Царский указ 1891 года о выселении евреев из Москвы

Антиеврейские законы принимались правительствами многих европейских государств, и Россия тому не исключение. В ней тоже стремились до некоторой степени ограничить возможности евреев контролировать экономику страны, находя для этого все новые поводы.

Царский указ 1891 года о выселении евреев из Москвы

Лишь в период правления императора Александра II для людей этой национальности были даны некоторые послабления, однако уже следующий царь Александр III вновь ужесточил законы. Наиболее неприятным для этой нации стал его указ от 1891 года, в котором предписывалось выселять их из Москвы и Московской губернии.

Исходя с точки зрения российского императора, основания для этого имелись довольно существенные. Благодаря либеральной политике императора Александра II евреи смогли спокойно выбирать места для проживания, еврейскому купечеству разрешалось оставаться в городах, расширялись их возможности на получение образования и выбор профессии, и даже на военную службу они могли призываться на общих основаниях.

Царский указ 1891 года о выселении евреев из Москвы

В свою очередь, это повлияло на демографическую ситуацию в крупных городах, особенно в Москве. Утратив с появлением Санкт-Петербурга статус столицы, она перешла в категорию экономических центров. Сюда и потянулся еврейский люд в надежде на улучшение своего благосостояния. Статистика того времени говорит, что большая часть московских иудеев занимались промышленным делом (включая мелкое ремесленничество), торговлей и банковскими операциями. К моменту появления царского указа о выселении практически пятая часть от всех купцов высшей гильдии Москвы являлись евреями.

Был и еще один отрицательный фактор, неприемлемый для властей. Несмотря на то, что в количественном отношении их число в Москве составляло около 3% (25-35 тыс. человек), большая часть из них жила в своем замкнутом мире. Они были слабо мотивированы на сотрудничество с русской культурой, бедны и довольно консервативны. Основным языком для них служил идиш, а среда культурного общения ограничивалась ближайшей синагогой.

Ситуация окончательно стала нетерпимой в 1881 году после yбийcтвa террористами императора Александра II. В прессе разразилась антисемитская пропаганда. В СМИ утверждалось, что yбийcтвo государя – дело рук eврeeв. По стране прокатилась волна погромов, во время которых толпы потерявших человеческое лицо людей ходили по городам и избивали, а их дома, мастерские и магазины разоряли и поджигали. Немалую роль здесь играли пришедшие в города из сел обнищавшие крестьяне, для которых евреи были основными конкурентами. Ситуация стала настолько нетерпимой, что даже Александр III устроил встречу с делегатами от еврейского сообщества, пытаясь разобраться в ситуации.

Конечно же, на императора пытались оказывать давление и некоторые высшие сановники. В частности, министр внутренних дел Игнатьев призывал ужесточить отношение к евреям, мотивируя это тем, что они уже начинают контролировать экономику страны, а коренное население подвергают эксплуатации. Именно эти мысли царь повторял на своей встрече с делегацией от евреев. Итогом стало появление сначала «Временных правил», снявших все послабления для eврeeв, введенные Александром II, а потом и неоднозначного указа от 1891 года, подразумевавшего выселение eврeeв из Москвы.

Появление этого документа не в последнюю очередь связано с двумя людьми: обер-прокурором Святейшего синода Константином Победоносцевым и московским генерал-губернатором, которым стал в начале 1891 года родной брат императора Сергей Александрович. Относительно этой нации эти 2 человека имели собственное и очень категоричное мнение. Они хотели «оградить» страну от семитов, хотя мотивы у каждого из них были разными. Уже в марте требуемое повеление было подписано царем. Согласно ему, ремесленникам, механикам и мастерам еврейского происхождения в кратчайший срок требовалось покинуть территорию Москвы и Московской губернии.

Для московских иудеев высочайшее повеление стало настоящей драмой. Случайно или умышленно, но оно было опубликовано в прессе в момент празднования Песаха. В первую очередь выселять взялись нелегалов и мелких ремесленников. К людям с нерусской внешностью, могли прямо на улице подойти полицейские и потребовать разрешающие документы. Если таковых не обнаруживалось, человека помещали в пересыльную тюрьму, после чего отправляли по этапу. Вскоре ужесточились и требования к бывшим солдатам еврейской национальности, которые, окончив службу и выйдя в отставку, оседали в Москве на вполне законных основаниях. Их, а также членов их семей обязали приписываться к мещанским обществам. Но все усложнялось тем, что новых иудеев в них категорически запрещалось приписывать.

В течение 1891-1893 годов по высочайшему повелению из Москвы было выселено около 20 тыс. человек. Наиболее пострадавшими оказались беднейшие слои населения и иудейская церковь. В частности, было закрыто несколько синагог, в том числе и только открывшаяся накануне хоральная. Были высланы за черту оседлости и ряд церковных лидеров.

Что в итоге. Среди оставшихся в ней людей этой национальности резко вырос процент образованных и состоятельных людей, положительно относившихся к сосуществованию двух культур. Им пришлось проявлять больше усилий, чтобы повысить свой статус и остаться в Москве. В это время доля мелких ремесленников сократилась в 1897 до 37,9%, упав более чем в 2 раза от 1891 года. В то же время количество купцов выросло вчетверо, достигнув 25,6%. Вырос уровень евреев с высшим образованием. Также увеличилось и процентное число отставных солдат, поднявшееся до 25%, т.е. почти в 5 раз относительно того же 1891 года. Таким образом, руководство России резко увеличило процент высокообразованных евреев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *