В древнерусских летописях сохранилось два-три свидетельства о легендарном Рюрике. Правда, эти крошечные упоминания вызвали и продолжают вызывать научные споры, порождают гипотезы и дают пищу многочисленным интерпретациям о личности далекого предка русских князей. Летописный рассказ о приходе Рюрика связан с призванием варягов на Русь. Историки решили «варяжский вопрос», страсти бушуют среди образованщины. В научной среде не решен вопрос, были ли Рюриковичи потомками Рюрика.
Рюрик княжил на севере Руси 17 лет (862-879), но сведений о его деятельности не сохранилось. Кем он был - загадка. Умирая, он передал власть своему родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был еще очень мал. Это свидетельство «Повести временных лет», которая была создана намного позже времени предполагаемого княжения Рюрика, около 1113 года. Примерная дата рождения Рюрика Ютландского - около 817 года. Его имя означает «могучий славой», оно встречается у южнодатских конунгов и в династии норвежских правителей Инглингов, где появилось в начале 10 века.
Специалисты по сфрагистике, дисциплине занимающейся изучением старинных печатей, обратили внимание на печать, скреплявшую жалованную, меновую и отводную грамоту великого князя Московского Ивана III, которую он дал в 1497 году волоцким князьям - братьям Федору и Ивану Борисовичам. От всех предшествующих княжеских печатей она отличалась прежде всего цветом, а также исключительно высоким качеством оттиска и круговой легендой, содержащей полный титул великого князя Московского. На лицевой стороне помещен всадник в военных доспехах и развевающемся плаще, копьем поражающий дракона (крылатого змея). На оборотной - двуглавый орел с коронами на головах и с распростертыми опущенными вниз крыльями. Историки ломают голову над тем, чей же двуглавый орел - византийский или же западноевропейский - изображен на печати.
Папский легат Антонио Поссевино запустил версию, будто Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, лежащую в одном исподнем и избил свою беременную невестку. Тут вбежал сын Грозного Иван и отец раскроил ему череп. Хрестоматийная картина Репина на этот сюжет. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев опровергал это святотатство в письме к императору Александру III. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Ивана Васильевича и царевича Ивана Ивановича. Исследования останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. Скорее всего, он был отравлен.
Неразгаданной остается тайна происхождения царя Дмитрия Ивановича. Скорее всего им был чернец Гришка Отрепьев, который либо воспринял историю о чудесном спасении царевича, как свою собственную, либо оказался явным самозванцем. Как образно выразился великий историк Василий Ключевский, что Лжедмитрий был «только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». Ватикан и Речь Посполитая, безусловно, приложили к этому руку, но человек предполагает, а Бог располагает.
Не обошли стороной слухи и о подмене Петра Великого, которая произошла во время поездки царя в Великое посольство (1697/98). Вот только во всех представленных версиях заинтересованные стороны в этакой подмене разные: немецкая клика, либо французское правительство и польская знать. Это такой же фейк, как и пресловутое «завещание Петра Первого».
Павел I имел явное внешнее сходство со своим отцом, однако при дворе ходили слухи, что Екатерина родила его от своего первого фаворита, Сергея Салтыкова. Об этом «проговорилась» и сама Екатерина, сославшись на желание императрицы Елизаветы Петровны произвести на свет наследника от любого мужчины, лишь бы продолжить династию. Павел появился на свет спустя 10 лет после брака Екатерины с Петром и это обстоятельство играло на руку любителям слухов. В своих мемуарах императрица Екатерина Великая поведала о физическом недостатке своего мужа, который смог зачать ребенка лишь после операции.
По народной легенде, под именем благочестивого старца Фёдора Кузьмича провел в Сибири свои последние годы российский император Александр I. Почитание старца началось задолго до появления легенды о его царственном происхождении. Одним из первых его опознал ссыльный казак Березин, видимо, ранее служивший в составе Его Императорского Величества Конвоя. Высланный за какую-то провинность из Петербурга священник Иоанн Александровский также признал в старце императора Александра, которого он видел много раз. Для легенды были основания: царь скончался в Таганроге и был похоронен в закрытом гробу, якобы неграмотный он со знатными особами разговаривал, скорее всего, на французском языке. Но главное, будто бы Александр таким образом замаливал грех отцеубийства.
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий: