С днем рождения Маэстро! |
Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, -
земля везде тверда; рекомендую США.
И.Бродский
27 января великий танцовщик Михаил Барышников отмечает свой 69-й день рождения. В это сложно поверить: Барышников и выглядит минимум на 20 лет моложе, и полон энергии.
Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 г. в Риге в семье офицера Советской армии. Детство будущего знаменитого танцовщика сложно назвать беззаботным: друзей в школе у него не было, дома преобладала тягостная атмосфера, с отцом взаимопонимания не было. Единственным близким человеком для Барышникова была мать, но она в 1960 г. покончила жизнь самоубийством. Спасением и отрадой для Миши стал балет. «Классический танец был у меня в крови, — признавался он позже. — Все остальное просто на него легло
Окончив Рижскую среднюю школу № 22, Михаил начал заниматься танцами в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса. Даже явные недоброжелатели не могли не признать, что Барышников был звездой училища. Работал он с фанатичным упорством, поражая однокашников своим трудолюбием.
Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, В 1964-м, во время гастролей Латвийского театра оперы и балета в Ленинграде, один из артистов отвел юношу в Ленинградское хореографическое училище, где преподавал знаменитый педагог и балетмейстер А. И. Пушкин,в свое время выучивший Рудольфа Нуриева. После короткого экзамена он предложил Михаилу перевестись из Риги в Ленинград.
Шаг оказался абсолютно верным
.
Будучи студентом, Барышников завоевал первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне. А год спустя, в 1967 г., Михаил с блеском исполнил на выпускном экзамене па-де-де из «Дон Кихота» и сразу же получил место солиста в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова.
Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил "проскочил" стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.
Высшими достижениями советского периода творчества Барышникова, по мнению знатоков, стали партии Гамлета в одноименном балете Н. Червинского и Адам в «Сотворении мира» А. Петрова. Но великому танцовщику скоро стало тесно в жестких рамках, предложенных главным балетмейстером Кировского театра Константином Сергеевым, — он видел стилистику спектаклей «Мариинки» строго классической, Михаил же жаждал осваивать новые горизонты, творчески расти.
Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в "Жизели".
Усилия окупились с лихвой - в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Дивертисмент" - таков был выбор "премьера", уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.
Вечер премьер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад - нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались "затянуть ошейник" потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально "для Миши".
В 1970 году труппа гастролировала в Лондоне, где Барышников впервые понял, что его любят не только в СССР. Он пользовался огромным успехом, пресса его разрывала на десятки интервью. Там же впервые он увидел, как танцует Рудольф Нуриев в Королевском балете – и был шокирован манерой исполнения Нуриева.
Возникла идея, что нужно остаться на Западе, где очевидно больше места для творческого размаха. В это время на посту балетмейстера встал тот самый авторитарный Константин Сергеев, который сменил Федора Лопухова. Места для творческого развития стало еще меньше. Нина Аловерт (близкая подруга Барышникова) после эмиграции из СССР писала: «черт дернулся родиться в России». Она имела в виду себя, Михаила Барышникова и Федора Лопухова. Видимо, в кругу друзей не раз обсуждалась идея о том, что надо уезжать. В 1977 году покончил с собой Юрий Соловьев, танцовщик Мариинского театра. Ходили слухи, что на Соловьева давили сотрудники КГБ, уговаривая «сдать» Нуриева. Барышников посчитал, что останься он в России, его ждет такой же конец.
История его знаменитого «невозвращения» известна всем, но это, пожалуй, единственный публично нашумевший факт из тщательно охраняемой частной жизни легендарного танцовщика. Барышников остался в Канаде во время гастролей Мариинского театра в 1974 году. Он был успешен в СССР, но жажда свободы творчества и возможности реализовать себя толкнула 26-летнего артиста на этот шаг.
Он оставил все: друзей, любимую женщину, квартиру на углу питерской Мойки и своего пуделя Фому. Плата была высока, но талант и трудолюбие принесли такой успех, о котором трудно было даже мечтать. Барышников танцевал в лучших труппах Канады, Америки и Европы.
