Все о них говорят, но мало кто знает: Ашкеназы, Ашкенази

О том, что еврейский народ состоит из двух основных ветвей, известно едва ли не каждому образованному человеку. Но вот дальше, как они образовались, в каких местах проживали, на каком языке общались между собой, для большинства людей является загадкой.

Все о них говорят, но мало кто знает: Ашкеназы, Ашкенази

А ведь эта страница еврейской истории очень интересна, и ее изучение позволяет сделать массу открытий. В данном случае разговор пойдет об ашкеназах – субэтнической группе, сформировавшейся на территории Центральной Европы.

Общая информация

Сейчас ашкеназы составляют 4/5 от еврейского населения планеты. Если брать по отдельным ее регионам, то величина эта может варьироваться в значительных пределах: в Израиле их около 50%, а в США их число значительно превышает 80-процентный уровень. На протяжении столетий языком общения ашкеназов являлся идиш – язык, сформировавшийся в Германии в период раннего Средневековья и принадлежащий к индоевропейской языковой семье. Впервые это название начало встречаться в документальных источниках, относящихся к XIV веку.

Происхождение термина

С относительно происхождения термина «ашкеназ» существует несколько версий. По одной из них – это семитское обозначение земель, на которых в древности расселялись германские племена. А это граничащие между собой северные территории Франции и юго-запад современной Германии. Появившиеся здесь в раннем Средневековье евреи стали именоваться ашкеназим.

Но существуют и более оригинальные версии. К примеру, арабским названием Скандинавии, а в обобщенном плане всех стран Северной Европы, является выражение «Ас-Скандз». Его искаженную версию некоторые аналитики и принимают за топоним «ашкеназ». Есть еще и отсылка к библейским источникам. Так один из правнуков легендарного Ноя, внук его сына Яфета, носил имя Ашкеназ (Аскеназ). Ему и его потомкам были переданы для расселения некие северные земли, к которым аналитики и относят отдельные регионы нынешней Германии.

Есть и еще одна интересная версия происхождения данного термина. По ней понятие «ашкеназ» соответствует ассирийскому названию скифов, читаемых согласно клинописным табличкам как «ашкуза». Данная версия дала повод некоторым исследователям поселить первых ашкеназов на земли нынешней Центральной Украины, на которых некогда располагался Хазарский каганат. Они считают, что хазары – ни кто иной, как иудеи, из которых и вышли европейские ашкеназы.

Рейнская теория

Главенствующей версией все же является вариант, получивший название Рейнская теория. Согласно ей после разгрома римлянами в I веке Иудеи и высылке оттуда евреев на территорию метрополии, они немедленно начали расселяться по регионам империи. Очень скоро первые еврейские общины появились в Галлии, образовав группу романиотов. По мере расширения Римской империи на север, туда продвигались и евреи. Известно, что в 321 году еврейская община уже существовала в Кельне. Но пока еще их нельзя было назвать ашкеназами в полном смысле этого слова, ведь к тому моменту везде главенствовала латынь как основной язык Римской империи.

Толчком к переходу на новый язык стало изгнание в VII веке евреев из французской Галлии королем Дагобертом I. Им ничего не оставалось делать, как форсировать Рейн, чтобы осесть на германских землях. С этого момента появление ашкеназов стало только вопросом времени. Их праотцом стал некий Ицхак, живший при короле франков Карле Великом в городе Ахен. По поручению Карла Великого он организовал посольство к халифу Гаруну аль-Рашиду, и судя по всему, успешно.

Получив после данного мероприятия определенные преференции, евреи стали беспрепятственно расселяться вдоль берегов Рейна. Уже в 960 году в Майнце существовала крупная еврейская община, в которой впоследствии служил раввином Гершом бен Иегуда, прозванный Меора-Гола за то, что занимался выработкой новых общинных установлений. Ему, кстати, приписывают запрещение многоженства среди евреев. Помимо Майнца заметные еврейские общины располагались в германских городах Вормсе, Трире, Шпеере, Страсбурге.

Примерно к этому моменту язык германцев полностью вытеснил из общения латынь. Взяв за основу средненемецкие диалекты, добавив в разговорный язык части речи итальянских евреев, мигрировавших на север с Апеннинского полуострова, местные евреи создали идиш. В дальнейшем, по мере продвижения евреев на Восток, он пополнялся славянизмами. Этот факт, кстати, полностью разбивает теорию хазарской гипотезы, но в идише слова тюркоязычного происхождения, которыми пользовались хазары, практически отсутствуют.

Все о них говорят, но мало кто знает: Ашкеназы, Ашкенази

Великое переселение евреев на Восток

Начиная с XI века, в Западной Европе стал отмечаться рост напряженности в отношениях между местным населением и евреями. Этому способствовали Крестовые походы на Святую землю и целая череда эпидемий смертельных болезней, буквально выкашивавших жителей европейских стран. Для еврейской части населения, в силу ряда причин меньше страдавших от заболеваний, власти начали создавать невыносимые условия жизни. Они требовать наносить на одежду отличительные знаки, селиться в строго отведенных местах и даже вообще изгоняли иудеев из своих стран.

В XIII ст. давление на еврейскую диаспору в странах Западной Европы достигло максимума. Людям ничего не оставалось делать, как искать для себя нового покровителя, каковой, к счастью, быстро отыскался в лице польского короля Болеслава. В 1264 году он подписал грамоту, защищавшую права евреев на подвластных ему землях. Последующие правители Польши расширили для лиц еврейской национальности список привилегий, поэтому иудеи массово потянулись в королевство.

На некоторый период времени для евреев в Польше сложились буквально тепличные условия, благодаря которым их численность непрерывно росла, спустя 300 лет достигнув уровня 10% населения от всего королевства. В XVI веке в Польше собралось до 80% от всего мирового еврейства, в то время как в остальных странах Западной Европы их из-за различных репрессивных мер практически не осталось. Чувствуя себя в Польше абсолютно свободно, по мере расширения страны на восток, иудеи начали проникать в русские земли, населенные православным населением.

Везде они организовывали собственные общины, которые на востоке страны превратились в своеобразную прослойку между православным населением и польским дворянством. Евреями контролировалась практически вся торговля на восточных землях, а часто даже работа церковных служб. Подобная ситуация абсолютно не устраивала православную часть польских граждан, считавших себя русскими. Начался рост напряжения, в XVII веке вылившийся в череду кровопролитных конфликтов.

Лидеры местного казачества начали бороться за расширение своих привилегий. В большинстве случаев это выражалось в убийстве католического и иудейского населения в городках и селах восточных регионов. Данная ситуация достигла пика в середине XVII века в период восстания под управлением казачьего атамана Богдана Хмельницкого. Это привело к тому, что евреи-ашкеназы потянулись на юг в Османскую империю и на запад в более спокойные страны Европы, образовав там свои диаспоры. Положительным фактором для евреев послужило то, что после череды войн в европейских странах сильно уменьшилось количество собственного населения, и прибывавшие туда с востока евреи стали вполне желанными переселенцами.

С тех пор вплоть до середины ХХ столетия для евреев наступило относительно спокойное время. Катастрофа для ашкеназов произошла в 1930-1940-х годах, когда пришедшие в Германии к власти нацисты начали целенаправленно уничтожать еврейское население. Подобная ситуация стала решающим толчком к появлению на карте мира еврейского государства Израиль, ставшее залогом сохранения нации и ее дальнейшего процветания.

Это не единственная субэтническая группа евреев, обычно выделяют еще две большие группы: сефарды и мизрахим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *