ЭЙНШТЕЙН НЕ ОДИНОК!
Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 20:12
ссылка
В 1918 году Макс Планк (1858-1947) был удостоен Нобелевской премии по физике "в знак признания его заслуг в деле развития физики благодаря открытию квантов энергии". Макс Планк повсеместно признан отцом современной физики. Им сформулирована одна из важнейших физических теорий XX столетия - квантовая теория. Он также внес значительный вклад в развитие теории относительности и в исследования электромагнитного излучения. Кроме того, Планк - основатель квантовой механики.
Гражданство: Германия.
Образование: доктор философии (физика), Мюнхенский университет, Германия, 1879 г. (в возрасте 21 года).
Профессиональная деятельность: профессор физики в Мюнхенском, Кильском и Берлинском университетах.
В знаменитом докладе "Религия и естествознание" (май 1937) Планк писал: "И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов". (Планк М.Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990).
"Религия есть связь человека с Богом. Она основана на благочестивом страхе перед неземной силой, которой подчиняется человеческая жизнь и которая держит в своей власти наше благо и наши страдания. Найти в своих устремлениях согласие с этой силой, снискать ее благосклонность - вот постоянное стремление и высшая цель религиозного человека. Ибо только так он может чувствовать себя укрытым от опасностей (предвидимых и непредвидимых), угрожающих ему в этой жизни, и только так он сможет добиться самого чистого счастья, связанного с внутренним миром в своей Душе, который может быть гарантирован только твердым союзом с Богом и безусловной верой в Его всемогущество, в Его готовность помочь". (Планк, там же.).
Завершая доклад "Религия и естествознание" (май 1937), Планк сказал: "Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказывающий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!" (Планк, там же).
"При таких обстоятельствах не следует удивляться тому, что атеистическое движение, объявляющее религию преднамеренным обманом и выдумкой властолюбивых священников, у которого благочестивая вера в высшую силу над нами встречает лишь слова насмешки, усердно использует естественнонаучное познание, продолжая, якобы в союзе с ним, все более быстрыми темпами оказывать разлагающее влияние на все слои народа по всей Земле. Мне не нужно более подробно разъяснять, что с победой этого движения жертвами уничтожения стали бы не только наиболее ценные сокровища нашей культуры, но и, что еще ужаснее, - надежды на лучшее будущее". (Планк, там же. - С. 26).
"Значение религии простирается за пределы сознания отдельного человека. Религия не столько присуща каждому отдельному человеку, сколько претендует на действенность и значение для большого сообщества, для народа, расы и - в конечном итоге - для всего человечества. Ибо Бог правит одинаковым образом во всех странах, Ему подчиняется весь Мир с его сокровищами и ужасами". (Планк, там же).
" Бог существовал еще до того, как человек появился на Земле, и что Он от века держал в Своих всемогущих руках верующих и неверующих, что Он восседает на высоте, непостижимой для человеческого разумения, и будет восседать там и тогда, когда Земля со всем, что на ней есть, уже давно превратится в развалины. К истинно религиозным людям могут причислять себя те - и только те - кто исповедует эту веру и кто, проникнувшись ею, чувствует себя защищенным всемогущим Богом от всех опасностей жизни, почитая Его и беспредельно доверяя Ему. (Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990).
В одном из своих главных трудов, "Куда идет наука?" (1932), Планк отмечал:
"Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга. Наверное, каждый серьезный и мыслящий человек осознает, что необходимо признавать и развивать религиозный элемент его природы, дабы все силы человеческой Души слились в совершенной гармонии. Не случайно величайшие мыслители всех времен были людьми глубоко религиозными". (Planck 1977, 168).
"Меня как физика, то есть человека, посвятившего всю жизнь совершенно прозаической науке - исследованию материи, - никто не назовет фантазером. Я изучал атом и могу сказать: не бывает материи самой по себе! Вся материя возникла и существует только благодаря силе, которая приводит в движение частицы и удерживает их в виде мельчайшей солнечной системы - атома.
