Ешь, молись, люби. Мир под нашими ладонями

Виктория Любая
Посмотрела, наконец, «Ешь, молись, люби». Книгу, по которой и снят фильм, прочитала значительно раньше, года через два после её издания,  но называлась она «Есть. Молиться. Любить» (мне, кстати, так больше нравится). Но кино ей, на мой взгляд, как говорится, «и в подметки» не годится. Хотя, честно говоря,  написана книга неровно, а  местами  текст  откровенно перегружен  выдержками  «из» или «для» (?)  путеводителя (что не исключено, т.к. книга автобиографична), а то и некоторой «заумью», перепертой автором по части дел «духовных».  Но не это главное.  Главное,  несмотря ни на что, она довольно искренняя. Поэтому, наверное, сразу, с распахнутой на середине страницы, с каких-то бегло проглядываемых фраз-предложений (как я часто делаю, просматривая незнакомые мне книги),  чем-то зацепила, задела «за живое».  Через два года книжные магазины пестрят романами а-ля «Есть. Молиться. Любить», но…  пока ничего похожего (в этой серии) не встречала.  Увы, даже следующий роман автора с сожалением «вернула  на полку»  –  он меня не тронул.

Пользуясь случаем, в преддверии Рождества, ото всей души хочу пожелать Элизабет (посмотрев ролик с её выступлением перед аудиторией, у меня было то же ощущение, как и от её героини, поэтому даже кажется, будто знаю её лично)) ) вдохновения  и не меньшего успеха остальным её творениям - как читатель, я, по понятным причинам, «хочу ещё».  Но я бы пожелала ей кроме коммерческого успеха (что, ясное дело, по нашей жизни, тоже существенно),  – держать эту планку (ноту), не опускаться (намеренно) ниже. Судя по прочитанной мною книги, она не только сумела понять для себя очень важные вещи, но и поделиться этим знанием и опытом с другими… Однако искушений – много, поддаться им  (особенно, на гребне успеха) очень легко. Так что, держись, Элизабет, держись! ))

…Думаю, фильм, который я посмотрела, это и есть одно из таких «искушений»…

Трудно сказать, ЧТО ИМЕННО  видят в этих ходульных (причем, очень наигранных) сценах, другие зрители, но, даже несмотря на несколько красивейших панорамных кадров  (в таких, европейских традициях),  в этом фильме (на мой взгляд) НЕТ НИЧЕГО. Простите, мою категоричность (особенно те, кому понравилось), но мне кажется,  в фильме нет самого главного – нет ДУШИ (повторюсь: в книге она присутствует). Джулия Робертс – симпатичная актриса (не в плане красоты, а в актерском плане), но это АБСОЛЮТНО не её роль. Во всяком случае, она ей не удалась.

Я никак не могла понять (все-таки, я не кинокритик, я хуже – взыскательный зритель): в чем же дело? И увидела, по крайней мере, три причины.

Во-первых, установка режиссера на зрительный ряд: всё отдано на откуп оператору. А ведь вся соль в том, что происходит во внутреннем мире героини, всё остальное, лишь декорация. В фильме – наоборот: вместо того, чтобы «замедляться» вместе с «пониманием, осмыслением» героини, энергичная и неутомимая Джулия Робертс несется во всё более и более убыстряемом хороводе событий. Через полчаса, глядя на этот «бег», хочется встать со своего места, дотянуться до руки «загнанной лошади-писательницы» и сказать (как говорят в Америке): постой, детка, остановись, передохни!
   
Возможно, режиссер боялся, что, следуй он тексту книги, не будет хватать киношной динамики и нынешний зритель, если ему постоянно не кидать песок в глаза, уснет перед экраном? Каково же было мое удивление, когда я прочла в титрах, что сценаристов у фильма было двое (вместе с автором книги). То есть, я думала, что кто-то другой искромсал текст и переставил местами сцены. А так, выходит, что автор тоже в этом деле замешан, увы. С другой стороны, возможно, именно Элизабет не дала целиком и полностью перекроить свою историю…

Во-вторых, неслучившийся актерский «ансамбль». Такое впечатление, что режиссеру дали неограниченное (или ограниченное?) количество денег и сказали: набирай! Он и набрал… А то, что каждый актер выпирает из общего «рисунка» (что, собственно, из-за этого рисунка и не существует), похоже, его нисколько не волновало. «Цигель, цигель, ай-люлю!» ..

