Китай придает все большее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата. В Поднебесной подсчитали, какие экономические выгоды сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей, идущих через Малакский пролив и Суэцкий канал. Маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой земли на западе, оказался бы на 6400 км короче южного…
Китай сообщает о строительстве второго ледокола и готовит пятую по счету арктическую экспедицию.
Отныне «Снежного дракона» уже мало, чтобы удовлетворить арктические амбиции Китая. 8 апреля заместитель директора полярного исследовательского центра Государственного управления по океанам Вен Лисинь сообщил о том, что КНР намерен построить второй ледокол, который обойдет по своим характеристикам предыдущий (был приобретен у Украины в 1993 году).
Новый корабль водоизмещением в 8000 тонн будет обладать дальностью плавания в 20 000 морских миль и сможет продержаться 60 дней без захода в порт. Кроме того, он будет способен проложить путь во льдах толщиной в 1,5 метра и оборудован вертолетной площадкой. Спустить на воду корабль планируется в 2014 году.
На данном этапе программа Китая выглядит незначительной в сравнении с тем, что уже сейчас делают крупнейшие арктические державы и в первую очередь Россия. В 2007 году в России был построен крупнейший в мире (водоизмещение более 23 000 тонн) ледокол «50 лет победы» на атомной тяге, которая обеспечивает судну крайне высокую автономность плавания.
Всего в распоряжении Москвы есть 12 ледоколов, в том числе семь атомных. У Канады их еще больше (21 судно, крупнейшее из которых имеет водоизмещение в 11 000 тонн). У США их всего три, причем один находится на ремонте в Сиэтле, второй уже вышел из строя, а третий попросту неспособен разбить лед большой толщины. В этой связи в мае 2011 года газета The New York Times отметила недостаточность американских ресурсов в Арктике, несмотря на принадлежность Аляски к этому северному региону: «У Китая скоро будут более крупные и современные ледоколы, чем у США и Канады».
Стратегический океан
Так, почему Пекин так заинтересовался этим покрытым льдом океаном и вообще полярными регионами нашей планеты? В Антарктике его активность, по всей видимости, объясняется в первую очередь научными причинами: 8 апреля «Снежный дракон» вернулся на базу в Шанхае после 28-й антарктической экспедиции. Находившиеся на его борту ученые выполнили «различные исследовательские задачи, и в частности изучили состояние окружающей среды на южном полюсе», отмечается в сообщении информагентства «Синьхуа». Кроме того, китайские специалисты установили телескоп для наблюдения за Антарктикой.
Что касается северного полярного круга, Китай готовится ко всего лишь пятой экспедиции. Группа ученых ведет активную подготовку к ней на протяжении уже нескольких месяцев. Старт плавания, которое продлится все лето, намечен на начало июля этого года. К тому же, впервые за всю историю экспедиций корабль пройдет по Северному морскому пути вдоль побережья России.
Китайский ледокол "Снежный дракон"
Арктика, которая исторически находится под контролем США, Канады и России, сегодня становится новой игровой площадкой для китайской державы. Пекин проявляет все больший интерес к этому региону, где таяние льдов открывает одновременно как коммерческие, так и стратегические возможности. «Арктика – это центр, который выходит во все океаны.
Если однажды Китаю удастся разместить там атомную подводную лодку, он создаст условия для стратегического сдерживания Европы, России и США», – отмечает работающий в Пекине военный эксперт.
Как ни парадоксально, но Арктика, которая является своего рода мостом между Америкой и Азией, долгое время оставалась вне поля зрения китайской внешней политики. Тем не менее, таяние ледников пробудило интерес Пекина к этому региону, на который также претендуют не только Европейский Союз, но и Япония с Южной Кореей. Последние годы лед тает буквально на глазах. По некоторым оценкам, к 2020-2040 годам Арктика будет судоходной, по крайней мере в летний период.
Энергетические ресурсы
То есть, однажды через регион могут пройти новые торговые пути. Таким образом, плавание из Шанхая в Гамбург через расположенный между Восточной Сибирью и Аляской Берингов пролив будет на 6 400 километров короче классического маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Подобные перспективы естественным образом разжигают аппетиты Китая, который стал в 2010 году мировым лидером по объемам экспорта.
