19.04.2024

Рассказ. Ветеран войны. В 1944 году врачи сказали, что жить мне осталось две недели… Видео

+


 

День Победы – это самый главный праздник не только в России, но и во всем мире. Ведь, не будь той Победы, возможно, мир был бы совсем другим, и еще неизвестно, писал бы я сейчас эти строки или нет. Что-то мне подсказывает, что меня вообще бы не было.

Где-то вычитал, что мы – последнее поколение, которое видит ветеранов Великой Отечественной. Действительно, с каждый годом их становится все меньше и меньше. Хотя, я уверен, что у каждого из нас в семье был близкий человек, который воевал на войне. Как это ни прискорбно, в скором времени слова «ветеран Великой Отечественной войны»  прочно войдут в учебники истории. Я сам в этом убедился буквально неделю назад, но об этом чуть ниже…

Ровно год назад я опубликовал на блоге статью о тяжелом положении ветеранов в России. О том, как молодое поколение очень часто жестоко обходится со стариками, как бросают их в домах престарелых, продают жилье и оставляют на улицах ни с чем. Тогда же я выложил видео, которое меня самого очень сильно зацепило. Я раз 20 смотрел его, и каждый раз в горле собирался ком от той правды, которая показана в этом видео. Обязательно посмотрите, чтоб лучше понять все то, что написано ниже:

 

 

Согласитесь, за душу берет. Вот и я после просмотра решил, что просто обязан чем-то помочь ветеранам. Признаюсь, хотел провести на блоге акцию «Протяни руку помощи ветерану», но знакомые ребята – блоггеры сказали, что мало народу поддержит. Хотя, если честно, то я считаю, что люди поддержали бы. Решил я «своим кругом» организовать акцию, которая поможет хоть одному герою войны.

И вот тут начались мои поиски. Признаюсь, я думал, что сегодня еще многие ветераны живут и здравствуют, но когда принялся искать, то оказалось, что их во всей Перми (напоминаю, что он «миллионник») всего 1141 человек. Подавляющее большинство из них уже не в состоянии ходить на парады и принимать гостей. А тех, кто еще «в строю» просто разрывают по различным мероприятиям.

Я просто не мог поверить тому, что найти ветерана, который может принять приглашение – это непростая задача. В детстве я любил ходить на парады и фотографироваться с ними, тогда их было много. И вот те воспоминания мне давали надежду на то, что я все же найду ветерана, которому действительно нужна помощь. Как говорится: «Кто ищет – тот находит». Нашлись люди, которые дали номер очень удивительного человека – Старцева Николая Дмитриевича – ветерана Великой Отечественной, доброго и отзывчивого, жизнь которого два раза висела на волоске.

 

 

ВЕТЕРАН ВОЙНЫ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ СТАРЦЕВ ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙ

То, что мне удалось выпросить встречу с Николаем Дмитриевичем – большая удача. Каждый день его приглашают на какое-то мероприятие, везде он нужен и все его время расписано на месяц вперед. Но, моя настойчивость сделала свое дело. Николай Дмитриевич по телефону согласился принять нас у себя дома. Я сказал «нас»? Да, так как я являюсь заместителем командира роты по работе с личным составом (проще говоря — замполит), то просто обязан был привлечь к этому мероприятию военнослужащих своей роты. Кстати, признаюсь, что вначале сам Николай Дмитриевич должен был приехать к нам в роту (мы даже чайный стол организовали), но за день он немного приболел, поэтому мы сами к нему поехали.

Нужен был подарок! Мы решили скинуться «всем миром» и купить ему небольшой презент. Выражаю благодарность всем своим ребятам за то, что отозвались помочь и все поддержали мою идею. Вот, купили мы термос-чайник (в магазине сказали, что его еще называют термо-потом), небольшой торт и поехали. Каково было мое удивление, когда на пороге нас встретил довольно бодрый Николай Дмитриевич. Увидев нас, он с улыбкой на лице произнес: «Ну, а зачем вот эти подарки? Я из-за этого не пущу вас домой, будете у порога сидеть». Я сразу понял, что он шутит. Но, поразила его бодрость и крепкое рукопожатие.