Не знаю, почему народ пишет в отзывах, что, чем-то там проникся… Плохо ведь играют, переигрывают, «изображают».  Супруг героини говорит о любви, но любви (судя по взглядам, жестам) – нет; итальянцы разглагольствуют о том, что умеют наслаждаться жизнью, что знают толк в удовольствиях, но никакого «вкуса» и «жажды» не видно и не слышно: пошумели, друг дружку перебивая, руками помахали, темперамент (опять же) инсценируя, и – привет. Нет общей атмосферы. Каждый «дудит в свою дуду», согласно буквам роли. Сплошные «микки-маусы», где бы действие не происходило, честное слово!

В-третьих.  Обычно,  все провалы (ну, многие) в фильме может «стянуть» музыка. Но и с музыкой здесь такой же облом, что и с актерами. И в конечном счете, выходит, следующее: героиня Робертс несется куда-то, сломя голову, по городам и весям;  в кадре, словно картинки путеводителя «Нешнл географик» (которые героиня собирала в свою заветную коробку), мелькают виды каких-то ландшафтов, а музыка, тем временем… тянет в свою сторону. Типа: «у вас – своя свадьба, у нас – своя». И так, почти что, весь фильм. Замечательно.

Понятно, что снимать нужно было «по свежим следам», пока книга в рейтинге бестселлеров и читаема во многих странах, иначе деньжат «не срубишь». Окей, окей… Но именно этим «жестом доброй воли» создатели фильма перечеркнули все благие намерения, потенциально заложенные в книгу (и, кстати, действительно нашедшую огромный отклик у читателей, так что одного «рекламного трюка», без авторской «изюминки», тут было бы явно недостаточно). Получилось весьма среднее кино про невротичную и истеричную, образованную и преуспевающую (в общем и целом) дамочку «за тридцать». Такой перевертыш мужского «кризиса среднего возраста»: «Мне тридцать пять лет! Всё кончено!... Каждый день – это ежедневное увядание, дорога к концу… А в мире столько всего… А я даже не понадкусывал(а)!…».  Далее, «герой» пускается во все тяжкие и, похлебав из «трех мисочек», посидев на «трех стульчиках» и поспав «в трех кроватках», выуживает, в одной  из них (как игрушку из автомата),  свою «вечную любовь» (вау! награда нашла героя!). Но поскольку любая «рассказанная» история имеет своё начало и свой же, конец, то  про «вечность» (в смысле, истинные временные рамки «вечного блаженства»: неделю, месяц- два, пять лет…), скорее всего,  знает, лишь счастливый нарратор …бррр…обладатель, то есть…

Очевидно, что автор обсуждаемого бестселлера – талантливый компилятор.  Тому, кто, хотя бы, на дилетантском уровне почитывает соответствующую литературу, это ясно.  Но, кто мы все, как не компиляторы чужих мыслей и опыта? Сколько нас, истинных Творцов собственной жизни?!... Мда… Вопрос риторический…
Однако писатель (талантливый или просто хороший), тем и отличается от «читателя», что может сделать роман даже из собственной, не супергероической,  биографии.

Но и это не главное. Главное (одно из) – понять (пропустив это знание через сердце), что: «Так же, как в языке существует буквальный и метафорический смысл, так и у человека есть буквальная анатомия, а есть метафорическая. Одна всегда на виду, другая скрыта. Одна состоит из костей, зубов, плоти; другая – из энергии, памяти, веры. Но обе существуют на равных». *

 «…Бесплотная душа, излучающая прохладно-голубое сияние, не способна сделать стойку на руках, однако человеческому существу такое под силу. У нас есть руки, и если мы захотим, то можем опереться на них. В этом наше преимущество, прелесть пребывания в смертном теле. Именно поэтому мы нужны Богу. Ведь Ему нравится чувствовать мир нашими ладонями». **


В общем, дело не в том, КАКОЙ ТЫ (на публике), а в том, КТО ТЫ (опять же, не по занимаемой должности или месте в социуме и т.п., с чем мы себя привыкли идентифицировать, а – по сути). И тем, кто всё это понимает – ЕСТЬ, МОЛИТЬСЯ, ЛЮБИТЬ – можно начинать прямо здесь и сейчас, не путешествуя за этим «за три моря»...




«Ешь, молись, люби».
======================

Режиссер: Райан Мерфи
Сценаристы: Райан Мерфи, Дженнифер Солт
Оператор: Роберт Ричардсон
Композитор: Дарио Марианелли
Художник: Билл Грум
Продюсеры: Деде Гарднер, Стэн Влодковски, Брэд Питт
Страна: США
Год: 2010
Актеры: Джулия Робертс, Хавьер Бардем, Билли Крадап, Виола Дэвис, Майк О'Малли, Ашли Аткинсон, Джеймс Франко, Тува Новотны



)* )** «Есть. Молиться. Любить» Элизабет Гилберт, Изд-во: РИПОЛ Классик, 2008 г.

Электронная версия на Либрусеке:
http://lib.rus.ec/a/1626