Владимир Янкелевич, Военный эксперт "Полосы"
Вероятно, иранцы должны быть огорчены. Они старательно развивали свои «москитные силы» для противостояния США в Персидском заливе и надеялись, что против «стаи» летающих лодок типа «Бавар» или боевых катеров Seraj-1 и Zalfaqar, не найдется достойного ответа. Глава управления НИОКР ВМФ США контр-адмирал ВМС США Мэтью Кландер своим сообщением им все испортил.
Он рассказал, что четырехмесячные испытания боевой лазерной системы LaWS (Laser Weapon System), установленной на корабле «Ponce» завершились успешно, и что испытания «превзошли все ожидания». «Мы эту систему больше не испытываем. Она работает. Находится на корабле в Персидском заливе», — заявил он, и это «не то, что мы храним для особого момента, она используется ежедневно».
Система легко управляема, примерно, как контроллером видеоигры, и может действовать по противнику с использованием целого ряда возрастающих ударов, от нелетальных, таких как "ослепительный" удар, до полного уничтожения в случае необходимости. Это может оказаться критически важным против того, что называют "асимметричными угрозами", создаваемыми небольшими скоростными лодками и БПЛА.
Важно не только то, что лазер успешно поразил БПЛА и легкий катер, но и то, что стоимость одного выстрела по данным СМИ обходится Министерству обороны США всего в один доллар. Ну, доллар или больше, оставим это на совести журналиста или адмирала, но то, что цена более, чем на пару порядков ниже стоимости ракеты «Тамир», с этим трудно спорить. А вот это не может не интересовать Израиль, сбивающий 40000-долларовыми «Тамирами» двухсотдолларовые «Кассамы».
Но проблема для Израиля не только в цене ракеты. «Железный купол» не перехватывает снаряды малой дальности. Если стрельба ведется ХАМАСом по участку территории, прилегающему к границе Газы шириной около 4 км, то «Купол» не успевает отработать все операции (обнаружение, расчет траектории, запуск противоракеты и поражение цели). Благодаря этой мертвой зоне ХАМАСу удалось нанести ряд болезненных ударов.
Как все начиналось.
А начиналось все с подписания 18 июля 1996 года инициированного Израилем соглашения о сотрудничестве с США по совместной работе над лазерной пушкой. К тому времени ХАМАС уже основательно «достал» своими обстрелами и запросто научился бороться с подавлением своих огневых точек израильтянами. Они просто стали размещать их в детских садах, школах и больницах. ХАМАС удары по таким огневым точкам очень бы обрадовали из-за возможности более-менее аргументировано рассказывать о жестокости сионистов и целенаправленном уничтожении детей. Ну а дети… — Новых нарожают!
В общем – была нужна лазерная пушка.
Работы начались под эгидой Агентства по перспективным оборонным исследованиям (DARPA), подрядчиком была выбрана корпорация «Northrop Grumman». Все шло вроде успешно. Сбивались как артиллерийские и реактивные снаряды, так и (в августе 2004 г) минометные мины. Эта совместная разработка на базе высокоэнергетического лазера получила название Mobile Tactical High Energy Laser – MTHEL, но более известно ее название «Наутилус».
После обнаружения цели локатором, включался лазер, его луч наводится на цель и постоянно отслеживал ее, через некоторое время в разогретом снаряде взрывался либо боезаряд либо горючее. «Перезарядка» лазерной пушки занимала примерно 35–40 миллисекунд.
Все здорово, но в 2004 году израильское правительство сократило финансирование, а в 2005 году вообще решило прекратить работы по проекту.
