20.04.2024

Уругвай. Что делать уругвайцам с орлом “Графа Шпее”?

+

  

Орел со свастикой с кормы крейсера может стоить на аукционе несколько миллионов долларов

Вторая мировая война никогда не приближалась к берегам Южной Америки ближе, чем 13 декабря 1939 года, когда корабли британского королевского флота атаковали у берегов Уругвая немецкий тяжелый крейсер "Адмирал граф Шпее".

75 лет спустя эта битва все еще продолжается. В наше время, правда, предмет спора – не контроль над Южной Атлантикой, а 400-килограммовый бронзовый орел с крейсера, который может стоить на аукционе миллионы долларов.

Орел, держащий в своих когтях венок со свастикой, был поднят с океанского дна недалеко от Уругвая в 2006 году частной компанией.

 

Он красовался на корме немецкого крейсера "Адмирал граф Шпее", который считался самым совершенным тяжёлым крейсером времён Второй мировой войны.

Вскоре после битвы у Ла-Платы получивший повреждения "Адмирал граф Шпее" был затоплен своим капитаном в бухте Монтевидео. Германское командование боялось, что если англичане захватят корабль, они получат доступ к новейшим немецким технологиям.

Бронзовый орел с кормы крейсера, один из самых узнаваемых символов Третьего рейха, находится сейчас на складе под охраной уругвайских военных.

После длительного судебного процесса Верховный суд Уругвая постановил, что собственником нацистского орла является государство. Однако, согласно тому же судебному решению, частная компания, поднявшая орла, должна получить половину денег, вырученных от его продажи.

 

Дорогая находка

Бизнесмен Альфредо Этчегарай, один из руководителей операции по поиску затонувшего крейсера, заявил Би-би-си, что его находка может стоить до 15 млн долларов.

Он считает, что уругвайские власти должны заказать копию орла для музея и продать оригинал.

"В этом случае нам компенсировали бы расходы, а Уругвай мог бы потратить свою половину на нужды образования или на оборудование для флота. От хранения орла в ящике пользы нет никому", – говорит он.

"Мы связывались с аукционами, которые говорят, что подобные артефакты обычно хорошо продаются", – добавил Альфредо Этчегарай.

Но пока что уругвайские власти не решили, что делать с орлом.

Это украшение кормы немецкого крейсера на короткое время выставлялось в качестве исторического экспоната в холле одного из отелей Монтевидео, но с тех пор оно уже девять лет лежит на армейском складе.

 

Представитель минобороны сообщил Би-би-си, что орел хранится под надежной охраной, в комнате, где контролируются температура воздуха и влажность.

Ранее местная газета писала, что орел на самом деле лежит в деревянном ящике в принадлежащем флоту старом здании, где работают всего несколько человек.

Немцы против

Орел с немецкого крейсера повидал не только морские битвы, но и дипломатические скандалы.

Крейсер "Адмирал граф Шпее"

Крейсер "Адмирал граф Шпее" был затоплен капитаном в бухте Монтевидео

После того как он был выставлен на обозрение в отеле Монтевидео, посольство Германии в Уругвае заявило протест и попросило правительство страны не выставлять на публике нацистскую атрибутику.

 

Тогдашний министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле посетил в 2010 году Уругвай и попросил власти страны не продавать орла с аукциона. Он опасался, что эта реликвия Третьего рейха попадет в руки нацистских фанатиков.

"Мы хотим, чтобы к останкам "Адмирала графа Шпее" отнеслись подобающе, – сказал он. – Мы не хотим допустить того, чтобы обломки крейсера и особенно нацистская атрибутика попали на рынок военной символики".

Родственники участников битвы у Ла-Платы отмечают ее 75-ю годовщину в Уругвае и Аргентине, где в 1939 году капитан "Графа Шпее" Ганс Лангсдорфф покончил с собой.

Эту битву помнят в Южной Америке, где после войны нашли пристанище многие офицеры вермахта.

Напоминание о войне

Битва у Ла-Платы – это также и часть истории Уругвая, а украшение кормы – не единственная часть крейсера, поднятая с океанского дна.

 

Дальномер "Адмирала графа Шпее" выставлен на входе в гавань Монтевидео.

Все стороны спора о нацистском орле согласны с тем, что выставлять на всеобщее обозрение дальномер крейсера и орла со свастикой – это не одно и то же.

Но Альфредо Этчегарай утверждает, что выставка, в экспозиции которой был бы нацистский символ, напомнит уругвайцам, как близки они были к участию во Второй мировой войне.

"Существуют музеи инквизиции, и даже нацистские концлагеря посещаются туристами, – говорит он. – Этот орел – часть нашей истории, которую мы должны помнить, изучать и знакомить с ней, чтобы не повторять ошибок".


58 элементов 0,663 сек.