вкусно поесть невероятного качества еды, запивая ее здешним вином тоже отличного качества и по смешной по киевским меркам цене.

 

Сюда надо ехать за восточным колоритом, густо замешанным на остром чувстве юмора. Сюда отправляются за оптимизмом целой нации, несмотря на непростую историю и проблемное географическое положение. Сюда — встречать закаты и любоваться рассветами, понимая, что так любить жизнь может только Великая Страна.
 

И нам еще многому у нее нужно научиться, и мы обязательно научимся.

Желательно не после увлекательного 40-летнего путешествия по пустыне под руководством Моисея, пока не умрет последний, кто помнит рабство.

 


56 элементов 0,697 сек.