22.12.2024

Евреи. Погромы + фильм: “Из ада в ад” Видео


Однажды на фестивале Еврейского кино в Нью-Йорке был показан игровой фильм российского режиссера Дмитрия Астрахана "Из ада в ад" о еврейском погроме в 1946 году в польском городке Кельцы. Впервые за минувшие после окончания Второй мировой годы, та страшная ночь стала предметом игрового кино.                                            

 В центре Симона Визенталя состоялась американская премьера фильма, на которой присутствовал немецкий продюссер фильма – еврей из Кельц Артур Браунер. И много страшного случилось потом. Но чтобы оценить ужас происшедшего, нужно знать о чём фильм. Для тех, кто не видел – рассказываю.                                            
                                              
 Сюжет прост: весной 1937 года сталкиваются на перекрёстке в Кельце две свадебные процессии. Несмотря на антисемитские происки в свите польской пары, польский жених – Анджей – выбирает признать в еврейском женихе известного ему "пана учителя" и по-братски выпить с ним. Две невесты в подвенечных платьях целуются, поздравляя друг друга и – две свиты снимаются на память. Далее – две молодые беременные женщины в одной палате роддома и двое пьяных отцов под окнами: у пана Учителя родилась дочь, а жена Анджея ещё не разродилась… Увы: произойдёт трагедия и у поляков не только умрёт младенец, но выяснится, что детей у них не будет никогда. А дальше наступит осень 1939 года. Немцы войдут в город… И вот уже евреев строем ведут под конвоем неизвестно куда, а поляки из-за своих заборов смотрят. Пан учитель встречается взглядом с Анджеем и – его жена отдаёт им свою девочку Фелю. И оговаривает условия: "Не вернёмся – девочка ваша, вернёмся – вернёте её нам"…                                            
 Дальше – долгие годы войны. Еврейские мать и отец в разлуке. Она – в лагере, он из лагеря бежал, был в партизанах, первым вернулся… О жене не знает ничего и разыскивает Анджея. Узнает, что тот был, но исчез, едва узнал, что пан Учитель вернулся. Вскоре возвращается жена Учителя… Пан учитель становится начальником местного НКВД и ловит по лесам бандитов. На одном из рассветов он выходит с берданкой наперевес на собственную подросшую дочь Фелю, которую предусмотрительный Анджей выставил впереди группы поляков… Живым щитом – чтоб папа не стрелял. И папа не стреляет.                                            
 Долго надрывно и нервно рвут на части ребёнка две женщины. Миллион потрясающих подробностей. Когда, например, польская мать советует еврейской матери дать ребенку время на адаптацию: не наваливаться на девочку с любовью, а постепенно – приходить, брать её погулять, а там, глядишь, она со временем и привыкнет к мысли о том, что у неё другие родители… Всё разумно, но…                                            
 – Что ж это получается, – что я теперь жидовка?! – возмущённо спрашивает ДЕВОЧКА у своей польской матери, когда уходит еврейская мать.- Не хочу!                                            
 И в ночи в разных концах провинциального городка голосят женщины.                                            
 – Убей её! – кричит еврейка своему мужу. – Она нам Феличку всё равно не отдаст! Найди за что её привлечь – небось, с немцами сотрудничала, – и убей!                                            
 – Побойся Бога! – кричит отец ребенка. – Она нам дочь спасла!                                            
 А польская мать кричит своему мужу Анжею: – Бежим отсюда, берем Фелечку и бежим! Эта сука всё равно её у нас отберёт! И как жива только осталась? Небось, спала там с немцами в своём лагере!                                            
 И польский муж кричит в ответ: – Побойся Бога! Это же их ребёнок!                                            
 Но полька-мать выносит ночью спящую девочку на руках, решив бежать. Поздно – дом уже под охраной: еврейский отец приставил милиционера с берданкой к дому…                                            
 Страсти всё круче – пересказывать смысла нет – это надо видеть. И наступает момент, когда поляки устали: мало того, что многие из них так же прошли Освенцим, а им никто не сострадает, так ещё уцелевшие жиды то требуют, чтоб поляк освободил их дом, в котором погорелец с оравой детей поселился, а то и вовсе румяный американский еврей привозит караван грузовиков с подарками для евреев… А полякам – шиш: такие же оборванные и голодные, как евреи, они стоят и смотрят, как евреи разгружают грузовики…                                            
 И однажды еврейский отец уходит в ночь со своими бойцами в лес – вылавливать банду, а мирные поляки, которым никто из Америки ничего не шлёт, прихватив старые вечные вилы и топоры, вламываются в дома евреев и убивают их. Экран заливает кровью. С топором в руках несётся впереди пьяной от крови толпы полька-мать в поисках "этой жидовки", у которой следует отнять драгоценную Фелечку, которая им – полякам – по праву принадлежит: они её спасли, воспитали из неё хорошую католичку, а "эта жидовка" уже не своё дитя забирает, а "наше – католическое". Конечно, полька находит их – спрятавшихся под последней ступенечкой последней лестницы, – еврейских маму и дочь. И еврейская мать ТЕМ ЖЕ ЖЕСТОМ снова протягивает польке ребёнка с ТЕМИ ЖЕ словами: – Спаси!                                            
 Только теперь уже – под топор. И полька с топором пятится… Уходит и уводит за собой разъярённую толпу.                                            
 – Нет там никого! – кричит она.                                            
 Наступает утро… Пан Учитель возвращается с задания, останавливает кровавую битву и – его убивают на глазах Фелечки и жены.                                            
 Финальный унылый кадр добивает обыденностью: за бесконечной вереницей свежеоструганных жёлтых гробов идут в трауре мама и Феля. Польская мать с обочины тянет руки к девочке и кричит: – Куда ты идёшь? Евреев будут убивать всегда! Оставайся с нами!…                                            
 И простоволосая измученная девочка, прижавшись к еврейской маме, оборачивается к польке и просто отвечает: – Нет… Вы – убийцы…                                            
 И на стоп-кадре огромной братской могилы медленно ползут титры – поимённо названы более полусотни погибших. Последние пятеро – цифрой с пометкой, что имена этих всё ещё неизвестны. Мой старый московский товарищ, который просидел рядом эти мучительные два часа, расцепил зубы и сдавленно сказал: – Я боялся увидеть свою фамилию…                                            
 И на мои взлетевшие в вопросе брови, кивнул: – Да, в этом погроме погибла моя семья…                                            
 Чуть погодя – уже на ветру и морозе, прикурив с третьего раза и глубоко затянувшись, он – старый волк советского кино,- пожал плечом и скорее себе, чем мне, сказал: – В общем, всё понятно… Только непонятно, как это снято…                                            
 Это действительно загадка. Думаю, что и режиссёр не знает, как ЭТО снято – эта страшная бойня, которой всё нет конца, хоть и минуло уже 50 лет со дня погрома. Но нет конца этому погрому, покуда в просмотровом зале Бог знает где – в какой-то заокеанской Америке! – сидят дети убитых евреев и впервые пытаются разглядеть этот маленький городок и лица убийц…                                            
 Артур Браунер, который дал деньги на создание фильма, старик, родом из Польши, пережил Катастрофу и после Кельцского погрома уехал в Западный в те годы Берлин. На пресс-конференции в центре Симона Визенталя, он рассказал, что долгие годы мечтал об этой картине. Перебирал варианты сценария, начинал и прекращал съёмки из-за нехватки средств. В Германии ему не удалось получить необходимую сумму – соавторы нашлись в Белоруссии. А когда продюсер вернулся из Америки,- все помещения его студий в Берлине СГОРЕЛИ. Убыток исчисляется миллионами долларов… И пока полиция устанавливает причины пожара, господин Браунер спокойно сказал: "Поджог". Потому что сразу же после показа фильма в Америке в центр Симона Визентали посыпались письма, звонки с угрозами. Американцы польского происхождения спешили заявить, что фильм клевещет на польский народ, Польшу и искажает факты. Эти тексты перепечатала германская печать. И Артур Браунер видит прямую связь между публикациями и пожаром. Вот такая великая печаль осталась за кадром кинофестиваля…                                            
                                              