Но так как во всей Вселенной нет ни разумной, ни вечной энергии, то нам следует предположить, что за этой энергией стоит Бог, обладающий разумом и самосознанием. Бог - есть первопричина всей материи!" (Цит. по: Eggenstein 1984, Part I; см. также "Materialistic Science on the Wrong Track").
На вопрос наблюдателя: "Как вы считаете, можно ли объяснить сознание с материальной точки зрения?" - Макс Планк отвечал:
"Нет, я считаю сознание первичным. Я рассматриваю материю как производное от сознания. Сознание невозможно обойти стороной. О чем бы мы ни говорили, что бы ни считали существующим - всё постулирует первичность сознания". (Цит. по: de Purucker 1940)
***.
Ричард Смолли (1943-2005) стал лауреатом Нобелевской премии по химии в 1996 году "за открытие фуллеренов" - третьей элементарной формы углерода (наряду с графитом и алмазом). После смерти Смолли Сенат США принял резолюцию, в которой Смолли был назван "отцом нанотехнологий".
Гражданство: США.
Образование: доктор философии (химия), Принстонский университет (США), 1973 г.
Профессиональная деятельность: профессор химии и физики в Университете Райса (Хьюстон, штат Техас, 1981-2005).
"В последнее время я снова стал регулярно ходить в церковь. У меня появилась новая цель: постараться понять, в чем именно заключается сегодня притягательность и сила христианства для миллиардов людей.
И хотя мне вряд ли когда-нибудь удастся понять это полностью, теперь я, наверное, могу сказать, что ответ очень прост: христианство истинно. Бог действительно сотворил Мир, и Он неизбежным образом связан с судьбой Своего творения. Только Бог знает цель этой Вселенной, но современная наука все больше убеждается, что именно точнейшее устройство Вселенной сделало человеческую жизнь возможной. Нам принадлежит некая важная роль в Божьем замысле. Наша задача - постараться понять эту роль, любить друг друга и содействовать Богу во исполнении Его замысла". (Smalley 2005).
Ричард Смолли говорил о книгах "Происхождение жизни" и "Кем был Адам?" ('Origins of Life' и 'Who Was Adam?'), написанных профессором Хью Россом (астрофизиком) и профессором Фазейлом Рана (биохимиком):
"Теории эволюции только что был нанесен смертельный удар. Прочитав "Происхождение жизни", я, со своим образованием в области химии и физики, ясно осознал, что эволюции быть не могло. Новая книга "Кем был Адам?" - это серебряная пуля, сразившая эволюционную модель наповал". (Smalley 2005a).
3 октября 2004 года в речи на 79-й ежегодной конференции ученых в Таскиджийском университете Смолли, упоминая о противопоставлении эволюционизма и креационизма, дарвинизма и Книги Бытия, отметил:
"Бремя доказательства лежит на тех, кто не верит, что Книга Бытия истинна, что Вселенная была сотворена и что Творец по-прежнему поддерживает Свое творение".
(Smalley 2004).
***.
Кристиан Анфинсен Гражданство: США.
Образование: доктор философии (биохимия), Гарвардский университет, 1943 г.
Профессиональная деятельность: профессор химии в Гарвардском и Пенсильванском университетах; научный сотрудник Карлсбергского университета (Дания), Национального института здравоохранения (Бетесда) и Национального института исследований артрита, метаболизма и заболеваний органов пищеварения; профессор биологии в университете Джона Хопкинса с 1982 года до последних дней жизни.
Что вы думаете об этой концепции и о существовании Бога?" - Кристиан Анфинсен сказал:
"Думаю, только дурак может быть атеистом. Нам приходится признать существование непостижимой силы, обладающей безграничной мудростью и знанием - силы, которая положила начало Вселенной". (Цит. по: Margenau and Varghese, 'Cosmos, Bios, Theos', 1997, 139).
В 1977 году профессор Анфинсен писал:
"Приведу любимую цитату из Эйнштейна, с которой я вполне согласен.Сам Эйнштейн однажды сказал: "Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение тайны. Оно лежит в основе подлинной науки. Тот, кто не испытал этого чувства, кого уже не охватывает благоговение - практически мертв. Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (Цит. по: Margenau and Varghese, 'Cosmos, Bios, Theos', 1997, 140).