В Израиле в это же время велась параллельная разработка «Железного купола», средств, как всегда не хватало, и нужно бвло сосредоточить их на одном проекте. Выбор был сделан не в пользу «Наутилуса». Скорее всего, поводом для выхода из проекта «Наутилус» стали не только финансовые, а то, что система была очень тяжела для израильских финансов, бесспорно, но и политические соображения. Тактическая система классического образца, «Железный купол», была более понятна, являлась той самой «синицей в руках», которая, как известно, лучше «журавля в небе». Ну и, кроме того, само производство «Железного купола» силами израильских концернов Rafael и IAI, создавала рабочие места для израильтян…
В США таких проблем, как в Израиле, нет, и там можно заниматься долгосрочными военными программами, не подвергая при этом риску национальную безопасность. Они тему противоракетных и противоснарядных лазеров отнюдь не забросили, работы там продолжались и, постепенно, проект MHTEL трансформировался Skyguard, а его развитием занялась компания Northrop Grumman. Компания «Raytheon», крупный поставщик военного ведомства США (Разработчик ЗРК «Пэтриот», производитель КР «Томагавк») на основе полученных Пентагоном в ходе проекта MTHEL наработок создала в рамках программы LADS (Laser Area Defense System) мобильную лазерную установку LCD (Laser Centurion Demonstrator). В ходе проводившихся в 2007 году испытаний с помощью лазерного «Центуриона» удалось поразить в полете 60-миллиметровые минометные мины на дальности около 500 м – разогретые лучом лазера, они сдетонировали.
Американцев можно поздравить с успехом, система LaWS стала первой в мире системой лазерного оружия, оперативное развертывание которой осуществлено на боевом корабле. Особенно важно, что лазерное оружие установлено на корабле пятого флота ВМС США в Персидском заливе, в районе, где существует реальная угроза атаки иранскими катерами.
Надо отдать «Железному куполу» должное, он и вправду так хорош, как о нем рассказывают. «Железный купол» свою задачу выполнил блестяще, но все же… «Кассамам» совсем не обязательно попадать в цель, они в любом случае метко бьют по бюджету Израиля, да еще и «мертвая зона» вдоль границы с Газой…
Израильский военный эксперт, в прошлом – генерал, глава Управления по развитию оружия и технологической инфраструктуры «Мафат» (מפא"ת) в настоящее время председатель израильского космического агентства — Ицхак Бен-Исраэль считает проект «Наутилус» успешным. Он, как убежденный сторонник проекта, неоднократно критиковал правительство и настаивал на продолжении работ с лазерным оружием. Критика была настолько серьезной, что даже было создано некоммерческую организацию организация Magen Laoref, направленная на оказание определенного давление на лиц, принимающих решения в Израиле, путем информирования общественности о преимуществах использования различных технологий для борьбы с текущими и будущими баллистическими угрозами Израилю.
Возглавляет Magen Laoref д-р Одед Амихай, эксперт по лазерным системах; бывший руководитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, ученый и руководитель проекта оборонных институтов и отраслей. Состав группы впечатляет. Видимо они многого добились.
Нет такого современного оружия, которое есть в цивилизованном мире и отсутствует в Израиле.
В феврале 2014 года на выставке вооружений в Сингапуре состоялась презентация израильского боевого лазерного комплекса противоракетной обороны разработки концерна Rafael, получившего название "Железный луч"(Iron Beam).
«Железный луч» (иврит: קֶרֶן בַּרְזֶל) – это система ПВО на основе оптоволоконного лазера, использующая луч лазера в качестве поражающего фактора и способная перехватывать и эффективно уничтожать ракеты малой дальности, артиллерийские снаряды и мины, то есть те цели, которые слишком малы или действуют на слишком короткой дистанции для «Железного купола». Кроме того, система может перехватить беспилотные летательные аппараты.
Уничтожение цели происходит после ее облучения в течение 4-5 секунд. Минометный снаряд летит 10-15 секунд, максимальная дальность полета составляет 4 км, так что для уничтожения минометных снарядов "Железный луч" – самое эффективное средство поражения. На начало 2014 года – до сингапурского авиасалона – система прошла успешно более 100 испытательных стрельб, уничтожила минометные и артиллерийские снаряды и несколько БПЛА.
Технические подробности системы не разглашаются. По словам представителя концерна, мощность лазеров исчисляется «в десятках киловатт», однако в перспективе она будет увеличена до «сотен киловатт». Rafael не производит лазерные установки, закупая их у нескольких поставщиков. Для улучшения параметров системы, нужны более мощные лазеры. «Мы ждем более мощных лазеров. Финансирование системы со стороны правительства Израиля пока ограничено», рассказал заместитель генерального директора Rafael по маркетингу и развитию бизнеса Эзра Шендерович. Текущие уровни мощности на «десятки киловатт», и планируется увеличить до сотен кВт.
