24.11.2024

Интервью «Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего» (интервью с М.Блиц) Окончание


Окончание. Начало см. «Спектр» №12 (30), 2000.

Рабби Каханэ во время одного из своих многочисленных выступлений.

— Да, в 1971 году с женой и четырьмя детьми Кахане переехал жить в Иерусалим. Однако он продолжал ездить по Америке, организовывая лекции, демонстрации, он говорил, что ему «есть что ещё сказать американским евреям».

В Балтимор я приехал в 1973 году и был раввином синагоги Шомрей Эмуна, в то время она называлась Pickwick Jewish Center. В 1974 я пригласил в Балтимор рабби Кахане и устроил встречу с ним в моей синагоге. Нужно было видеть, какой страшный шум подняла тогда пресса! Готовы были выгнать из города не только его, но и меня за то, что я его пригласил. Интересно, что особенно неистовствовал журнал Jewish Times, в то время как газета Baltimore Sun отнеслась к его приезду гораздо спокойнее. Я позвонил в полицейский участок, чтобы организовать присутствие полицейских во время встречи. Меня спросили «Кто приезжает?» Я говорю: «рабби Кахане». Тогда полицейский спрашивает «Кого нужно защищать — рабби Кахане или от рабби Кахане?» Встреча была назначена на субботний вечер, буквально за полчаса до начала некто позвонил мне и сказал, что в синагогу подложили бомбу. Я понял, что кто–то из евреев пытается сорвать вечер, и никому ничего не сказал пока встреча благополучно не подошла к концу. После лекции, когда рабби Кахане отвечал на вопросы, один человек попросил разрешения подойти к рабби. Опасаясь покушения на жизнь рабби Кахане, я разрешил ему подойти только вместе со мной и ещё одним человеком. (У входа стоял вооружённый полицейский). Этот человек оказался русским евреем, который обнял рабби Кахане, поцеловал его и со слезами, которые прямо катились по его щекам, сказал: «Благодаря вам я здесь!»

Две тысячи лет евреи провели в изгнании. Еврей в Польше, и еврей в Йемене, и еврей в Германии мечтали об одном — о возвращении к Сиону. Две тысячи лет назад римляне изгнали нас с земли, которая была нам обещана Б–гом, с земли где мы жили, где правили еврейские цари, по которой ходили величайшие еврейские пророки. Не проходило и дня в течение двух тысяч лет, что бы еврей три раза в день ни просил о возвращении к Сиону в своих молитвах. Это и есть сионизм, не Теодор Герцль создал его… Мы вернулись домой в 1948, пришли не как поселенцы, а как законные хозяева земли. Земли, которая включает Иудею и Шомрон (Самарию).

Президент Израиля Хаим Герцог садится за стол с коммунистами и членами ООП, но не сядет с Кахане, потому что Кахане — «расист», «нацист». А ведь Хаим Герцог — сын раввина. Если то, что я говорю — «расизм.», то его отец — «расист». То, что я говорю — это не «расизм» и не «каханизм», — это иудаизм. Это очень болезненно, особенно для евреев Запада, осознать, что иудаизм — это не в точности Томас Джефферсон, и Ближний Восток — это не Средний Запад.

Меир Кахане. National Press Club. 9/12/85.

— Много людей приходило на встречи с рабби Кахане?

— Начиная с 1974 года я приглашал рабби Кахане примерно раз в два года, он выступал в различных залах Балтимора, Вашингтона, Силверспринга, и всегда залы были забиты до отказа, хотя вход никогда не был бесплатным. Кахане был блестящим оратором, он в полную меру обладал тем, что называется «харизма», он был пучком энергии, притягивал людей, как магнит. Они чувствовали в его словах правду, правду, которую еврейские руководители скрывали от них, яростно набрасываясь на рабби Кахане на страницах газет и журналов. Гари Розенблат, редактор газеты Jewish Week В Нью–Йорке, был постоянным критиком рабби Кахане, писал о нём ужасные вещи.

Недавно он поехал на три дня в Израиль, в ешиву Гуш Эцион, где учится его сын, чтобы провести с ним Йом Киппур. Приехав обратно, он стал писать, что всегда ратовал за мир с арабами, но теперь у него появились другие мысли по этому поводу.

«Эту неделю было трудно спорить с правонастроенными израильтянами, которые годами говорили, что жесты компромисса только поощряют палестинцев взвинчивать свои требования. Подобная дипломатия воспринимается ими как знак слабости, а не желание мира». Gary Rozemblatt. Yom Kippur on the west bank. The Jewish Week.