Идея предложить танцовщику побег родилась в США, и принадлежит она театральному критику Клайву Барнсу и балерине Наталье Макаровой, оставшейся на Западе в 1970-м и работавшей в труппе «Американского театра балета». Переговорив с директором театра Лючией Чейс, Макарова заручилась ее согласием принять Михаила в труппу. На встречу с самим Барышниковым в Торонто полетел Минц. Решение остаться Михаил принял во время гастролей. Перед заключительным концертом, 29 июня 1974 г., он встретился с адвокатом и подписал необходимые бумаги. Ему предлагали не возвращаться в театр, но Барышников заявил, что не может подводить труппу и зрителей и вышел на сцену.
После спектакля в нескольких кварталах от театра его ждала машина. Но все, как назло, шло не по плану: спектакль начался на 15 минут позже, овации задержали Барышникова еще на полчаса, потом его сразу «взяли в оборот» два сотрудника КГБ, которые должны были сопровождать его на банкет. «Помогли» танцовщику поклонники, которые окружили его в надежде получить автографы. Надписав несколько программок, Барышников двинулся по улице по направлению к ждавшей его машине, но поклонники направились за ним. Михаил побежал, поклонники тоже… Позже Барышников вспоминал эту ситуацию как комичную, но тогда ему было не до смеха. Он так разволновался, что миновал нужный автомобиль, и он подобрал Барышникова уже на ходу. Еще много лет Михаила преследовал страшный сон: он бежит, а за ним гонятся.
Михаил Барышников и Наталия Макарова на сцене American Ballet Theatre, «Жизель»
Позднее он так комментировал свое решение остаться в Канаде: «Мне было ясно, что мне легче прыгнуть, как говорят в России, очертя голову с моста в воду сейчас, чем вернуться… Я был просто нормальным человеком, который пожелал поменять условия своей жизни. Я выбрал новое место для существования — в моем случае это было таким же естественным шагом, как переезд из Риги в Петербург».
Михаил Барышников и Наталья Макарова
27 июля 1974 г. бывший советский артист ихаил Барышников впервые выступил перед американской публикой — вместе с Натальей Макаровой он танцевал в «Метрополитен-опера» в «Жизели». Успех был полный: занавес поднимали 24 раза, а зрители восторженно скандировали «Ми-ша! Ми-ша!"
Первый же крупный проект танцовщика в США, «Барышников на Бродвее», в 1977-м получил премию «Оскар». Михаил создал свою хореографическую студию, стал работать в Нью-Йоркском городском балете, нашел постоянную партнершу — балерину Гелси Кирклэнд, осуществил свою давнюю мечту,начал сниматься в кино
…
М.Барышников в фильме "Белые ночи"
Барышников в фильме "Танцоры
"
Кадр из фильма "Поворотный пункт"
Одновременно Барышников уверенно входил в американские светские круги — известности ему прибавили романы с Джессикой Ланж, которая родила ему дочь Александру, и Лайзой Миннелли. Она отзывалась о Михаиле как о «милом, обаятельном гении, человеке потрясающей красоты».
Михаил .Барышников и Лайза Минелли
В 1978 году вступил в труппу Дж. Баланчина «Нью-Йорк сити балле». Здесь он выступал в баланчинских постановках, в том числе в «Аполлоне» (музыка И.Ф. Стравинского), «Блудном сыне» (музыка С.С. Прокофьева), «Орфее» (музыка Стравинского) и «Арлекинаде» (музыка Р. Дриго), и в некоторых постановках Джерома Роббинса.
(«Другие танцы», музыкаФ.Шопена, 1976; «Опус 19», музыка Сергея Прокофьева 1979) Ф. Аштона («Месяц в деревне», музыка П.И.Чайковского, 1985), Р. Пети («Пиковая дама», музыка П. И. Чайковского, 1978), Дж. Ноймайера («Гамлет: сопутствующие», музыка А. Копленда, 1976), А. Эйли («Па Дюка», музыка Дюка Эллингтона, 1976), а также К. Макмиллана , М. Грэхем, Дж. Батлера, Э. Фелда, Чу Сан Го и многих других.