28 марта 1989 года Анфинсен писал:
Я мало что могу добавить к уже высказанным мною соображениям о природе Бога и Его существовании.
Нет сомнения в том, что объяснить наше собственное существование можно только существованием некоей всемогущей и всеведущей Сущности". (Анфинсен 1989).
***.
Абдус Салам (1926-1996) стал лауреатом ом Нобелевской премии по физике в 1979 году "за вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных воздействий между элементарными частицами". Его теория стала последним этапом в создании единого описания четырех основополагающих сил природы.
Гражданство: Пакистан.
Образование: доктор философии (математика и физика), Кембриджский университет, 1952 г.
Профессиональная деятельность: профессор теоретической физики в Лондонском университете и Пенджабском университете (Пакистан); с 1964 года - директор Международного центра теоретической физики в Триесте (Италия).
Свою речь под названием "Бедный народ" ('Poor as a Nation') Абдус Салам завершил словами: "Наше общество окружено бедами, словно горами. Попытайтесь терпением сровнять их с землей. Настанет день, когда Бог проявит милость. Не бойтесь, что ваши усилия останутся бесплодными. Продолжайте делать свое дело, и Бог вас благословит". (Salam 1990).
В интервью журналу "Нью сайентист" (New Scientist, 26 августа 1976 г.) Абдус Салам сказал: "Каждому человеку нужна религия, как настойчиво утверждал Юнг; это глубинноое религиозное чувство - одна из главных движущих сил человечества". (Salam 1976).
В физике профессора Салама больше всего занимала проблема симметрии. Свой интерес к ней он объясняет следующим образом: "Возможно, это связано с моим исламским наследием. Мы верим, что Бог создал вселенную прекрасной, симметричной и гармоничной; в ней виден порядок и нет места хаосу.
Мы пытаемся понять мысли Бога. Разумеется, чаще всего мы очень далеки от истины, но иногда осознание хотя бы малой доли истины доставляет великую радость". (Salam 1976; New Scientist).
4. В статье "Наука и религия" (Science and Religion) профессор Салам писал:
"Эйнштейн с рождения унаследовал веру Авраама. Сам он считал себя глубоко религиозным человеком. Это чувство восхищения приводит большинство ученых к Высшему Бытию. Божество, Которое Эйнштейн ласково называл "Старик" (der Alte), есть Высший Разум, Господь всего творения и Законов Природы". (Цит. по: Lai and Kidwai 1989,).
Свою речь под названием "Бедный народ" ('Poor as a Nation') Абдус Салам завершил словами: "Наше общество окружено бедами, словно горами. Попытайтесь терпением сровнять их с землей. Настанет день, когда Бог проявит милость. Не бойтесь, что ваши усилия останутся бесплодными. Продолжайте делать свое дело, и Бог вас благословит". (Salam 1990).
***.
Джозеф Хотон Тейлор младший (англ. Joseph Hooton Taylor, Jr.; Родился. 29 марта 1941, Филадельфия, США) — американскийфизик, лауреат Нобелевской премии по физике 1993 года «за открытие нового типа пульсаров, давшее новые возможности в изучении гравитации», совместно с Расселом Халсом.
Своё открытие Рассел Халс и Джозеф Тейлор сделали в 1974 году, проводя наблюдения на радиотелескопе в Аресибо они впервые обнаружили двойной пульсар PSR B1913+16.
В 1991 году измерения сокращающейся орбиты этой пары звёзд, образующих пульсар, дали подтверждение общей теории относительности, и возможность излучения этой системой гравитационных волн.
Джозеф Тейлор-мл. (р. 1941 г.) стал лауреатом Нобелевской премии по физике в 1993 году за открытие нового вида пульсаров - двойного пульсара. Гражданство: США.
Образование: доктор философии (астрономия), Гарвардский университет, 1968 г.