Ветеран вдруг остановился и сказал: «Открою вам секрет! На фронте я не был, фрицев не видел, просто всю войну в окопах просидел, поэтому рассказать вам нечего…». Это меня окончательно выбило из колеи. Подумать только, человеку 88 лет, а он так шутит и улыбается. Позже он рассказал нам секрет своего долголетия… А пока, нужно было вручить ему подарки, чего мы и сделали с удовольствием.

 

 

После любезностей, которыми обычно обмениваются ранее незнакомые люди, Николай Дмитриевич по моей просьбе стал рассказывать о войне и о том, как она его коснулась. Столько всего интересного мы узнали, что даже в одной книге всего не поместить. Например, то, что на сегодняшний день он является единственным дожившим ветераном войны из 10 гвардейской дивизии (напомню, что штат дивизии насчитывал 22 000 человек) в Пермском крае. Также он рассказал, что в 2004 году его наградили орденом Отечественной войны II степени за бой, который произошел более 60 лет назад и разделил его жизнь на «до» и «после».

«МЕНЯ СПАС АМЕРИКАНСКИЙ ИНСУЛИН… И РУССКАЯ МЕДСЕСТРА» — ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА

Уже во время нашей беседы я понял, что Николай Дмитриевич очень скромный человек. В принципе, герои обычно и бывают скромными. В общей сложности он прослужил в армии более 44 лет. Для меня это просто фантастические цифры. Я только 7 лет в армии и…, но вот он живой пример настоящего мужества. Прошел войну, дважды был ранен, чуть не погиб и, тем не менее, прожил такую богатую жизнь.

Молодого Колю Старцева призвали в армию в возрасте 17 лет. Первым делом в 1942 году его направили на учебу в Челябинскую область в Златоустовское пехотно-минометное училище. Там он прошел суровую военную подготовку (что такое военной училище я знаю не понаслышке, так как самокончил военный институт), получил звание младшего лейтенанта и был направлен на фронт. Позже знания, полученные в родном училище, очень сильно помогали молодому офицеру.

Младший лейтенант Старцев прибыл на Западный фронт, войска которого в то время вели ожесточенные бои под Ельней. Колю назначили командиром огневого взвода в противотанковой батарее 45-миллиметровых орудий 10 гвардейской дивизии. После первого боя (освобождение Ельни) Николая Дмитриевича стали называть — «дельномер». Дело в том, что для артиллериста очень важно хорошее зрение и способность быстро принимать решения в самых различных ситуациях. Молодой Коля мог за секунду определить дальность до цели на глаз и тут же давал координаты для ведения огня. Погрешность его «глазного прицеливания» составляла не более 10 метров.

 

 

Боевой опыт молодой офицер набирал на полях сражений при освобождении Смоленска, Калуги и Великих Лук. Кстати, за Великие Луки девятнадцатилетний Коля получил свою первую награду – орден Красной Звезды. К своей второй боевой награде – ордену Отечественной войны II степени — лейтенант Старцев был представлен во время освобождения Риги, но ее пришлось ждать более 60 лет, так как приказ командира дивизии генерала Стученко был найден только в 90-е годы.

Конечно же, война – это страшно, но знаем ли мы, что пришлось пережить тем, кто ее видел? Я задал очень личный вопрос Николаю Дмитриевичу (в этот момент у него глаза прослезились): «Скажите, пожалуйста, что для вас было самым тяжелым на этой войне?»:

Я и мои товарищи по оружию в первые же дни войны повзрослели и поняли, что схватка будет не на жизнь, а на смерть. И это обстоятельство оказывало очень сильное психологическое давление на нас. Тяжело видеть, как на твоих глазах погибают друзья и товарищи. Кроме того, условия были нечеловеческие.

Помню, полтора месяца мы не могли взять Оршу. Днем все растает, мы ходим по болотам по колено в грязи, ночью 10 градусов холода. Вся одежда к телу прилипала и становилась как корка. Больше половины офицеров заболели. Во время боя я, как командир взвода, должен был воодушевлять своих бойцов, но делать это было не так просто, так как вокруг рвались снаряды и свистели пули.

 

 

В этот момент дочь Николая Дмитриевича пригласили нас за чайный стол. И здесь он рассказал нам, как его жизнь два раза «висела на волоске». Вообще, за время войны ветеран был ранен трижды. В первый раз ранение было не очень серьезным, осколок от снаряда попал  ему в голень и после непродолжительного лечения, он вернулся в строй.

