25.04.2024

О-ерки. Загадки нового тайника “золота Колчака”

+

Вероятно, «золота Колчака» в ближайшем будущем обнаружить не удастся

фото Алексея Тиваненко

 

Одна из самых плохо поддающихся изучению страниц нашей истории связана с судьбой так называемого «золота Колчака». То есть общая схема того, что происходило с «золотым эшелоном» с августа 1918-го по февраль 1920-го, известна неплохо. Некая путаница происходит с количеством золота. Вот тут-то и появляются всевозможные мифы, переплетенные с правдой… Поэтому до сих пор следы золотых схронов ищут по всей Сибири.

Золотые метки

Одни историки уверены, что поиски напрасны — якобы все золото (за исключением потраченного Колчаком) до копеечки было передано белочехами большевикам 1 марта 1920-го в Иркутске. Но цифры, приводимые в документах, настолько различны, что эта уверенность не кажется столь уж обоснованной.

 

 

Другие, наоборот, отыскивая свидетельства очевидцев, уверены: часть ценностей спрятана, и ее можно отыскать.

— «Золотой эшелон» — во многом фигура речи, — рассказывает кандидат исторических наук Алексей Тиваненко из Улан-Удэ (это отчасти и его усилиями на дне Байкала не так давно обнаружили часть «золотого эшелона» Колчака). — Эшелонов было три. В одном, особо охраняемом, замаскированном под санитарный поезд, было 29 вагонов золота, еще в 11 ехала охрана и штаб отступающей армии Колчака. В остальных двух эшелонах вагоны с прочими ценностями были «разбросаны» по всему составу. Особенно трудной оказалась для транспортировки золота Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). В 1960-е годы я жил на ней и немало походил по КБЖД. Вдоль дороги через каждые 10–15 км, стояли полустанки ремонтных рабочих, часть которых была первостроителями магистрали. Многие отчетливо помнили события 40-летней давности.

Тиваненко увлекся удивительной историей. Он слушал рассказы очевидцев и участников событий, повествовавших о крушении поездов, охраняемых белочехами. О том, как люди находили на местах крушения кто золотые монеты, кто мешочки с золотым песком, а кто — всего лишь банковские позолоченные муляжи золотых слитков…

 

Таинственное золото Колчака до сих пор лежит на недосягаемой глубине Байкала

фото Алексея Тиваненко

 

— Один такой слиток-муляж я видел своими глазами в поселке Баклань, — вспоминает Тиваненко. — Хозяйка его использовала как гнет для квашеной капусты, а ее муж сам поднял его на месте крушения белочешского эшелона.

В итоге Алексей Васильевич начал записывать рассказы, помечать на карте места, где происходили крушения поездов, работать в архивах, разыскивая любые данные о двухгодичном путешествии золотого запаса России на восток.

Казань — Омск — Иркутск

В Первую мировую войну царское правительство России, беспокоясь за сохранность золотого запаса страны (в то время — самого крупного в мире), разделило его на две части и эвакуировало в Нижний Новгород и Казань. С нижегородской половиной ничего особенного не случилось, а вот с казанской…

После революции 1917-го большевики успели вывезти из казанского банка лишь небольшую часть золота — 4,6 тонны из 500 тонн, хранившихся там. Им помешали белогвардейские части полковника Владимира Каппеля и белочехов, которые в первых числах августа 1918-го быстрым штурмом взяли Казань. Каппель тогда телеграфировал: «Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России в 650 миллионов…»

 

— Это только золота в слитках, — уверяет Тиваненко. — А были еще мешки с платиной, серебром (одних серебряных монет на 14 186 тыс. руб), золотом, драгоценностями, самородками, монетами и так далее. Позже только эти «мелочи» составят 7 вагонов в «золотом эшелоне» адмирала Колчака.

Захваченное золото каппелевцы отправили в Омск — к «Верховному правителю Сибири» Колчаку. Под охраной отрядов белочехов золото следовало через Самару, Уфу, по Волге и Уралу и лишь к концу ноября 1918-го добралось до Омска.

В октябре 1919-го Колчак эвакуирует свое правительство подальше от наступающих красных, в Иркутск, туда же едет и «золотой эшелон». А к февралю 1920-го адмирал уже предан соратниками, низложен, передан в руки большевиков и расстрелян. Тогда же красные подписывают с белочехами «Куйтунское соглашение»: чехи должны отдать золото и за это беспрепятственно смогут покинуть Россию.

 

Разбитые вагоны, куски железнодорожного полотна — в поисках золота исследователи перекапывают целую гору металла

фото Алексея Тиваненко

 

Но так просто расставаться с ценностями чехи не собирались. Глава МИД Чехии прямо писал командованию Легиона: «Если это еще в вашей власти, попытайтесь вывезти его [золотой запас] в безопасное место, например в Чехию». И кое-что им вывезти удалось. Историки говорят о цифре в 63 млн золотых рублей, но фактически их было больше.

Все, кто прикасался к «золоту адмирала», были заворожены его сиянием. Так, на него положили глаз и представители Антанты, пытавшиеся получить контроль над золотом и уговаривавшие Верховного правителя отправить ценности за границу. А из Москвы неслись распоряжения Ленина: ни в коем случае не выпустить золото из страны… И партизаны начали пускать эшелоны под откос.

 

Так что неудивительно, что вернувшееся в 1920-м из Иркутска в Казань золото «похудело» практически наполовину.