Когда я слышу как американские профессора или члены партии «Мир сейчас» заявляют, что препятствие к миру — это «оккупированные» в 1967 году земли, я вдруг неожиданно понимаю: конечно! Как я мог не сообразить раньше?! Я всегда думал, почему же они пошли на нас войной в 1948 году, и в 1956–м, и в 1967–м… конечно из–за земель, «оккупированных» в результате войны 1967–го года!

Меир Кахане. National Press Club. 9/12/85.

— В Израиле рабби Кахане нашёл больше понимания, чем в Америке?

— И да и нет. В Израиле его больше поддерживали сефардские евреи, они понимали: то, что говорит Кахане об арабах — правда. Сколько лет прошло, сколько евреев было зверски убито арабами — только сейчас еврейские демократы начинают (начинают ли?!) понимать, с какого рода людьми они имеют дело, и какой язык эти люди понимают.

— То есть линчевание двух солдат в Рамалле, когда весь мир поразился зверству, жестокости, арабов, не было чем–то новым для Израиля.

— Конечно, это будни Израиля. Это могло произойти в Рамалле, в центра Иерусалима, где угодно. Израильские власти замалчивали подобные события, американские евреи делали вид, что вообще ничего не произошло, и арабы избегали наказания. В Израиле Меир Кахане основал свою ешиву и движение «Ках», символом которого была звезда Давида с кулаком в середине. Как и в Америке, в Израиле Кахане был многократно арестован как при правлении партии Ликуд, так и партии Труда, в основном за призывы выслать арабов из страны, и за практические шаги в этом направлении. В 1984 году Кахане стал членом Кнессета. Партия «Ках» заняла 5 мест, политики предсказывали, что к выборам 1988 года это число возрастёт до 12, рабби Кахане готовился к борьбе за место премьер–министра Израиля. К сожалению, из этого ничего не получилось. Партии «Ликуд» и «Труд» обвинили Кахане в «расизме» и провели закон, по которому партия «Ках» теряла все свои места в Кнессете, и, более того, объявлялась вне закона.

Мир? Конечно, есть только единственный план мира, который удовлетворил бы арабов, и который — если евреи согласятся — гарантировал бы мир между ними и «палестинцами». Это план — уничтожить Израиль, еврейское государство. Слышу ли я протесты, даже со стороны плаксивых либералов? Надеюсь, что это так. Если это так, то мира не будет. Конечно, если евреи не вернуться к своему Отцу Небесному.

Меир Кахане. Из статьи «Peace?»

Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!…Я предлагаю обмен населения: 800 000 евреев выехало из арабских стран в Израиль — это была первая фаза — теперь мы вернём им наших арабов. Если бы я был премьер министром, я бы предложил два варианта: те арабы, что готовы покинуть Израиль тихо и быстро, получают полную компенсацию. Те арабы, что не хотят покинуть тихо и быстро — будут вывезены на грузовиках из Израиля без компенсации.

Меир Кахане. Речь в Балтиморе. 10/20/85.

— Я знаю, что Менахем Бегин, который стал премьер–министром Израиле в результате выборов 1977 года, приглашал Кахане присоединиться к его партии.

— Да, но, повторяю, Кахане был бескомпромиссен. Он, религиозный сионист, не мог взять и поменять свою позицию на позицию нерелигиозного сиониста, каким был Бегин. Кахане был верен на сто процентов своим идеям. Кроме того, став главой государства, Бегин, как выяснилось, был уже не тем человеком, которого мы все знали.

— Кахане пытался заручиться поддержкой религиозных евреев, религиозных сионистов?

— Меир обращался к крупнейшим раввинам Израиля и Америки. Шломо Горен, глава ашкеназских евреев, отказался встретиться с Кахане и даже не ответил на письмо, где все свои идеи Кахане подтверждал цитатами из Торы и Талмуда. Овадия Йосэф, глава сефардских евреев, духовный лидер партии ШАС, встречался с Кахане и в конце беседы сказал «Ты прав на сто процентов, но я не могу тебя поддерживать».

Моше Таман. Я готов держать пари, что это имя ничего не говорит сидящим в этой аудитории. Но Моше Таман — это одна из причин, почему я прошу Б–га, чтобы Он дал мне сил выгнать арабов из Израиля. Моше Таман — это имя девятнадцатилетнего солдата, который был убит. Он был убит не в Ливане, не на «оккупированных территориях», а в девяти километрах от Натании, в сердце государства Израиль. Он был убит арабами, и я расскажу вам, что они сделали с ним: они вырвали его глаза, они отрезали его половые органы… Вы хотите знать, почему меня поддерживают больше сефардские евреи? Потому, что они не учили об арабах на семинарах Джорж Таун или Еврейского Университета. Они жили с арабами, они жили под властью арабов, и вкусили все прелести подобной жизни. Это последние нормальные люди, не тронутые университетскими профессорами. Если вы хотите знать, что они сделали бы с нами, если бы могли, посмотрите, что они делают друг с другом в Ливане, посмотрите, что они делали с нами в 20–х и 30–х годах при молчаливой поддержке англичан, когда ещё не было еврейского государства. Кто будет говорит от имени сотен и сотен евреев, убитых арабами в Хевроне, Иерусалиме, Яффо… Я не ненавижу арабов, я люблю евреев и не хочу видеть как их убивают.