Профессиональная деятельность: профессор физики в Массачусетском и Амхерстском университетах (1969-1981), Принстонском университете (с 1986 г. по настоящее время).
"Научное открытие является также и открытием религиозным. Между наукой и религией нет противоречия. Каждое новое открытие в этом мире обогащает наше знание о Боге". (Цит. по: Brown 2002).
В людях нужно искать глубину духовного присутствия, даже в тех, с кем вы расходитесь во взглядах". (Цит. по: Candid Science IV: Conversations with Famous Physicists by Istvan Hargittai, London, Imperial College Press, 2004).
***.
Роберт Эндрюс Милликен (1868-1953) стал лауреатом Нобелевской премии по физике в 1923 г. "за эксперименты по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту". Милликен определил заряд электрона.
Гражданство: США.
Образование: доктор философии (физика), Колумбийский университет, Нью-Йорк, 1895 г.
Профессиональная деятельность: профессор физики в Чикагском университете и в Калифорнийском технологическом институте.
Роберт Милликен писал: "Благополучие и прогресс человечества зиждутся на двух столпах. Если один из них рухнет - погибнет все строение. Эти два столпа суть культивирование и распространение по всему миру: 1) духа религии; 2) духа науки (знания)". (Millikan 1950, 279). "В практическом аспекте проповедь современной науки - а современная наука и есть самый неутомимый и успешный проповедник - удивительно похожа на проповедь Иисуса. Главная тема в проповеди науки - служение, подчинение индивида общим интересам. Иисус говорил, что наш долг - содействовать спасению человечества. Наука говорит, что наш долг - прогресс человечества.
В интервью под названием "Бог ученых" (Collier's; 24 октября 1925) Милликен сказал:
"Я как минимум могу с уверенностью утверждать, что научного основания для того, чтобы отвергать религию, нет, - равно как, на мой взгляд, нет и никакого оправдания конфликту между наукой и религией, так как они принадлежат к совершенно разным областям. Те, кто очень плохо разбирается в науке, и те, кто очень плохо разбирается в религии, действительно иногда затевают ссоры, и сторонним наблюдателям кажется, что происходит конфликт между наукой и религией, хотя на самом деле конфликт этот только между двумя видами невежества.
Первая серьезная ссора подобного рода произошла, когда Коперник выдвинул свою теорию, согласно которой Земля - не плоская поверхность и не центр вселенной, а всего лишь одна из многочисленных маленьких планет, которая за день совершает оборот вокруг своей оси, а за год - вокруг Солнца. Коперник был священником, настоятелем собора, человеком прежде всего религиозным, а не ученым. Он знал, что основания подлинной религии сокрыты там, где их не могут потревожить никакие научные открытия. Он подвергся гонениям не потому что восстал против религиозного учения, а потому что, согласно его теории, человек не был центром вселенной, - и для ряда эгоистов эта новость оказалась весьма неприятной". (Millikan 1925). "Никогда не встречал думающего человека, который не верил бы в Бога". (Millikan 1925).
"Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным". (Цит. по: Grounds 1945).
В "Автобиографии" Милликен писал:
"Но я пойду еще дальше, потому что кто-то спросит: "Откуда появилась идея Бога? Разве это не часть религии?" Думаю, да, часть; и поэтому отвечу тремя способами.
В качестве ответа я приведу цитату из Священного Писания, где сказано: "Бога никто никогда не видел… Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" Иными словами, отношение человека к Богу проявляется и отражается в отношении этого человека к другим людям - его братьям.
"Религию и науку я считают двумя родственными силами, которые тянули и тянут человечество вперед и вверх". (Millikan 1950).
***.
Эрвин Шрёдингер (1887-1961) в 1933 году был удостоен Нобелевской премии по физике "за открытие новых продуктивных форм атомной теории". Его труды стали также важным вкладом в развитие волновой теории материи и других основ квантовой механики. Шрёдингер признан основателем волновой механики.
Гражданство: Австрия.
Образование: доктор философии (физика), Венский университет, Австрия, 1910 г.