Говоря о количестве золота, взятого каппелевцами в Казани, историки оперируют разными цифрами — то из банка увезли 650 млн золотых рублей, то 659, то 657… А то и во все 1,2 млрд. Видимо, потому, что в сохранившимся документах золото считали то в пудах (16 кг), то в тоннах, то в эквивалентной валюте; называли количество ящиков, не указывая их веса…

— Сложность подсчетов состояла еще и в том, — объясняет Тиваненко, — что при «ревизиях» ни белые, ни позже красные не открывали ящики, доверяя пломбам. А потом вскрылось — в некоторых ящиках, которые белочехи передали большевикам, лежали не золотые, а обычные кирпичи: принимали-то ценности по описи, без осмотра содержимого ящиков.

В общем, путаница с этим золотым запасом изрядная. Бывало и так: золота становилось вдруг значительно больше. Историки объясняют это тем, что в перечень попадали и ценности из разных сибирских банков. Там ведь тоже хранились золотые слитки и монеты.

«Миры» идут на дно

Тиваненко не только историк, он еще и гидронавт-исследователь. Поэтому оказался участником трехлетней Международной поисковой экспедиции на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир». В 2008-м его пригласили стать руководителем гуманитарной программы по поиску артефактов на дне Байкала.

— Первые поиски шли в сентябре, — вспоминает Тиваненко. — У нас были две примерные координаты, которые я вычислил по давним разговорам с очевидцами. В первом месте, бухте Березовой, на глубине 1,3 км мы ничего не нашли. Впрочем, в конце работ мы все же обнаружили ценности. Но не золото Колчака, а 3 млн серебряных монет из затонувшего еще в XIX веке купеческого груза. Это случилось это в последний день работ, и мы не успели их поднять.

Собственно, поиски кладов вовсе не были основной задачей экспедиции. Этим занимались только в свободное время.

— На следующий год мы погрузились уже в другой точке, — продолжает Тиваненко. — Спустились на 1 км. Берег в том месте крутой — скала. Таким же прямым отвесом она шла и в воде. Вдруг прожектор выхватил куски металла с золотистым отблеском… Золото? Нет, разбитые вагоны, куски железнодорожного полотна… «Кладбище» тянулось на километр. Видно, катастрофа была чудовищной.

 

Но вот исследователям снова показалось, что блеснуло нечто похожее на слиток. «Мир» выдвинул свою «механическую руку». Захватить предмет на такой глубине — задача трудная: чуть расшевелишь плотно сдвинутую осыпь, и вся масса придет в движение и легко раздавит субмарину с людьми. Увы, в «руке» оказался не слиток, а опять обломок вагона.

Впрочем, Тиваненко напротив считает находку успехом:

— Мы отдали его на экспертизу. Эксперты убеждены: это кусок вагона именно 1920-х годов. Значит, напали на след!

 

Скрупулезное изучение поверхности дна

фото Алексея Тиваненко

 

Путин и Кудрин спускались на дно

— Но самое главное мы обнаружили в 2010-м, — радуется историк, — когда вернулись на «кладбище вагонов». Картина там изменилась — основание завала сдвинулось. Пробираясь вверх по подводному склону, мы вскоре обнаружили опору рухнувшего моста. Значит, и впрямь, как утверждали очевидцы, партизаны подорвали тут состав белочехов. Но главное открытие ждало нас чуть выше. Это были… 4 золотых слитка, зажатые между камнями. Рядом с ними виднелись кости скелета… Мы потратили 8 часов, пытаясь зацепить хотя бы один слиток щупом. Не смогли — гравий тут же приходил в движение.

Еще более интересное открытие ученые сделали на второй координате из предложенных Тиваненко. Он показал ее еще в 2009-м. Но тогда сломался один из «Миров», и пришлось завершать работы: в одиночку субмарины на больших глубинах не работают. А в 2010-м году всё получилось.

 

— Только увы, это произошло без меня, — сожалеет историк. — Что именно нашли, коллеги не рассказывали — тайна. Но поделились снимком бортовых аппаратов «Мира»: каменная осыпь, из которой выступает груда ящиков, очень похожих на те, что, по описаниям очевидцев, ехали в «золотом эшелоне». На фото видно, что ящики выпали из вагона. До сих пор не знаю, смогли ли поднять хоть один из них и проверить содержимое.

Ученые надеются, что обе находки — и впрямь важного государственного значения. Недаром на этот берег Байкала уже приезжали — в разное время — и Владимир Путин (тогда премьер), и Алексей Кудрин (тогда глава Минфина), и Сергей Миронов (тогда спикер Совфеда), немало бизнесменов и ученых. А еще раньще на это место приезжали многие советские руководители: сразу же после крушения, в 1921-м году, — председатель ВЦИК Михаил Калинин; в 1930-х — нарком обороны СССР Клим Ворошилов, нарком обороны Дальневосточной республики (ДВР) Владимир Блюхер, маршал СССР Семен Буденный и другие первые лица страны. В 1950-х сюда зачем-то приезжал и президент Финляндии Урхо Кекконен…

 

Алексей Тиваненко

фото Алексея Тиваненко

 

— Путин и Кудрин приезжали в разное время, но оба даже погружались на дно, — рассказывает Тиваненко. — Видимо, пытались решить, сколько там может оказаться золота и стоит ли ради него затевать трудную работу по расчищению опасных подводных завалов.

Впрочем, такую трактовку погружения на дно Байкала президента опроверг его пресс-секретарь:

— Владимира Владимировича интересовала экология озера, он золота не видел. И, насколько я знаю, вопрос о том, чтобы его поднять, не обсуждался, — сказал «Собеседнику» Дмитрий Песков.

Ну что ж, по крайней мере, мы теперь точно знаем: таинственное золото Колчака до сих пор лежит на недосягаемой глубине Байкала и ждет своего часа, чтобы пополнить золотовалютные запасы России. Похоже, что ими займутся уже наши потомки с более надежной техникой для сверхглубинных работ.

Скворцова Елена

Автор: Скворцова Елена источник


58 элементов 0,644 сек.