22.11.2024

Преступность в МВД показала рост

Аналитики МВД говорят, что в 2015 году ухудшилась криминальная ситуация и понизился уровень служебной дисциплины в рядах российских полицейских из-за слабого контроля.

Аналитики МВД бьют тревогу: недавно они подбили итоги по преступности и правонарушениям в рядах полицейских за 2015 год, которые говорят об их росте. За год в России на разных преступлениях попались 3,5 тысячи сотрудников и полицейских начальников — это почти на 10 процентов больше, чем в 2014 году. Чаще всего стражей порядка ловили на коррупции и должностных преступлениях. Полицейские также воровали, торговали наркотиками, совершали ДТП и, несмотря на запрет, ездили отдыхать за границу. Стабильными лидерами по нарушениям являются подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД. Эксперты связывают рост криминала в МВД со слабым контролем, а также с экономическим кризисом: из-за усохших служебных доходов, полицейские пытаются добрать денег на стороне, взятками и вымогательством.

По данным Лайфа, недавно аналитический центр МВД подготовил для руководства ведомства отчёт о правонарушениях среди полицейских. Как выяснилось, в 2015 году по всем показателям уровень преступности повысился на 8%. Полицейские совершили почти 5 тысяч преступлений в 47 регионах страны. Больше всего нарушителей служили в подразделениях МВД по Чукотке, в Ненецком автономном округе, Ингушетии, Карелии, в Кировской, Владимирской, Тюменской, Архангельской, Тульской и Томской областях, в Забайкалье и Санкт-Петербурге. 

Примечательно, что закон чаще всего преступали полицейские начальники.

— В 2015-м руководители отделов и подразделений в системе МВД совершили вдвое больше преступлений, чем в позапрошлом году, — рассказал Лайфу источник в МВД.

Если говорить про основную категорию преступлений, то каждый второй из привлеченных начальников попался на злоупотреблении или превышении своими полномочиями, каждый четвёртый на взяточничестве. Коррупционных преступлений среди полицейского начальства стало на 10% больше, а должностных — на 20%. Другие "начальственные" преступления классифицируются по различным общеуголовным статьям.

 

 

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

Судя по отчёту аналитиков, больше всего преступников было среди сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД. Борцы с коррупцией сами занимались вымогательством взяток, злоупотребляли должностными полномочиями и участвовали в разных аферах.

Так, в ноябре 2015 года следователи ГСУ МВД Виктор Рубашкин и Владимир Андриевский попались на получении 2 миллионов рублей от миллиардера Романа Манаширова.

А 30 октября 2015 года в Южно-Сахалинске возбудили дело против начальника местного УЭБиПК. Он получил от юриста фирмы "Строй-альянс" 5 миллионов за то, чтобы прекратить проверку этой фирмы.

В июне 2015 года следователь МВД из Новосибирска вымогал 2,5 миллиона рублей. Полицейский обещал бизнесмену закрыть против него уголовное дело о мошенничестве.

В чёрный список аналитиков МВД вошли подразделения уголовного розыска, Госавтоинспекции и участковых. Они традиционно попадались на вымогательстве взяток или участии в других преступлениях.

Аналитики МВД отмечают тревожную тенденцию: в 2015 году полицейские совершили на 56% больше грабежей, разбоев, краж и других общеуголовных преступлений. И здесь в лидерах опять оперативники подразделений ГУЭБиПК, следователи МВД, участковые.

Полицейские попадаются и на торговле наркотиками. За 2015 год количество преступлений по "наркотическим" статьям среди полицейских снизилось лишь на 1%. На незаконном обороте наркотиков попалось почти 200 сотрудников МВД. Судя по отчёту аналитиков, в наркоторговлю потянулись оперативники подразделений ГУЭБиПК (рост 150%), а также участковые и следователи МВД.

Не меняется ситуация и на дорогах. В 2015 году сотрудники МВД совершили почти 4,5 тысячи ДТП — рост чуть более 2%. По вине пьяных полицейских произошло 426 аварий. Уголовные дела были заведены на 238 сотрудников МВД. Больше всего нарушителей на Камчатке, в Республике Марий Эл, в Карелии, Волгоградской, Воронежской, Новгородской, Архангельской, Ульяновской областях, в Ненецком АО, в Забайкалье. Если говорить по подразделениям, то чаще всего совершали ДТП оперативники угрозыска, экономической безопасности, сотрудники Патрульно-постовой службы, подразделений по делам несовершеннолетних.

 

Фото: © РМА Новости/Николай Хижняк

Фото: © РМА Новости/Николай Хижняк

 

Целый блок отчёта посвящён состоянию служебной дисциплины. В 2015 году таких нарушителей в МВД было почти 200 тысяч. Рост составил 6%. Из них 130 тысяч сотрудников были привлечены к дисциплинарной ответственности. Рейтинг нарушителей возглавляют органы дознания, служба участковых, угрозыск и УЭБиПК. Самыми недисциплинированными оказались сотрудники из ХМАО-Югры, Новгородской области, Ненецкого АО и с Камчатки.

Позитивным моментом можно назвать лишь то, что полицейские стали на 17% реже пить на работе, а также прогуливать.

В 2015 году, несмотря на запрет, полицейские ездили отдыхать за границу. Только в Москве 27 руководителей попались на том, что необоснованно разрешали своим подчинённым выезжать в другие страны. А всего за отдых за границей могут уволить 240 сотрудников МВД.