Профессиональная деятельность: профессор физики в университетах Штутгарта, Йены, Берлина, Цюриха, Оксфорда и Вены.
Шрёдингер называл науку игрой, правила которой придумал - Сам Бог:
"Наука есть игра, но игра не шуточная, игра в хорошо заточенные ножики…
Если, к примеру, аккуратно разрезать какую-нибудь картинку на тысячу кусочков и перемешать, а потом попытаться сложить ее снова - это все равно что решить головоломку.
В науке головоломку тебе задает не кто иной, как Господь. Он придумал и саму игру, и ее правила, которые к тому же ты можешь и не знать полностью. Тебе предоставляется угадать или определить на свой страх недостающую половину правил.
…Результат зависит от того, насколько количество истинных правил игры, навечно установленных Господом, больше числа ложных, порожденных вследствие твоей неспособности познать истину; и если данное соотношение превысит некий предел, головоломка будет решена. Похоже, в этом и состоит весь азарт игры". (Цит. по: Moore 1990).
"…Меня очень удивляет, что научная картина реального Мира вокруг меня настолько неполная.
Она дает много фактической информации, приводя весь наш жизненный опыт в замечательно непротиворечивый порядок. Однако она хранит тягостное молчание в отношении всего того, что действительно близко нашему сердцу, что действительно имеет для нас значение.
Она не может нам сказать ни слова о: красном и синем, горьком и сладком, физической боли и физической радости; она ничего не знает о: красоте и уродстве, хорошем и плохом, Боге и вечности.
Наука иногда притворяется, что ответила на подобные вопросы, но ответы эти часто настолько глупы, что мы не склонны воспринимать их серьезно". (Шрёдингер, "Природа и греки". - Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая механика", 2001. - С. 76.
Шрёдингер решительно отрицает мнение некоторых теистов об атеистической сути науки: "Разрешите сказать пару слов о пресловутом атеизме науки. Теисты снова и снова упрекают науку в атеизме, но без каких-либо на то оснований. Личностного Бога невозможно найти в такой модели Мира, из которой изъято всё личностное. Опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности.
Шрёдингер утверждает, что технические изобретения человечества наносят ущерб природе:
Серьезная ошибка технически ориентированной культуры заключается в том, что высшей целью представляется изменение Природы. Такая культура надеется занять место Бога, чтобы навязать божественной воле убеждения бренного разума". (Цит. по: Moore 1990).
В книге "Природа и греки" Шрёдингер пишет:
"Откуда я пришел, куда иду?
Наука ни слова не может сказать о том, почему нас радует музыка, или почему старая песня трогает нас до слез.
Наука хранит молчание даже в ответ на вопрос о великом Единстве - Едином Пармениде - часть которого все мы так или иначе составляем, и которому мы все принадлежим. Самое распространенное его название - Бог, с заглавной буквы.
Откуда я пришел, куда иду? Это великий непостижимый вопрос, встающий перед каждым из нас. У науки нет на него ответа". (Шрёдингер, "Природа и греки").
Я собрал работы Эйнштейна, Гейзенберга, Шрёдингера, Луи де Бройля, Макса Планка, Нильса Бора, Вольфганга Паули, сэра Артура Эддингтона и сэра Джеймса Джинса. Нет никакого сомнения в том, что все они были гениальными учеными (и все, кроме двух, были нобелевскими лауреатами). Но как уже упоминалось, удивительнее всего то, что все они придерживались глубоко духовного или мистического мировоззрения - что, казалось бы, неожиданно для ученых-первооткрывателей". (Wilber 1998, 16).
См. книги Шрёдингера:
- My View of the World. Cambridge University Press, 1964.
***.
Гульельмо Маркони (1874-1937) был удостоен Нобелевской премии по физике за изобретение первой успешной системы беспроволочного телеграфа. Маркони изобрел радио; его революционные труды положили начало развитию электронных средств связи в современном мире.
Гражданство: Италия.
Образование: получил частное образование (в области физики) в Болонье, Ф
лоренции и Ливорно (Италия).
