Цель: иметь слабого и покорного начальника Генштаба в ходе подготовки к двум актам диверсии, которые Нетаниягу хочет провести на зимней сессии кнессета: скандальный закон об освобождении учащихся йешив от призыва в армию и закон о политизации комиссии по назначению судей.
Как уже не раз и не два случалось, реализация планов Нетаниягу по демонтажу правоохранительной и судебной системы сопровождается кучей трюков и уловок. Это начинается с разделения ролей плохого и хорошего полицейских между Яривом Левиным и Нетаниягу – миллионный дубль в фильме, и неважно, есть ли в этом доля правды — вплоть до поворота ультраортодоксов, которые вдруг обнаружили, что не хотят реформы.
Без законов о перевороте у Нетаниягу нет шансов достичь своей цели: остановить продолжающийся против него суд и остаться в кресле премьера. Без законов о перевороте ему будет трудно сохранить свою коалицию (хотя куда денутся бредовые идеи, которые там бродят?), а цена ганцев и их носилок за последние месяцы резко выросла.
Без закона об освобождении ешиботников от армейской службы, который также является смертным приговором для «народной армии», у него нет ультраортодоксов. Поэтому Нетаниягу решил подавить протест резервистов, а на командование армии навести страх.
Источник: https://detaly.co.il/netaniyagu-stremitsya-oslabit-tsahal-zachem-eto-bezumie
Нападение на начальника Генштаба — аномальное событие исторического масштаба, но оно очень логично в бибистском контексте. Нетаниягу всегда чувствовал себя преданным руководством силовых структур и спецслужб — почти всеми начальниками Генштаба и главами ШАБАКа. Они вставали перед камерами после выхода в отставку и рассказывали о проблеме с его надежностью, о том, что он часто не выдерживает давления. Некоторые из них столкнулись с ним лицом к лицу, как только сняли форму.
Руководители силовых структур не позволили ему атаковать Иран — так гласит нарратив, оправдывающий его бездеятельность, — и относились к нему как к чужеродному органу, которому нельзя доверять.
Источник: https://detaly.co.il/netaniyagu-stremitsya-oslabit-tsahal-zachem-eto-bezumie
Фото: Kobi Gideon, GPO
В нынешних обстоятельствах раскол в резервистской системе ЦАХАЛа был единственным фактором, который остановил первый законодательный блиц, и Нетаниягу хорошо понял, что протест резервистов является наиболее эффективным протестом против законов переворота.
После саммита в Уай Плантейшн в 1998 году, когда он уступил давлению администрации Клинтона и вел переговоры с Арафатом, его первое правительство рассыпалось в его руках. Нетаниягу понял, что он может продолжать править только при поддержке крайне правых и каханистов, и что он не должен сердить этих людей.
Всякий раз, когда возникает конкретный выбор между желанием «базы» его электората и благом государства, Нетаниягу будет выбирать ублажение «базы». Это то, что произошло с планом решения проблемы африканских беженцев, который он представил в 2018 году. Это то, что произошло в деле Эльора Азарии, когда Нетаниягу нарушил то, что признано как «ценности ЦАХАЛа», растоптал легитимность тогдашнего начальника Генштаба Гади Айзенкота и принес в жертву приближенного к нему министра обороны Моше (Буги) Яалона. Сегодня ставка ва-банк.
Йоав Галант, единственный защитник начальника Генштаба в правительстве преступников и уклонистов, уже помечен как пособник оппозиции, и поэтому не исключено, что он очень скоро заплатит своим постом.
Что касается начальника Генштаба, высокопоставленный источник в армии сказал, что «Нетаниягу очень повезло, что он попал на Герци». «Любой другой, — сказал он, — менее ответственный, менее болеющий за государственные интересы, менее хладнокровный, менее осторожный — дал бы интервью уже в 8 часов вечера и вызвал бы миллионную демонстрацию».
Руководители силовых структур в шоке от нападения на них, от отсутствия поддержки со стороны премьер-министра. Они потрясены попыткой переложить на них ответственность за реальный кризис, существующий в армии, что, по словам источников, «не начинается и не заканчивается формальной готовностью, а в основном вращается вокруг проблемы доверия или отсутствия доверия, что серьезно подрывает сплоченность армии».
Нетаниягу известен как человек, который проверяет в бесконечных опросах, чего хочет «база», и направляет свои шаги в соответствии с ее пожеланиями. Неясно, является ли его выбор — лобовое столкновение с «народной армией» и ее командованием — очередным безрассудным и поспешным поступком, вроде увольнения Галанта в марте, или поступком — столь же безрассудным – но крепко спланированным.
Идея, что большая часть народа восстанет против своих защитников и забросает грязью армейские символы в стране, где безопасность является высшей ценностью, почти религиозной, совершенно сюрреалистична.
Но мы должны очень хорошо помнить прецедент — процесс, который произошел здесь в последние годы: Нетаниягу превратил систему правосудия, которой он гордился, в страшного демона, в котором широкая общественность видит настоящего врага. Это сработало у него однажды. Он пытается снова.
Равит Хехт, И.Н. Фото: Эмиль Сальман.
На снимке в тексте: министр обороны Израиля Йоав Галант, премьер-министр Биньямин Нетаниягу, начальник Генштаба ЦАХАЛа Герци Халеви