Артисту довелось общаться и дружить с многими яркими, творческими людьми, в том числе с Владимиром Высоцким.
Невероятно впечатляющий и пронзительный танец исполнил он пять лет спустя после смерти Владимира, на это стоит посмотреть Высоцкого
На фото: Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский
Был другом Барышникова и Иосиф Бродский. Он посвятил ему несколько стихотворений , таких как «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…». В последнем есть и строки, которые я вывела в эпиграф.Говорят, что их отношения не были традиционными рабочими отношениями двух творческих людей, а основывались на человеческом взаимном интересе.
Михаил Барышников с семьей Бродского
Особенно плодотворно работал Барышников с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Йозефа Гайдна 1976), «Маленький балет» (музыка Александра Глазунова 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие.
С конца 1980-х гг. Барышников выступает также в постановках Марка Морриса
В 1980 г. Барышникову предложили возглавить «Американский театр балета». Михаил предложил неожиданный ход — сделал ставку на молодых неизвестных танцовщиков. Спектакли «АТБ» встречали разные отзывы критиков, и такими же разными являются отзывы самого Барышникова о годах его руководства театром. Случалось и уходить оттуда (на полтора года Барышников покинул «АТБ» ради сотрудничества с Нью-Йоркским городским театром балета).
Неудивительно, что даже романтические увлечения Михаила неотделимы от его искусства. Гелси Киркланд – первая американская любовь, была партнером Барышникова в одном из его танцевальных проектов. Он обожал талант Гелси: “Я влюблен в ее отрешенность и фанатизм”.Но связь оказалась краткой.Роман с голливудской кинозвездой Джессикой Лэнг оказался более долгим.
В 1981 году у них родилась дочь Александра, которую он обожает и до сих пор поддерживает теплые отношения с Джессикой Лэнг.
Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис
В «АТБ» он встретил Лизу Райнхарт — главную женщину своей жизни(Лиз Райнхарт - внучка знаменитого немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта), имеет от неё трёх детей, Питера (р. 1989), Анну (р. 1992), Софию (р. 1994).
Семейное фото.
Барышников деятелен и многогранен.Он настоящий Артист! Играет в кино и спектаклях Бродвея, занимается продюсированием. Несколько лет назад построил и возглавил Центр искусств (Baryshnikov Arts Center) общей площадью 14 000 квадратных футов, где молодые художники всех мастей могут представить свои экспериментальные работы и получить совет специалистов.
Из спектакля по рассказу И.А. Бунина «В Париже» из сборника «Темные аллеи».2011г
Из спектакля по рассказу И.А. Бунина «В Париже» из сборника «Темные аллеи».
В 2015 году вышел спектакль Роберта Уилсона «Письмо человеку» по мотивам дневников танцовщика, в котором роль Вацлава Нижинского исполнил Михаил Барышников).
Барышников также успешно занимается бизнесом — в Нью-Йорке ему принадлежит знаменитый ресторан «Русский самовар», которым он владел вместе с Иосифом Бродским, под его маркой продаются популярные духи «Misha» и балетная одежда.Барышников умело делает свой бизнес. Даже та часть бизнеса, которая эксплуатирует его имя, достаточна, чтобы воспринимать его деловые качества всерьез. «Слава Богу, мне не приходится зарабатывать деньги на себя и содержание семьи танцем. Мой бизнес обеспечивает меня, чтобы я мог заниматься искусством. Между прочим, содержание балетной труппы «White Oak Dance Project» – дорогое удовольствие. Это частный театр, от правительства мы не получаем ни копейки. Я и мое имя обеспечиваем кассу этому театру. Когда денег нет, я их плачу всему театру, а в нем 25 человек – из собственного кармана».
О его великодушии ходят легенды, но это правда. Он давал деньги на издательские проекты в России, оплачивал лечение друзей, делал благотворительные взносы. Он помогал умирающему Баланчину – даже приносил ему любимую еду – шашлыки. Помогал Юзу Алешковскому. Патрик Суэйзи мечтал когда-то танцевать с ним в шоу, но помешала травма колена. Добрые отношения сохранились у них до самой смерти Патрика. Барышников оплатил его похороны.