Меир Кахане. National Press Club. 9/12/85.

— Как же так получается?

— Эти люди — политики. Они хотят удержаться на своих местах, смотрят, куда дует ветер, кто популярен, кого все ругают… Мы упрекаем сейчас американцев в том, что они неадекватно отражают в прессе события на Ближнем Востоке, что кое–кто продолжает поддерживать арабов, несмотря на очевидную правоту евреев. Мы доказываем с пеной у рта, что земли Шомрона и Иудеи являются исконно еврейскими, что мусульмане не имеют никакого отношения к Иерусалиму, что такого народа, как «палестинский», не существует (термин «палестинский народ» был введён, кстати, в употребление Менахемом Бегиным). Но Запад с нами не спорит, и не слышит нас. «Антисемитизм» и «нефть» — вот ключи к этой молчаливой поддержке арабов и ко всему, что сейчас заварилось в мире. Но нам трудно кого–либо упрекать, потому что мы сами ставим экономические интересы выше общееврейских, потому что мы сами молчим когда нужно кричать, не протестуем против ассимиляции, бездействуем когда убивают наших братьев. Я всегда удивлялся, откуда бралось столько энергии у этих людей: Зеева Жаботинского, рабби Калмановица, Меира Кахане? Я нашёл ответ в притчах Шломо (Соломона): «Если ты поленишься помочь другу в день бедствия его, то ослабнет сила твоя». Эти люди не поленились, и поэтому у них было столько энергии.

Кто убил Ронена и Лиора, двух подростков, с жестокостью которая, как эпидемия распространяется среди арабов и мусульман? Кто убил двух еврейских юношей — не на «оккупированных территориях», а в столице еврейского государства? Кто остановил жизнь двух молодых евреев в сердце Израиля, связал их руки за спинами, вставил кляп в их рты, и колол их лица ножами десятки раз, так что опознать их было потом невозможно?!

— Не имейте милосердия к ним, — говорил Рамбан, — не имейте милосердия, потому что из–за милосердия дураков теряется справедливость. Все арабы Израиля не стоят жизни одного еврея. И любой еврей — философ, царь, или крестьянин — который не понимает этого — не знает ничего об иудаизме.

Мери Кахане. «Кто убил Ронена и Лиора?»

— Компромиссы со своей совестью тоже ослабляют людей.

— Да, но здесь мы приобретаем много врагов. Из–за своей несгибаемости, чистоты идей, бескомпромиссности, Кахане, казалось, был всем неудобен, у всем мешал жить, как они живут. Чёрные ненавидели его, арабы ненавидели его, свои же собратья евреи ненавидели. Советское, американское, наконец израильское правительства хотели уничтожить его, убрать со своего пути. Сама полиция не раз говорила ему о необходимости личной охраны. Этот человек никогда не носил с собой оружия и не имел телохранителей. Он говорил, что Б–г защитит его, ещё он говорил, что «если что–то со мной случиться в Израиле — это будет сделано руками евреев».

— Но он был убит в Америке.

— Меир Кахане был убит в Нью–Йорке арабским террористом. Это произошло 5 ноября 1990 года в фойе отеля, где Кахане отвечал на вопросы после своей очередной лекции об алие в Израиль. Поразительно, но даже на его смерть пресса откликнулась потоком ругани.

Да, Тора и Талмуд считают мир великим благом, которым Вс–вышний благословляет Свой народ…. Ни один еврей, знакомый с законами и традициями своего народа, не станет отрицать величайшую важность мира, он хочет мира и стремиться к нему всеми доступными средствами. Но до тех пор, пока не наступила ещё эпоха всеобщего благоденствия, мира и согласия, мы обязаны руководствоваться правилом Талмуда «Тот, кто пришёл убить тебя — убей его» (Трактат Брахот,58)… Трудно усмотреть в этих словах призыв к пацифизму и идеи непротивления злу насилием. Напротив, иудаизм призывает нас к борьбе со злом, без уничтожения которого немыслимы мир и благоденствие. Царь Давид говорит в псалмах «Благословен Г–сподь, оплот мой, обучающий руки мои битве, пальцы мои — войне.

…Веками искали мы причину антипатии к нам в надежде найти лекарство от антисемитизма. Пора, наконец, вспомнить слова Шимона бар Йохая, сказанные им почти две тысячи лет назад «Эсав (В соответствии с еврейской традицией римляне, а вслед за ними и вся западная цивилизация считаются духовными потомками Эсава. — Прим. ред.) ненавидит Якова — так устроен мир». Тот, кто имеет дело с Эсавом, должен уметь сражаться его оружием.