Преимущества лазерной системы перед ракетами-перехватчиками, это, прежде всего, низкая стоимость выстрела, один выстрел "лазерной пушки" стоит примерно до ста долларов. По сравнению с ракетой «Тамир» – это практически даром, но цена представляется завышенной. Реально она должна приблизится к оценкам стоимости адмирала Кландера. Кроме того – практически неограниченный боезапас, намного более низкая стоимость обслуживания и меньшая численность оружейного расчёта, быстрое поражение цели.
Во время операции «Нерушимая скала» ХАМАС экспериментировал, стараясь преодолеть барьер «Железного купола» стреляя залпом по 25 «Кассамов». В боекомплекте «Купола» — 20 ракет, так что с перехватом всех возникает проблема, которой нет у лазерной установки. Ну и израсходованные ракеты «Тамир», это не только деньги, это и работа промышленности, их еще произвести, в отличие от лазерного луча, на заводах нужно.
В состав «Железного луча» входят две твердотельные лазерные установки, способные поражать ракеты на дальности до двух километров, радиолокационная станция и пост управления. Комплекс является мобильным, а лазерные установки смонтированы внутри стандартных грузовых контейнеров, установленных на грузовых шасси (система может монтироваться на любое шасси в зависимости от потребности заказчика).
Израильские специалисты считают, что "Железный луч" обеспечит самый нижний уровень противоракетной обороны и станет пятой в эшелонированной израильской ПРО.
«Arrow-3» сконструирована для перехвата иранских ракет Шахаб-3 срадиусом действия 1300 км и Саджил – до 2 тысяч километров, на высоте 250-300 км, за сотни километров от границы Израиля, над территорией Иордании. Это ей, естественно, не нравится, но претензии не к нам, пусть 5 флот США перехватывает раньше. По сообщению пресс-службы Министерства обороны 3 января 2014 года на полигоне «Пальмахим» состоялись очередные испытания системы ПРО «Arrow-3», прошедшие в штатном режиме.
«Arrow-2» предназначена для перехвата, главным образом, сирийских ракет СКАД (B,C, D), с радиусом действия 300-700 км. Ракеты будут сбиваться на высоте 30-100 км.
“Праща Давида” (также в стадии разработки) предназначена для перехвата тактических баллистических ракет Сирии и “Хизбаллы” (Фатех-100 и М-600), с радиусом действия 200-300 км, и дозвуковых крылатых ракет на высоте до 15 км.
Особую нишу занимает система «Patriot», перехватывающие ракеты на высоте 10-12 км. Против реактивной артиллерии («Грады» с радиусом до 40 км и иранские «Фаджр» с радиусом до 70 км) применяется система “Железный Купол”, работающая на высотах 2-3 км.
«Железный луч» органично дополнит систему ПРО Израиля. «Железный луч» может действовать, как часть системы ПВО, так и в качестве автономной системы, в ночное и дневное время.
По некоторым данным "Железный луч" будет развертываться совместно с уже существующими батареями "Железный купол" и дополнять их на дистанции от 4 до 2 километров, перехватывая то, что "Железный купол" перехватывать не способен.
Предполагается, что МО Израиля с 2015 года приступит к развертыванию «Железного луча» и дополнит многослойную систему противоракетной обороны.
10 лет назад правительство уже свернуло работы по проекту «Наутилус». Экономия ли это бюджетных средств или потеря, это зависит от взгляда, от того, что ставить во главу угла. Если спросить тех, кого не мог защитить «Железный купол», то ответ достаточно понятен, если спросить организаторов всевозможных протестов по «коттеджу» или еще чему-нибудь, то ответ будет другим.
Так опросы о предпочтениях израильтян перед выборами показали, что вопросы безопасности для многих далеко не на первом месте. Если верить опросу, то сегодня наиболее важны вопросы безопасности лишь для 30% избирателей. Вопросы экономической ситуации и "социальной справедливости" волнуют 48% (34%+14% соответственно).
Не знаю, удалось ли напомнить, что экономические вопросы и социальная справедливость мало что стоят в отсутствие безопасности.