Профессиональная деятельность: изобретатель и предприниматель, Италия.
"Чем больше я работаю с силами Природы, тем сильнее чувствую Божью щедрость, излитую на человека. Тем глубже осознаю великую истину, что всё зиждется на Вечном Творце и Вседержителе. Тем больше понимаю, что так называемая наука, которой я занимаюсь, - не что иное, как проявление Высшей Воли, которая желает сблизить людей, чтобы помочь им понять себя и стать лучше". (Цит. по: Maria Cristina Marconi 1995).
О вопросе происхождения жизни и о неудачных попытках науки ответить на него Маркони говорил:
"Тайна жизни, несомненно, самая сложная проблема, когда-либо занимавшая людские умы. Я уверен, что с того самого момента, как человечество начало думать, его занимал вопрос о своем происхождении и о будущем - в чем, собственно, и состоит вопрос жизни. Наука совершенно не способна ответить на этот вопрос. И это было бы ужасно, не будь у нас веры". (Marconi 1934).
"Наука сама по себе не в состоянии объяснить многие вещи и прежде всего величайшую тайну - тайну нашего Бытия. Я верую не только как католик, но и как ученый". (Цит. по: Morrow 1949, 14a).
***.
Дерек Бартон (1918-1998) в 1969 году был удостоен Нобелевской премии по химии за вклад в развитие конформационной концепции (изучение трехмерной структуры сложных молекул) и ее применение в органической химии.
Гражданство: Великобритания.
Образование: доктор философии (органическая химия), Имперский колледж науки, техники и медицины (Лондон), 1942 г.; доктор наук, Лондонский университет, 1949 г.
Профессиональная деятельность: профессор химии в Имперском колледже (Лондон), Гарвардском университете, Лондонском университете, университете Глазго (Шотландия) и т.д.
"Бог есть Истина. Наука и религия совместимы. Они обе ищут одну и ту же истину. Наука показывает, что Бог существует". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 144).
"Научные наблюдения и опыты настолько удивительны, что открывающуюся в них истину определенно можно рассматривать как еще одно проявление Бога. Бог являет Себя, позволяя человеку открывать истину". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 145).
В ответ на вопрос: "Многие выдающиеся ученые, в том числе Дарвин, Эйнштейн и Планк, очень серьезно относились к концепции Бога. Что вы думаете об этой концепции и о существовании Бога?" - Дерек Бартон сказал:
"Как я уже говорил, Бог есть Истина. Но общается ли Бог с человеком? Мне кажется совершенно невероятным, чтобы Бог избрал только одну религию или одну религиозную группу, которая представляла бы всё человечество. Я считаю, что Бог принимает всех - даже тех, кто притворяется неверующим. Нравственность и религия взаимодействуют, и это взаимодействие порождает многие положительные свойства человеческого поведения". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 147).
"Наша Вселенная бесконечно велика и бесконечно мала. Ее бесконечность простирается в прошлое и будущее. Мы никогда не сможем постичь бесконечность. Это высшая истина, которая есть Бог". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 144).
***.
Изобретателю лазера Чарльзу Харду Таунсу (р. 1915) в 1964 году была присуждена Нобелевская премия по физике "за фундаментальную работу в области квантовой электроники, которая привела к созданию осцилляторов и усилителей, основанных на мазерно-лазерном принципе". Чарльз Таунс стал основателем науки о лазерах.
Гражданство: США.
Образование: доктор философии (физика), Калифорнийский технологический институт, 1939 г.
Профессиональная деятельность: сотрудник исследовательской лаборатории компании "Белл телефон" (Нью-Джерси); профессор физики в Колумбийском университете, Массачусетском технологическом институте и Калифорнийском университете.
На вопрос: "Что вы думаете о существовании Бога?" - Чарльз Таунс отвечал: "Я убежден в существовании Бога - на основании интуиции, наблюдений, логики и научного знания". (Townes 2002a).