Наши мудрецы говорили «Тот, кто проявляет милосердие к жестоким, будет жесток по отношению к милосердным.»

Меир Кахане. «Никогда больше!»

— Зато сейчас события последних месяцев в Израиле, заставили евреев вспомнить об этом имени, и признать, что он был прав!

— В Талмуде говориться «Кто мудр? Тот, кто видит будущее». Тридцать лет назад Меир Кахане стоял практически один против всего мира, но теперь мы признаём, что он был прав. На самом деле не нужно было быть гением, чтобы понять, куда мы идём. Нужна была ещё и храбрость, и вера, и любовь к евреям, чтобы не побояться заглянуть в будущее. Многие понимали ситуацию и мысленно соглашались с Кахане, но предпочли сидеть в бездействии, жить сегодняшним днём. К примеру, сегодня в Израиле живёт около 20% арабов, но прирост населения у них гораздо больше, чем у евреев. Не нужно иметь семь пядей во лбу чтобы подсчитать, через сколько лет арабы станут большинством в Израиле, займут большинство мест в Кнессете и демократическим путём прекратят существование еврейского государства. Но если ты об этом открыто скажешь, то тебя тут же обвинят в том, что ты не демократ, «расист» и так далее. Поэтому никто не хотел смотреть в будущее, никто даже не хотел поднимать эту проблему. Упрекали Кахане так же и в том, что он «экстремист», но другие способы работы с арабами просто не работают, сколько лет нужно биться головой об стенку чтобы это понять.

В войне с арабами не может быть концепции «чистоты рук». Любая политика «мягкой руки» и доброты воспринимается ими только как слабость и ведёт к одному ответу — к жажде еврейской крови.

Меир Кахане. Речь в Кнессете.

— Недавно, по случаю десятилетия со дня убийства Меира Кахане, в Израиле и Америке проходили митинги, организованные сыном Меира Биньямином Зеевом Кахане, руководителем движения «Кахане Хай» (Кахане жив). На его могиле собрались тысячи людей с лозунгами «Кахане, ты был прав!», «Кахане, прости нас».

— Сейчас происходит то, о чём Меир Кахане предупреждал очень давно, и люди начали понимать, что среднего пути нет, нужно принять решение: мы хотим еврейское государство или государство «говорящих на иврите гоев», по словам Кахане.

Восстание на территориях? Армия неспособна обращаться с женщинами и нищими? Дайте мне побыть министром обороны два дня — не будет ни восстания, ни нищих. Я закрою территории для настоящих нищих — прессы и телевиденья. Ни камер, ни корреспондентов. После этого я скажу солдатам: «Месть! За каждое проклятие, за каждый плевок, камень и бутылку, за каждый акт презрения к Еврейскому Народу и Б–гу Израиля!… Через два дня будет тишина, полный покой, молчание страха и дрожания.

Меир Кахане. Речь в Кнессете.

К сожалению, большинству евреев свойственно навязчивое чувство вины. У меня этого чувства нет. Лучше быть победителем, чем побеждённым. Лучше жить, чем умереть. Лучше иметь еврейское государство, ненавидимое всем миром, чем второй Аушвиц, за который мир вновь полюбил бы нас на короткий срок. Я совершенно не собираюсь извиняться за то, что не готов терять свою страну…

Никаких извинений! Никогда! Мы ничего не должны миру. Нам ничего не нужно от этого мира. Оставьте нас в покое, дайте нам строить своё государство!

… И с Б–жьей помощью мы приведём Машиаха.

Меир Кахане. National Press Club. 9/12/85

— В данном случае речь идёт об ещё одном арабском государстве, где и иврит со временем оказался бы не нужен. Вопрос сегодня ставиться так «Родина или Фалыстын?»

— Да, это первое, свои выступления в Кнессете Кахане обычно заканчивал призывом не голосовать за умеренные партии, он говорил «У вас есть только один выбор: или Кахане, или Арафат. Если вы не выберете Кахане — получите Арафата».

Второе, приёмы западной дипломатии на Ближнем Востоке не работают. Мы можем быть правы абсолютно во всех отношениях — ничего не поможет, и симпатии мира всё равно будут не на нашей стороне. Старая пословица на идиш говорит «Если еврей прав, его бьют ещё сильнее». Это остаётся в силе и сегодня. Только решительными и сильными действиями можно навести порядок в стране. Я верю, что это произойдёт, но чем дольше мы будем тянуть и раскачиваться, тем больше будет жертв. 

  Версия для печати


67 элементов 1,359 сек.