Более того, новый путь может позволить китайским транспортным судам избежать нападений пиратов, которыми кишат воды у Малаккского пролива и Аденского залива… Как бы то ни было, эксперты советуют не забегать вперед. В среднесрочной перспективе пройти по северному пути смогут лишь ледоколы или корабли с двойной обшивкой.
Кроме того, в Арктике находятся значительные запасы энергоресурсов. Как следует из проведенного в 2008 году анализа Геологической службы США, под полярными льдами может находиться 30% неразведанных мировых резервов природного газа и 13% нефти.
Речь идет о «крупных, но не колоссальных» запасах ресурсов, отмечает профессор географии из квебекского Университета Лаваля Фредерик Ласерр (Frédéric Lasserre).
Как бы то ни было, 95% из них принадлежат арктическим державам. Для того, чтобы начать разработку этих месторождений, Китаю для начала необходимо не только получить разрешение на их эксплуатацию, но и приобрести технологии добычи в открытом море, которые сегодня стали дефицитным товаром.
В поисках ледяного дракона. Их расцветка белая, так что трудновато будет заметить.
«Присутствие китайских предприятий в Арктике пока еще остается на совершенно зачаточной стадии. Они предпочитают подписывать партнерские соглашения с иностранными компаниями о совместной разработке месторождений. Кроме того, хотя льды и тают, условия все равно остаются крайне тяжелыми как для людей, так и для техники. В настоящий момент китайские предприятия предпочитают работать на уже проверенных месторождениях, где вести добычу проще», – продолжает канадский ученый.
Тем не менее, Пекин наверстывает упущенное семимильными шагами. Помимо экспедиций и строительства ледоколов, в 2004 году у Китая появилась крупная научно-исследовательская база на арктическом архипелаге Шпицберген, который принадлежит Норвегии.
«С 2009 года Китай проявляет все больше интереса к Арктике, хотя и продвигается вперед крайне осторожно. Пекин прекрасно понимает, что у него нет никаких суверенных прав на регион», – считает Линда Джейкобсон (Linda Jakobson) из сиднейского Института внешней политики Лоуи, автор посвященного этому вопросу исследования, которое было опубликовано Стокгольмским институтом исследования проблем мира.
Китаю, у которого попросту нет никаких территорий в Арктике, практически нечем подкрепить свои притязания. В лучшем случае у него есть права в международных водах, которые расположены вне исключительных экономических зон пяти арктических государств: США, Канады, Дании, Норвегии и России.
С другой стороны, Пекин сейчас слишком занят защитой своих интересов в Южно-Китайском море, где в отличие от Арктики ему противостоят небольшие государства, такие как Вьетнам, Филиппины, Индонезия и Малайзия. «Арктика занимает не слишком высокое место в повестке дня китайской политики, международные СМИ преувеличивают значимость этой проблемы», – продолжает Линда Джейкобсон.
Китайская арктическая экспедиция
В то же время небольшая группа китайских ученых попыталась уговорить коммунистическое руководство страны обозначить свои притязания более решительным образом. «Тот, кто контролирует Арктику, будет контролировать мировую экономику и новый международный стратегический коридор», – предупреждал Ли Женьфу из Морского университета Даляня в опубликованной в 2009 году статье. Однако его послание так и не было услышано. Китайское правительство предпочитает действовать с осторожностью и до сих пор не высказало какой-либо официальной позиции по Арктике.
Китай стучится в дверь
В любом случае, все это не мешает Пекину подготавливать почву. Несмотря на отказ в 2009 году, Китай вновь подал заявку на статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Такое положение позволило бы ему принимать участие в работе этой межправительственной консультативной организации и тем самым придать новый вес своей позиции (при этом для него все равно был бы закрыт доступ к голосованию, который является уделом одних лишь арктических государств).
«Решение будет принято в мае 2013 года министрами иностранных дел государств-членов совета. В настоящий момент у совета нет официальной позиции просто потому, что кандидатуру Китая пока еще даже не рассматривали, – поясняет представитель Швеции (до 2013 года именно ей принадлежит кресло председателя) в Арктическом совете Густав Линд (Gustav Lind). – Чтобы получить статус постоянного наблюдателя, кандидат должен вести активную деятельность в Арктике и проявлять настоящий интерес к региону. С этой точки зрения, Китай удовлетворяет этим критериям». Как бы то ни было, нет гарантии, что хозяева севера с радостью распахнут перед ним двери.