 Немного статистики:                                            
 – 25 тысяч евреев было уничтожено во время оккупации Польши нацистами в городе Кельцы.                                            
 – 200 евреев вернулись в город после войны.                                            
 – 42 еврея убиты, 50 – ранены в погроме 4 июля 1946 года. Оставшиеся эмигрировали в Америку и Палестину.                                            
 В 1996 году – по случаю 50-летия страшных событий – премьер-министр Польши А.Квасневский принёс евреям официальные извинения за случившееся и дал указание начать расследование обстоятельств погрома и найти виновных, которых, скорее всего, уже нет в живых.                                            
                                              
 "Из ада в ад":                                            
                                              
                                             https://www.youtube.com/watch?v=sE9liTf7k0s&hc_location=ufi 

 

                                            
                                              Погрому в Кельце предшествовал киевский погром сентября 1945г. Осенью 1945 года на имя Сталина, Берии и редактора «Правды» Поспелова в ЦК поступило письмо из Киева от группы демобилизованных фронтовиков-евреев. В нём сообщалось, что в городе, лежавшем ещё в руинах, совсем недавно произошли кровавые межнациональные столкновения, ставшие «первым в условиях советской власти еврейским погромом».                                            
 Геннадий Костырченко. ТАЙНАЯ ПОЛИТИКА СТАЛИНА. Глава IV                                            
                                             http://www.krotov.info/libr_min/11_k/os/tyrchenko_6.html 

 

                            
                                              


70 элементов 1,355 сек.