Рыпка_Фишка, взаимно
Про полигамные браки.
МБХ очень многоплановое и многослойное произведение. Помимо рассматриваемых уважаемым Соккаром аспектов, например, противоборства жреческого/клерикального и светского мировоззрения, есть аспект противостояния культов разных богов, например, большинство Кауравов явные шиваиты, тогда как Пандавы - вишнуиты, есть аспект противостояния патриархального и матриархального уклада, и много много всего еще. Пандавы несут в себе много черт матриархата, называются часто матронимом (Партхи от имени матери - Притхи- Кунти), ими постоянно предводительсвуют женщины (мать, потом жена). Их полиандрический брак - это отголосок матриархата. При этом такая форма брака на территории Арьяварты (той части древней Индии, где происходит действие МБХ), не практиковалась очень давно. И этот брак всеми осуждается. Понадобилось собирать толпу мудрецов, чтобы обосновать историческую неизбежность такой формы брака отцу Драупади. Но широкая общественность в лице царей арийских земель была шокирована. Однако, общество было толерантным. Остракизму Пандавов после их брака не подвергли.
Кауравы несут в себе явные черты патриархата. Матроним используется только Карной, он Радхея по приемной матери Радхе. У каждого Каурава одна или несколько жен, есть в большом количестве наложницы.
В принципе, правильные или неправильные отношения, - нет какого-то однозначного мерила. Но есть общепринятая в конкретном обществе на конкретном историческом этапе мораль. Так вот, Пандавы эту мораль попрали.
А в целом люди были весьма широких взглядов.
Карна Дурьодхане, когда в Хастинапуре становится известно о том, что Пандавы живы-здоровы, еще и умудрились жениться на дочери давнего врага Хастинапура, говорит следующее:
"Кроме того, желанное положение для женщин это многомужество для одной. И его Кришна (Драупади) достигла, не (решится) же она разбить свое счастье."
и про ее пятерых мужей "Также невозможно посеять взаимного разлада между теми, которые, 5аслаждаясь одной общей супругою, не знают разлада между собой".