Не изменилась в МВД и порочная практика, когда проштрафившихся или попавшихся на преступлениях сотрудников увольняют задним числом и ещё дают им хорошие характеристики. Такое было замечено в МВД по Калмыкии, по Амурской, Белогородской, Владимирской, Орловской, Мурманской, Ярославской областям.

Вместо того, чтобы жёстко реагировать на нарушения дисциплины и заниматься их профилактикой, начальники зачастую накладывают на сотрудников ни к чему не обязывающие взыскания. Например, когда в Дагестане стали разбираться со случаем побега из-под стражи обвиняемого, то выяснилось, что у каждого полицейского за плечами уже по 10 дисциплинарных взысканий.

Сотрудников МВД обязаны регулярно тестировать на следы наркотиков, однако в жизни это не всегда исполняется. Так, в Калмыкии и Амурской области полицейских почти не проверяли — количество проведённых там тестов на наркотики ниже необходимого минимума.

Всё перечисленное, резюмируют аналитики, — результат существенных просчётов в организации работы с личным составом. Это, по их мнению, говорит о "формальном и поверхностном отношении к анализу причин нарушений".

В МВД говорят, что в 2016 году ситуация с уровнем преступности в рядах полицейских меняется к лучшему. 

— По данным ведомственной статистики, за 9 месяцев 2016 года зарегистрировано снижение преступлений, совершённых сотрудниками (3344; –9,2%). Среди уголовно-наказуемых деяний 65,1% составляют преступления должностного характера (2176; –2,8%), — сообщила Лайфу официальный представитель МВД России Ирина Волк. — Количество сотрудников, против которых возбуждены уголовные дела по составам преступлений должностного характера, снизилось на 1,8% (1548), общеуголовного — на 24% (978), — сказала Ирина Волк.

По её словам, случаев взяточничества в МВД стало больше на 7,3% и составило треть от всего уровня должностных преступлений — 783 из 2176. Количество сотрудников, против которых были возбуждены дела по статьям "Получение взятки" и "Дача взятки",  увеличилось на 9,3% — с 528 до 577. 

— По материалам проверок подразделений собственной безопасности уголовному преследованию подвергнуто 61,4% сотрудников органов внутренних дел, — отметила Ирина Волк.

Эксперты также связывают рост криминала в МВД со слабым контролем и экономическим кризисом. По словам члена Национального антикоррупционного комитета Павла Зайцева, в региональных подразделениях МВД больше криминала, потому что там слабый контроль со стороны начальства, а также низкий уровень жизни и доходов полицейских. По его словам, в этой ситуации полицейские ищут возможность заработать на стороне.

— Оперативники из подразделений экономической безопасности МВД совершают больше преступлений, чем все остальные, потому что именно вокруг них крутятся большие деньги, а значит, и большие соблазны, — считает Павел Зайцев. — Как правило, они зарабатывают на взятках.

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

 

По его словам, в Москве распространена следующая схема. Оперативники УЭБиПК получают документы по какой-нибудь фирме-однодневке и ищут финансовые связи с легальными фирмами. Затем к руководству такой компании приходят оперативники и угрожают делом за теневые финансовые схемы с участием фирм-помоек. За это бизнесменам приходится платить миллионы.

Что касается общеуголовных преступлений, то, по словам экспертов, в этом нет ничего странного.

— Когда я был следователем, мне приходилось иметь дело с полицейскими, обвиняемыми в разбоях. Как правило, разбои чаще всего устраивают омоновцы и пэпээсники, — рассказывает Зайцев. — Причины для этого разные. Например, родственники начинают систематически пилить полицейского: мол, зарплата маленькая, а ты посмотри, как другие живут. Вот он и идёт на дело.

По мнению экспертов, для наведения порядка и дисциплины в МВД нужно подключать контролёров из других ведомств.

— Прокурорам даны широченные полномочия по контролю за деятельностью МВД. Они имеют право запрашивать любые материалы вплоть до оперативно-разыскных дел и принимать решения о мерах воздействия на оборотней в погонах, — возмущается один из бывших офицеров ФСБ.

Он считает, что необходимо провести настоящую переаттестацию сотрудников МВД, чтобы избавиться от правонарушителей.

— Ещё в 2010 году во время обсуждения реформы МВД многие выступали против неё. Одним переименованием структуру не изменишь, необходимы более серьёзные реформы, такие как жесткое просеивание личного состава, а не проведение формальных переаттестаций, — поясняет эксперт.

С ним согласен и глава Независимого профсоюза московской полиции Михаил Пашкин.

— Сейчас в полицию идут не граждан защищать от криминала, а деньги зарабатывать, — утверждает профсоюзный лидер. — На днях к нам в профсоюз пришло несколько сотрудников патрульно-постовой службы, которые заявили, что подали рапорты на увольнения, так как боятся сесть в тюрьму.

 

Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк

Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк

 

Как выяснилось, недавно в подразделение пришли новые сотрудники, которые поставили на поток теневой заработок на улицах: ловят на улицах мигрантов и вымогают у них деньги.

— Когда их спросили, зачем они идут на криминал, то полицейские спокойно ответили, что пришли зарабатывать деньги, а не за 45 тысяч рублей в месяц вкалывать, — рассказал Пашкин.

По словам Пашкина, на должности часто ставят не по профессиональным качествам полицейского, а по количеству выпитого в бане с высокопоставленными офицерами.

Автор:

АВ

Алексей Веларов

Автор: Алексей Веларов источник


69 элементов 2,080 сек.