Но, 7 ноября 1944 года во время освобождения города Тильзит (Восточная Пруссия) он получает тяжелейшее ранение плечевого сустава, а один крупный осколок застревает в левом легком. Бойцы на плащ-палатке почти 8 километров несут  своего командира взвода. Вот, что говорит Николай Дмитриевич:

Я на несколько минут потерял сознание. Потом открыл глаза и чувствую, что меня тащат куда-то. Боли тогда не чувствовал, наверное, был болевой шок. Но, помню, что левая рука не работала. Ребята со взвода положили рядом со мной мой вещь — мешок. Эх, знали ли они, что именно он, вернее, его содержимое, спасет мне жизнь.

С этого момента начиналось все самое интересное. Оказывается, во время войны нашим солдатам и офицерам платили деньги за подбитые вражеские танки, машины и так далее. Так вот, Николаю Дмитриевичу удалось сколотить порядка 13 000 рублей. Кроме того, он отправлял домой родным деньги, понимая, что им сейчас тоже несладко. Так вот, все эти деньги он хранил в своем вещь — мешке.

Когда он пришел в себя в военном госпитале в Ярославле, врач сказал ему, что у него началась гангрена левого плеча, а также застрял осколок длиной 7 см в левом легком. Вердикт был суровым – жить осталось две недели! Но, в этой больнице работала медсестра (правда, имени ее он не помнит), которая сказала молодому Николаю следующее: «Тебе срочно нужен инсулин, только он поможет вылечить гангрену. Но, у нас в СССР своего инсулина нет, зато есть привозной из Америки. Его можно достать в Москве, стоит 12 000 рублей. Я могу тебе помочь!».

Николай Дмитриевич до сих пор благодарит Бога за то, что он направил к нему эту медсестру. Ведь, если бы не она, то его бы сейчас не было. Он тогда отдал медсестре необходимые 12 000 рублей из своего мешка. Кстати, дней десять он был в коме, но, ни одного рубля не украли из вещь-мешка. После того, как инсулин привезли из Москвы, ему сделали четыре укола и врач на следующий день заявил: «Товарищ лейтенант, вы идете на поправку!».

 

 

Но, оставался еще осколок в легком. Николая отправили в Ленинград для обследования. Врач после обследования сказал ему: «Если хочешь жить, то не трогай этот осколок. Левое легкое состоит из двух долей, а осколок задел обе доли. Если сейчас начнем доставать его оттуда, то можем сделать еще хуже. Поэтому, предлагаю тебе все оставить как есть и никому  не давай доставать его. Если будешь вести здоровый образ жизни, то так проживешь лет до 50».

С тех пор Николай Дмитриевич практически не пил и вообще не курил. Спорт и здоровое питание стали для него обычным делом. Наверное, именно это и позволило ему прожить до заветных 88 лет! Но, самое главное, ему удалось сохранить дух Победителя! Это я прочувствовал с первого же рукопожатия. В подтверждение моих слов ветеран в сказал:

Недавно был я у врача. Он посмотрел меня, провел обследование и сказал, что все мои внутренние органы, как у 50-летнего мужчины. Поэтому, я еще молодой!

Так мы и просидели, беседуя, практически два часа. Но, время летело очень незаметно, так как я понимал, что сижу рядом с героем. Даже аура от него исходила какая-то добрая! По окончании нашей встречи ветеран поблагодарил нас, сказал, что очень рад тому, что в последние годы люди все чаще обращаются к истории своего народа и не верит тем, кто говорит, что молодежь у нас плохая. Да, не забыли мы и об общей фотографии на память:

 

 

Когда мы уходили, полковник Старцев сказал: «Ребята, чтоб вы никогда не видели таких войн. Ни пуха, ни пера вам!». Вот так прошла наша встреча с ветераном войны. Я получил истинное удовольствие от общения с человеком, который ковал Победу на фронте. Считаю, что долг каждого из нас – помнить, чтить и передавать своим будущим потомка память той Великой Победы! Только в этом случае у нашего российского народа будет достойное будущее!

С уважением, Али Аскеров

Автор: Али Аскеров источник


60 элементов 0,654 сек.