22.11.2024

Могу поспорить…


Один из самых ярких и рассудительных российских политологов Леонид Радзиховский вот уже месяца два регулярно произносит мантру, которой провоцирует жаркие споры. С вызовом, на несколько градусов превышающим норму его обычного накала, он утверждает, что, в отличие от большинства, точно знает, когда уйдет Путин.

Это случится в день завершение его нынешней каденции – в 2024 году. При этом с удовольствием повторяет свои аргументы. Первый – о том, что на заоблачной вершине, куда он воспарил, ему скучно и хочется спуститься ради элементарных житейских радостей пожить в свое удовольствие. Без церемоний и неустанного самоконтроля. И второй: что в ситуации, когда все в доме подгнило, идти еще на шесть лет нелегитимно, затевая ломку конституции, и обременительно, и небезопасно – возврастает вероятность недовольства промахами под перцем на счет узурпации власти.

Ох, как хотелось бы верить в гений предвидения уважаемого мной аналитика, вдруг решившего на провокационное пророчествование. Но одолевают сомнения, буквально лежащие на поверхности.

Во-первых, Радзиховский руководствуется логикой здравого смысла и психики. Но отчего он так уверен, что его мерки и эмоции соответствуют мировоззрению и мироощущению ВВП? Сразу оговорюсь – нисколько не хочу принизить его интеллект, волю, способность к самоконтролю и т.п. Самая большая глупость сомневаться в умственных способностях людей, сумевших не просто прорваться на столь головокружительную кручину власти (тут-то еще возможен фактор случайности – рулетки Удачи, роли Карт обстоятельств). Но еще и удержать ее на протяжении двух десятилетий, доведя паству до такого состояния, когда можно сказать и миру, и себе: «И рад бы уйти, да не пускают!».

Сомнение в другом: способен ли вообще человек, надышавшийся атмосферой власти, жить в другом, более простом измерении – пусть даже более комфортном и уютном? Разве не превращается он в наркомана, в чьей коробочке уже намертво сформировались мыслительные схемы и привычки, отказаться от которых он уже не в состоянии?! В том числе и такие защитные реакции , как «чувство долга» (перед Народом, Историей, Господом). Также, как и  боязнь за ответственность в случае утраты руля? Разве не выработалась у него способность тоску, скуку, презрение к «терпилам», с одной стороны, и мстительную зависть даже к ближайшим соратникам за возможность расслабиться – с другой, гнать из себя все это как блажь. Да мало ли у человека возникает слабостей, незамысловатых желаний и психической слизи: он потому и добивается вершин, что способен взвешивать ценности и контролировать себя.

Не случайно, должно быть, примеров добровольного ухода Верховного правиля на «заслуженный отдых» что-то не вспоминается. А пример Ельцина, во-первых, лишь своею исключительностью подчеркивает правило. А, во-вторых, это вовсе и не пример: слишком  разные физические формы приходится сравнивать.

Не убеждает и второй аргумент. Во-первых, ни сегодня, ни на перспективу четырех лет нет никаких явственных признаков катастрофы – даже заметного упадка. Сегодня в СМИ дали оценку Bloomberg, который подтвердил верность утверждения Путина в обращении к Совету федераций о том, что финансового жира вполне хватает, чтобы считать санкции комариными укусами. По сведениям Минфина, сумма средств, накопленных в Фонде национального благосостоянея, порядка 7,5 трлн. рублей, что соотвествует примерно 7% российского ВВП. Причем, значительная часть их хранится в иностранной валюте. И это при профицитных бюджетах как в прошлом ( 2%), так и в этом году(1,8).

В общем, денег – куры не клюют. Хорошо ли это в оценках стратегии экономического развития – другой вопрос. Но мы то ведь здесь рассуждаем по поводу «кризиса», «краха», «крушения», который де вот-вот грянет. И это при том, что в стране, традиционно изумляющий мир такой чертой национального менталитета, как непривередливость, терпение и жерственность ради имперского величия, вполне сформирован устойчивый тренд и впредь оставаться обществом «терпил».

К тому же, не исключено, что везунчику Путину опять повезет с нефтегазовыми ценами. При том, что он добился позитивной реакции Берлина на «Северный поток-2». И нет пока никаких явных признаков, что Европа готова объявить ему бойкот.

Спрашивается, как с какого будуна он станет отказываться от очередного срока. Тем более, что ломать ничего и не придется. Само сломается – самотеком. Какая-нибудь очередная работница с Уравагонзавода выступит со слезами «Не покидай, родной!». А пару десятков деятелей культуры напишут коллективное письмо с призывом отменить вообще всякие ограничения в сроках. Да и писать не потребуется: в Думе на сей счет уже наверняка все придумано.

Так что, при всем уважении, не могу принять доводы Леонида. Не складываются они в критическую вероятность.

Владимир Скрипов

Автор: Владимир Скрипов источник


67 элементов 1,472 сек.