"Наука, пользуясь опытами и логикой, пытается понять порядок и структуру Вселенной. Религия, пользуясь богословским вдохновением и размышлением, пытается постичь цель и смысл Вселенной. Наука и религия взаимосвязаны. Цель предполагает структуру, а структура должна каким-то образом объясняться целью.
По крайней мере, я это вижу так. Я физик. Кроме того, я христианин. Пытаясь понять природу Вселенной с этих двух позиций, я вижу много точек соприкосновения науки с религией. Мне представляется логичным, что в конечном счете они даже сольются". (Townes 2001, 296).
В автобиографическом труде Чарльз Таунс пишет:
"Кто-то спросит: а какое отношение к этому имеет Бог?
Возможно, вы и найдете в этой книге какие-то ответы для себя, но для меня этот вопрос практически не имеет смысла. Если вы вообще верите в Бога, то такой вопрос просто не может возникнуть - Бог присутствует всегда, везде, во всем. Для меня Бог - это личность и в то же время Он вездесущ. Он стал для меня великим источником силы и совершенно изменил мою жизнь". (Townes, Making Waves. New York: American Institute of Physics Press, 1995).
"Научное открытие сопровождается сильнейшим эмоциональным потрясением, которое, мне кажется, сродни тому, что некоторые назвали бы религиозным переживанием, откровением.
На самом деле, я бы охарактеризовал ОТКРОВЕНИЕ, как внезапно пришедшее осознание того, что такое человек и каким образом он связан со Вселенной, с Богом..". (Townes 1963, p. 37).
"Я считаю, что в каком-то смысле вся наука начинается с веры в упорядоченность Вселенной. Научная вера предполагает существование порядка, постоянства и так далее, а христианская традиция говорит о существовании единого Бога". (Цит. по: Palmer 1997, vol. 17).
Относительно вопроса происхождения жизни профессор Таунс отмечал: "Вероятность появления жизни, казалось бы, очень низка, и, тем не менее, жизнь возникла, и возникла в соответствии с законами Вселенной, а законы эти установил Бог". (Цит. по: Palmer 1997, vol. 17).
В лекции "Слияние науки и религии", прочитанной на конференции "Наука и духовный поиск" (19 апреля 2002 г., Париж), Чарльз Таунс сказал:
"Наука и религия часто рассматриваются как отдельные аспекты наших убеждений и представлений о Мире. Однако религия представляет собой попытку понять цель Вселенной, а наука - попытку понять ее природу и характеристики, поэтому наука и религия тесно связаны.
Я буду говорить о том, что вижу, - о параллелизме науки и религии и их усиливающемся взаимодействии, а также о возможности того, что они в конечном итоге сольются в единое более полное объяснение предназначения и сущности Нашей Вселенной". (Townes 2002b).
***.
Вернер Гейзенберг (1901-1976) был удостоен Нобелевской премии по физике в 1932 г. "за создание квантовой механики, применение которой привело, помимо прочего, к открытию аллотропических форм водорода". В 1927 году Гейзенберг сформулировал знаменитый принцип неопределенности, названный его именем.
Гражданство: Германия.
Образование: доктор философии (физика), Мюнхенский университет, Германия, 1923 г.; доктор философии, Геттингенский университет, Германия, 1924 г.
Профессиональная деятельность: профессор физики в университетах Копенгагена (Дания), Лейпцига, Берлина, Геттингена и Мюнхена.
"Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог". ["Der erste Trunk aus dem Becher der Naturwissenschaft macht atheistisch, aber auf dem Grund des Bechers wartet Gott."] (Цит. по: Hildebrand 1988).
Генри Маргенау (почетный профессор физики и естественных наук в Йельском университете) в автобиографической статье, опубликованной в журнале "Истина" (Truth), писал: "Хотя я ничего не сказал о годах с 1936-го по 1950-й, они были отмечены несколькими незабываемыми для меня событиями. Одним из них была первая встреча с Гейзенбергом, приехавшим в Америку вскоре после окончания Второй мировой войны. В личной беседе с ним я был поражен глубиной его религиозных убеждений. Он был истинным христианином в полном смысле этого слова". (Margenau 1985, Vol. 1).