Он увлекается многим – собирает живопись, играет на музыкальных инструментах, а в последние годы еще и увлекся фотографией. 3 октября в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина впервые в России будет представлено художественное собрание легендарного танцовщика и хореографа Михаила Барышникова. В основном это графические произведения на театральные темы, среди которых — эскизы Александра Бенуа к балету «Щелкунчик», «Портрет Сергея Дягилева», выполненный Жаном Кокто, графика Иосифа Бродского, работы Александра Яковлева, Николая Лапшина, Анатолия Зверева, Дэвида Салле и многих других.
Он пока не собирается прекращать танцевать на сцене. Его тело все еще в прекрасной форме.
«... Продолжать танцевать "Жизель"... Ну, что ж, я бы мог. Я в такой форме, что мог бы совершенно спокойно завтра станцевать "Жизель", ну, не завтра – через неделю. Но для меня это будет совершенно бессмысленный шаг, хотя спектакль может быть довольно интересным. Старый ловелас выходит в трико... Забавно».В спектакле «Mr. XYZ» Барышников сыграл дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости. Вдруг преображаясь и становясь тем красавцем, каким когда-то был. Это тоже почти автобиографический спектакль с прямыми отсылами к своим прежним ролям. С возлюбленными, кружащимися вокруг него, как бабочки, с инвалидным креслом, в котором завершает свой земной путь грациозный и ловкий некогда человек.
Но тема расставания с миром, который так одарил его, все чаще появляется в его работах. Вопреки, вопреки...но все же... И как-то по окончании балетного номера «Биение сердца» (а в нем он танцует под стук собственного сердца, к которому прикреплены датчики), когда в финале он уходит во тьму, а сердце все еще стучит, звук внезапно выключили. И зал оцепенел. Все решили, что сердце Барышникова остановилось. Но тут на сцену вышел светящийся улыбкой Мisha, и зал выдохнул и устроил ему овацию.
В 1915 году он снялся в рекламной компании бренда уличной одежды Rag & Bone - весна-лето 2015, доказав, что он ещё способен дать фору молодым конкурентам. Партнёром Михаила Николаевича по танцу стал 26-летний Lil Buck (он же Чарльз Рейли), которого специалисты часто называют продолжателем традиций танца Барышникова.
Несмотря на почтенный возраст, легенда балета Михаил Барышников может составить конкуренцию молодым талантам. В свою очередь стиль танца Lil Buck напоминает манеру исполнения Михаила Барышникова, а вместе они смотрятся просто великолепно.
Танцуя Михаил и Чарльз успевают показать во всей красе вещи из новой коллекции Rag & Bone - пальто, кардиганы, джемперы, брюки и рубашки темных оттенков и, конечно, джинсы идеального кроя.
Партнёром Михаила Николаевича по танцу стал 26-летний Lil Buck (он же Чарльз Рейли), которого специалисты часто называют продолжателем традиций танца
,
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Судьба Михаила Барышникова скорее исключение, чем правило для русской эмиграции «третьей волны», — совсем немногим «невозвращенцам» удалось не только подтвердить свой советский суперзвездный статус, но и выйти на новые рубежи. Барышникову это удалось блестяще: сейчас Миша, как его ласково называют в Америке, — один из столпов современной мировой культуры.
Да, заграница ответила Барышникову взаимностью - «Kennedy Center» в США присудил артисту почетную награду за вклад в развитие национальной культуры. При этом сам танцовщик признает:
«Я не пытаюсь танцевать лучше всех на свете - только лучше себя самого».
С днем рождения МИХАИЛ!!!
Дай Бог, чтобы и дальше этому Великому Артисту всегда и во всем сопутствовал успех!!!
Источник:
http://www.spletnik.ru/buzz/calendar/30916
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/hollywood/64421/bio
http://russian7.ru/post/pochemu-mikhail-baryshnikov-yemigrirova/
Рубрики: | Танец/Балет |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |